Клановая культура. Адхократичвская культура. Иерархическая культура. Рыночная культура. Использование рамочной конструкции для диагностики
Клановая культура Очень дружественное место работы, где у людей масса общего. Организации похожи на большие семьи. Их лидеры или главы воспринимаются как воспитатели и, возможно, даже как родители Организация сохраняется благодаря преданности, традиции, высокой обязательности Она делает акцент на долгосрочной выгоде от совершенствования личности, придаетзначение чрезвычайной сплоченности коллектива и моральному климату. Успех оценивается в терминах доброты чувств к потребителями заботы о людях. Организация поощряет бригадную работу, участие людей 8 бизнесе и согласие. Адхократичвская культура Динамичное предпринимательское и творческое место работы. Люди готовы подставлять собственные шеи и идти на риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей элементом организации является преданность экспериментированию и инновациям. Подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех определяется производством/ предоставлением уникальных и новых продуктов и/или услуг, лидерством на этом рынке. Организация поощряет личную инициативу и свободу.
Иерархическая культура Очень формализованное и структурированное место работы. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Лидеры гордятся тем, что они — рационально мыслящие координаторы и организаторы. Критически важно поддержание плавного хода деятельности организации. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Долгосрочные заботы организации состоят в обеспечении стабильности и получении показателей плавного хода рентабельного выполнения операций. Успех определяется в терминах надежности поставок, плавных календарных графиков и низких затрат Управление наемными работниками озабочено гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости.
Рыночная культура Организация ориентирован**» результаты, главной заботой является выполнение поставленной задачи. Люди целеустремленны и соперничают между собой Лидеры — твердые руководители и суровые конкуренты Они неколебимы и требовательны. Организацию связывает воедино акцент на стремлении побеждать. Репутация и успех являются общей заботой. Фокус перспективы настроен на конкурентные действия, решение поставленных задач и достижение реальных целей. Успех определяется в терминах проникновения на рынки и рыночной доли. Важно конкурентное ценообразование и лидерство на рынке. Стиль организации — жестко проводимая линия на конкурентоспособность. Рис. 5. 4. Профиль организационной культуры тн Глава 5 Рис, 5. 4 (продолжение) Использование рамочной конструкции для диагностики культуры могут оказаться. так же трудно осуществимыми, как и большие. Например, незначительное усиление акцента на адхократическом квадранте может потребовать такой же большой энергии и приложения таких же усилий, что и в случае значительных перемен. Величина несоответствия между профилями нынешней и-предпочтительной культуры, определяемого графически, дает четкое представление, на каких вопросах следует сосредоточить внимание. Наиболее важная составляющая этого шага состоит в поиске специалистов, способных заполнить форму, представленную на рис. 5. 5. Каждый из них решает, что предполагаете что не предполагает усиление или ослабление определенного типа культуры, помня о том, что попытка сместиться к какому-то конкретному типу не подразумевает полного отказа. или игнорирования других. Это только означает, что те элещен-ты, которые обеспечат успешность в преобразованиях культуры, должны быть усилены. К вопросам, на которые следует получить ответы, относятся следующие: каковы атрибуты, которые мы желаем подчеркнуть, если предпринимаем смещение к лредпочтительному квадранту? какие характеристики должны доминировать в нашей новой культуре? на чём акцент необходимо ослабить или от чего следует отказаться, если мы намерены выйти из какого-то конкретного квадранта? следует ли сохранить некоторые характеристики даже при выходе из конкретного квадранта? что продолжает оставаться важным в существующем культурном типе, несмотря на то, что мы хотим усиливать другой тип культуры? каковы наиболее важные компромиссы? каким образом мы сможем распознать новую культуру?
Далее группа должна достичь консенсуса по ключевым вопросам, перечисленным в каждом разделе формы, представленной на рис. 55. То есть четко определить стержневые положения и принципы, описывающие, какие изменения предполагаются, а какие нет в результате перестановки акцентов в конкретных типах культуры. Необходимо научиться объяснять эту таблицу, чтобы помочь остальным понять, как именно будет изменена культура. Другими словами, цель этого шага в широком смысле состоит в создании некоего согла- ч т Глава 5 сов^цйеададения тогб^ какий будет желаемое %аущее, ка-етада^й^ Наиболее важные ЭЛеиенты ^й-аййацни^ 4to будет, а*ив не будет изменено шгго'щедакич» Ё-н*вдешней «рга-низацйонной культуре слезет сохранить. '" \ Наш коллега Аллеи уйлкйнс {Atan ЩШтй) определил как побочный результат такой оЦёйочной деятёльнЫггй явление, которое замечаете^ в любых сйтуацийх, Так или иначе чреватых организационными изменениями, ft назвал его формиро- Рмс. 5. 5. Что предполагает, и что не предполагает изменение культуры Использование рамочной конструкции аля диагностики ___ \$7 ванием корпоративного характера (A. Wilkins, 1989\ Этот термин можно понимать как средоточие стержневых аспектов компетентности, единственной в своем роделшссии и особого рода организационной идентичности, сформировавшихся с течением определенного времени, Корпоративный характер подобен семейным традициям или национальному самосознанию. Как бы организации ни стремились что-то изменить, они не желают отказываться от тех особенностей, которые придают им некий уникальный имидж. Четкое определение того, что изменения предполагают и не предполагают, поможет лишний раз напомнить конкретным лицам, что не следует отказываться от тех или иных стержневых-аспектов компетентности организации. Не считаясь с издержками, члены команды захотят сохранить некоторые элементы характера своей организации, даже если те принадлежат квадраанз^Ц^ цент на котором выражен слабее, чем на любом-дру^еягквад-ранте.
t Шаг 4. Истории-иллюстрации Самым наглядным способом освещают и показывают организационную культуру разного рода истории (см., например: J. Martin, М. РеЫюап в* 5. Sitkin, 1983; J. Martin & М. Powers, 1983). То есть ключевые ценности, желательная ориентация и принципы поведения, характеризующие новую организационную культуру, обычно более четко доводятся до сведения слушателей посредством рассказов о поведении сотрудников, обладающих этими качествами, чем каким-либо иным способом. Например, при разговоре с любым представителем компании Federal Express редко не услышишь историю о наемном работнике, который арендовал вертолет и отправился на нем в снежную бурю на вершину горы, чтобы закрепить трансформатор, Из-за которого вышла из строя система телефонной связи. Этот рассказ прекрасно иллюстрирует одну из исповедуемых компанией ценностей — своевременность предоставления услуг потребителям. Героем общеизвестной истории авиационной компании Southwest Airlines является главный управляющий, который во время отпуска отправился потрудиться на багажном конвейере, чтобы его подчиненные смогли взять вы- tjg__________ , ________________________ . Глава 5 ходнойдень. Этим доказывается, что потребитель для компании все же второй после наемных работников, поэтомугто им первым демонстрируют «позитивную одержимость оказать помощь». Уроки приемлемого поведения в новой культуре, которые служащие навлекают из неоднократно услышанных историй, быстро ц однозначна запечатлевают в их сознании желаемые ценности, атрибуты поведения и моральные прин-здвеш. Таким образом, на этом шаге члены команды должны добрать два-три случая или события, наглядно демонстрирующих те ценности, которые они хотели бы перенести в будущую организационную культуру. У сотрудников они должны ассоциироваться с самой организацией так, чтобы принадлежность к ней органически сочеталась с принятием иллюстрируемых ценностей. Рассказывайте подобные истории в процессе групповых дискуссий, убеждая их участников согласиться, что они достаточно действенны для пропаганды желательных ценностей и культуры в целом. Форма подачи материала должна быть такой, чтобы в памяти закрепился моральный аспект рассказов. Тогда они будут выполнять функцию впечатляющего представления будущего, в картине которого правильно расставлены все акценты, и станут горззд^юлее могучим средством доведения принципов новой «удьтуры до сознания других людей, чем любое количество ее диаграммных изображений, перечней стратегических составляющих или зажигательных речей главного управляющего.
Шаг 5. Стратегические действия Теперь, когда все однозначно доняли, что предполагает и что не предполагает изменение культуры организации, и определено, какие именно ценности должны быть закреплены, следует сделать пятый шаг, ориентированный на выбор особых действий, необходимых дощускорелия перемен. Форма, представленная на рис. 5. 6, должна быть заполнена таким образом, чтобы ключевых действий, относящихся к каждому квадранту, оказалось сравнительно немного. По мере достижения консенсуса команде нужно установить, что необходимо привести в движение, что притормозить, чему позволить продолжаться, чтобы начался процесс изменения культуры. Друга-
Рис. 5. 6. Действия, которые надлежит предпринят* ми* словами, на этом шаге требуется четко оа& б& бзвяъ действия и поведение, которые будут взяты на вооружение как составная часть изменения культуры. Формулируя шаги предполагаемых действий, важно помнить, что для контроля нужно задавать себе такие вопросы: каким второстепенным проблемам дать старт или что, тоже второстепенное, остановить? накопление каких излишков и заделов необходимо прекратить, от каких действий, не приумножающих ценности, следует отказаться, какие отклонения от следования исповедуемым ценностям можно допускать? с чего начать? что именно следует признать и приветствовать для поддержки изменений? какими ресурсами необходимо обзавестись? каким символическим событиям открыть «зеленую улицу», чтобы они прозвучали сигналом начала новой культуры? какие процессы или системы должны быть перестроены? как можно доходчиво довести до сознания членов организации новые культурные Ценности? какие метафоры можно использовать для отражения новой культуры?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|