Рамочная конструкция конкурирующих ценностей
Рамочная конструкция конкурирующих ценностей конкуренты борются между собой. То есть приоритеты этой книги смещены к интеграционному подходу оценки культуры, поскольку именно в перспективе интеграции она черпает свое могущество. Культура является конкурентным преимуществом организаций, главным образом в той же степени, в какой она является общепринятой, согласованной, целостной системой восприятия, коллективной памяти, разделяемых ценностей, подходов и определений. Помимо прочего, в процессе работы с большим числом организаций, диапазон которых простирался от многонациональных конгломератов до малых фирм предпринимательских начинаний, мы накопили достаточный практический опыт. С одной стороны, он не противоречит эмпирическим доказательствам (приведенным в приложении I) и позволяет утверждать, что менеджеры способны достигать консенсуса в понимании того, что представляет собой культура их организации, какие подходы могут быть использованы для ее изменения, как в результате их реализации организация может стать иной. С другой стороны, описанный в этой книге подход к изменению культуры исходит из ряда допущений подходов дифференциации и фрагментации в отношении неопределенности и неуправляемости организаций, ^которые есть всегда. Описываемые нами шаги управления процессе! * изменения культуры включают в себя конкретный инструменту*» , и этих аспектов организационной культуры. 2 Постскриптум: банк Meridian был недавно куплен другой кампанией финансовых услуг, и это название перестало существовать. К Глава 4 Построение профиля организационной культуры Назначение профиля
На закате своей долгой и красочной жизни в 1977 г. знаменитый статистик Джон У. Туки (John W. Tukey) написал книгу «Exploratory Data Analysis» (Анализ данных обследований). Самое интересное в этой книге, что Туки, разработчик наиболее часто используемых статистических критериев для оценки значимых различий между рядами чисел, приводит доводы в пользу того, что творческое осмысление и понимание достигаются не в результате анализа данных по статистическим критериям, а с помощью возникающих у исследователя на этой основе образов. Он утверждал также, что самым эффективным средством для интерпретации чисел является их графическое представление — в виде картинок, диаграмм или графиков. Иллюстрации позволяют людям проникать в смысл чисел лучше, чем любой статистический критерий или изощренный математический метод. С их помощью можно обнаружить больше взаимосвязей, сделать больше сравнений и выявить более интересные закономерности, чем просто вглядываясь в результаты численного анализа. Поскольку в правоте Дж. У. Туки нас убедил собственный опыт, мы и вам настоятельно рекомендуем построить из данных о культуре вашей организации наглядную картинку. На- Построение профиля организационной культуры значение этой главы — помочь вам рисовать профили организационной культуры, позволяющие выявить такие атрибуты вашей организации, которые без картинок могли бы показаться неочевидными или остаться незамеченными. Вычерчивание профиля Инструмент OCAI фокусирует внимание на отражающих культуру организации стержневых признаках. Их рейтинговые оценки, сделанные вами во время чтения главы 2, дали некий намек на доминирование в вашей фирме определенных типов культур. Другими словами, ваши ответы на предложенные в той главе шесть вопросов помогли выдвинуть на первый план те аспекты вашей организации, которые определяют характерный для нее тип культуры. Чтобы построить ее профиль, воспользуйтесь оценками, расчет которых аьщ< а*-нялся по форме, показанной на рис. 2. 4 главы 2. Тогда вы рассчитали среднюю оценку для каждой альтернативы — А, В, С и D, — причем отдельно для вариантов «Теперь» и «Предпочтительно» нашего вопросника.
При построении профиля организационной культуры выделяются следующие три этапа. 1. Сначала займитесь числами из колонки «Теперь». Внесите средние оценки для каждой альтернативы (А, В, С и D) в форму диаграммы, названной «Организационный профиль», представленной на рис. 4. 1. (Дополнительные формы включены в приложение II в конце книги. ) Оценка альтернативы А представляет клановую культуру. Отметьте соответствующее значение на диагональной линии, простирающейся вверх в верхний левый квадрант формы. Оценка альтернативы В представляет адхократическую культуру. Отметьте соответствующую ей оценку на диагональной линии, идущей вверх в верхний правый квадрант. Оценка альтернативы С представляет рыночную культуру. Соответствующую оценку проставьте на диагонали, направленной вниз в нижний правый квадрант формы. Оценка альтернативы D определяет иерархическую культуру. Отметьте соответству- 102_________________. ,. _____________ {Глава* „ ющую ей оценена диагональной линииуйдзедей. внвд в ^иж^ий-л^выйкзвдеан; ^., г t t \ к ^ v *' 2.! Соедините отмеченные » каждом квадранте формы тешки так, чтобы получился четырехсторонний многоугольник. У вас подучится нечто, напоминающее по форме воздушного змея. Этот профильрисуехкартину культуры вашей организации такой, какой вы воспринимаете ее прямо сейчас. Она более полезна для диагностических 1 целей, немтот набор чисел, который получился у sac so < . -время чтения главы 2, потому что такая, картина дает. наглядное представление. Вы в состоянии сразу увидеть наиболее сильные и самые слабые аспекты куль-• туры организации. 3. Теперь на тот же рис. 4. 1 нанесите оценки из колонки «Предпочппелыго», На этот раа соединяйте точки пунк-, тирюьши линиями, чтобы ^отличать предпочтительную культуру от существующей ныне. Нахождение обеих диаграмм на одном рисунке позволяет сравнить, в какой степени нынешняя культура соответствует предпочтительной, а также дает возможность определить, в чем именно ее можно изменить для достижения соответствия.
Теперь рис. 4. 1. отражает картину общей нынешней и предпочтительной культуры вашей фирмы. Она комбинирует в себе все отдельные стержневые организационные атрибуты, в совокупности и являющиеся отражением культуры организации. Информативным может оказаться и представление на диаграмме оценок для каждого отдельного вопроса или атрибута культуры, включенного в средство оценки OCAI. Это даст вам возможность определять меру отражения каждым атрибутом культуры одного и того же ее преобладающего типа, т. е. позволит определить, в какой степени ваши относящиеся к оценке культуры диаграммы гармонируют одна с другой. Рис. 4. 2 дает возможность графически представить отдельно каждый из шести вопросов. Использование этого рисунка предполагает выполнение следующих двух шагов. Снова обратитесь к колонке «Теперь» ваших рейтинговых оценок по OCAI в соответствии с рекомендациями главы 2. Построение профиля организационной культуры t03 Отметьте оценки вопроса 1, озаглавленного в данной форме «Организационные характеристики*. Далее отметьте оценки вопроса 2 (^Организационное лидерство*) на фрагменте рисунка с тем же названием. Проделайте то же самое для каждого из шести вопросов на соответствующем фрагменте рис. 4. 2. Соедините нанесенные точки сплошной линией таким образом, чтобы в каждом фрагменте получилась диаграмма, напоминающая воздушный змей. Теперь обратитесь к колонке «Предпочтительно» ваших рейтинговых оценок. Графически представьте эти оценки на соответствующих фрагментах рис. 4. 2. Доя соединения этих точек используйте пунктирные линии, чтобы отличить получившиеся диаграммы от диаграмм ваших рейтинговых оценок «Теперь». Рис. 4. 3 иллюстрирует примеры шести организационных профилей культуры. Эти диаграммы не являются ни стереотипными, ни идеальными; они сделаны для шести произвольно выбранных организаций, имеющих несколько отличный от других профиль. Мы приводим здесь эти примеры лишь для показа широкого многообразия профилей культуры, которые могут сложиться в организациях. Например, изготовитель средств-измерений и измерительных приборов, являющий» представителем индустрии высоких технологий, тяготеет каф хократическому квадранту. Выживание его организации, завн-сит от быстрых и постоянных новаторских решений Щ) обкевг лению продукции и услуг в чрезвычайно бурно меняющемся внешнем окружении. Быстрорастущая финансовая организация, которая делает акцент культуры на правой стороне профиля — адхократии и рынке, — встречается нечасто, но в предыдущей главе мы упоминали пример Meridian. У большинства банков выявляется как раз зеркальное отражение этого профиля. У поставщика стандартизованных деталей доминирует иерархическая культура, а второй по степени преобладания является адхократия.
Эта фирма ежегодно производит миллионы стандартизованных деталей, распределяя их по предприятиям автомобильной и аэрркосмической индустрии более чем в пятидесяти странах мира. Изготовитель многонационального масштаба т* < > ц", ^^^^Д. л. ^^^. Й1^..!: ^Ш^^ 5вво. йёяает акцент на Д8у*1! 1«кйих тй*Шг'S^te^pi^' ^йоЧ-ной frMepajjimnecKioft. Комп^я работаетв высй^окоШс^вт-ной индустрии, где преобладает ^уйныейзйй^вителй, штаб-квартиры которых нмеютш по меньшей ш$> ев^есяШестрай. Федеральный ярабитеяьс^вшвый^гШ^Ш*; (жют1бе»ея^М' некоему стереопшу рациональной, ста& шмой и«онтр«йшру-емой системы, доминмтой^отороЙ явшйСЯ й^рхйчйосий квадрант. Б этом нет ничего удивительного, Фирма, заншйаю-щаяса системами данных, - одна из немНоШХ организаций, с которыми нам приходилось иметь делЬ, Гд«-оценка прйнад-л ежиост* к адxOiq)aтичecкoйкyлbтype6ьlfla близкой 1К нулевому значению. Кстати сказать, онаб*ма*ЗтШ*а'аругШ, 'боа«» крупной компанией. Цель приобретения соег^ййа в том, чтобы способствовать стимулированию движения рэдштельекей ф^мы в 1Шйравленш^^э|> а6отаи н(Яей*р^««й«« 8оэаа-ния климата новаторства; *йегруда«> было-йредсгаветь, ^R> в первые несколько месяцев посл^ этого слияния случится множество конфликтов; возникнет немяло неудобств: и рассеются иллюзии. Причина заключалась в том, что культура нового приобретения оказалась несовместимой- с '«яаЦеаяпяма роДй-тельской ф> 1рмы. Диагноз типа культуры, для которого ис-пользовался инструмент ОСAI, способствовал'разрешению некоторых проблем несовместимости культур и несбывшихся оиа^шя% «о в конечном шог« помогло стимулировать процесс необходимых культурных изменений. • - •-
< i 1 Интерпретация профилей культуры -; Имея вычерченную картаяу профждя ебщей куя*^^» своей организации, а также профили, каждого из шести атрибутов культуры, вы можете интерпретировать их с разных точек зре-ння. Существует по меньшей мере шесть стандартных разрезов сравнения в организации: (1) ио сегодняшнему доминирующему типу культуры; (2) по различим между нынешней и предпочитаемой вами будущей культурой; (3) по еще доминирующего типа культуры; (4) по согласованности профилей разных атрибутов культуры и разных индивидуальных оценок этих атрибутов членами вашей организации; (5) по результа- Лос! трдение профиля организационной культуры 105 Рис. 4. 1. Профиль организационной культуры •1в*.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|