Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рис. 5.3. Пример анализа «предполагает— не предполагает» в одной из организаций




Рис. 5. 3. Пример анализа «предполагает— не предполагает» в одной из организаций


•; *»•


; j'^u: tj^yjp-". f^SJbL^'. ^" '; . '-.. У***? ^


 



 


Использование рамочной конструкции для диагностики



хической и рыночной культурам. Конечно, lermtealrtrefHsaMaega совсемчугказываться от последних, ноона не жеШШ! аорвурер*. . дствовать, фокусируя внимание исключительно яа ква^йяяаэс Клана я адхократни. Поэтому члены группы четко определили, какие характеристики они хотел» бы увеличить, уменьшить и оставить неизменными в каждом иачетырехтнпов культуры. Так. был сформирован план действий по реализации изменений, пре­допределенных перечнями характеристик, и положено начало стратегии изменения культуры организации.

Конечным результатом проведенной работы по диагностике стало внедрение подхода к изменению культуры с использова­нием самоуправляемой бригады лидеров, в которой сопротив­ление изменениям было минимальным, а осознание всеми чле­нами основополагающих сил и направлений движения фирмы в будущее гораздо более ощутимым, чем прежде. Без этого пер­вичного диагноза и реализации предложений свойственное организации сопротивление, сформированное в недрах укоре­нившейся, но отставшей от временя культуры, низвергло бы любые посягающие на нее нововведения.

5 Зшс. №409


130____________________ : _________________________________________ Глава 5

Шаги конструирования процесса изменения организационной культуры

Используя опыт организации, рассмотренной в качестве при­мера, мы предлагаем далее правила проведения состоящего из шести шагов приема, соблюдение которых поможет сплани­ровать и реализовать действия по изменению организацион­ной культуры. Назначение упомянутых шести шагов состоит в том, чтобы ускорить вовлечение людей в дело изменения культуры, минимизировать их сопротивление, разъяснить всем заинтересованным лицам, какими именно будут акцен­ты новой культуры, выявить, что же останется в организации неизменным, и сконструировать систему целенаправленных действий, осуществление которых с самого начала затронет движущие силы культурных изменений.

Ниже следует описание шести начальных шагов на пути изменения организационной культуры.

Шаг 1. Диагноз нынешнего состояния и достижение консенсуса

Наметьте в фирме ведущих специалистов в области перспектив­ных представлений об организационной культуре в целом. Удо­стоверьтесь в том, что в работу вовлекаются именно те люди, которые смогут заниматься реализацией инициатив по измене­ниям и которые действительно необходимы для обеспечения успеха в этом направлении. Им предстоит индивидуально сде­лать оценку с помощью инструмента ОС AI. Позаботьтесь о том, чтобы, отвечая на вопросы анкеты, каждый давал рейтинговую оценку одной и той же организационной структуры. То есть вне­сите ясность, исключающую возможность оценки одними лица­ми, скажем, какого-то подразделения, а другими — рейтинга фирмы в целом. Важно исключить двусмысленность в отноше­нии единства цели работы для всех респондентов.

Соберите этих людей вместе для выработки согласованного взгляда на нынешнюю культуру организации. Не ставьте зада­чу получения средних рейтинговых оценок. Вместо этого скру­пулезно рассматривайте взгляд на перспективу тех лиц, кото­рые могут представлять себе организацию иной, чем другие.


Использование рамочной конструкции для диагностики


13Т


Если число людей, привлеченных к выполнению оценки с по­
мощью OCAI, велико, разделите их на подгруппы и добейтесь,
чтобы каждая подгруппа построила общую согласованную ди­
аграмму культуры. Не игнорируйте рейтинговые оценки ни
одного лица вне зависимости от того, в какой мере они расхо­
дятся с оценками всех остальных участников. Особенно важно
обсуждать причины, которые приводят то или иное лицо к его/
ее рейтинговой оценке культуры организации. Обсуждение и
достижение консенсуса обычно представляет собой наиболее
плодотворную часть выполняемой pa6of ы, поскольку в конеч­
ной итоге создается понимание, открываются каналы для об­
щения и расширяется возможность оцеютГпо достоинству
точки зрения других участников процесса. Поскольку каждое
лицо делает оценку по OCAI индивидуально, люди имеют воз­
можность глубоко продумывать свое видение культуры орга­
низации, с готовностью прислушиваться к мнению других и
давать в итоге максимальное количество информации, необхо­
димой для построения профиля общей культуры.           ч

После того как каждая подгруппа достигнет консенсуса в определении профиля нынешней организационной культуры, их представителей следует собрать вместе и построить общий согласованный профиль. В четко направленных на достижей* консенсуса обсуждениях члены группы должны задавать друг другу следующие вопросы: что послужило основанием для по­лучения сделанных вами рейтинговых оценок? какое органи­зационное или управленческое поведение подразумевают, ваши рейтинговые оценки? что игнорируется в нашей органи­зации? что в наибольшей степени ценят члены нашей органи­зации? каким образом нынешний путь нашей организации от­личается от того, по которому она шла в прошлом? какие события отражают культуру нашей организации? какие сим­волы и характер поведения сегодня точно соответствуют «ри­сунку ткани» нашей организационной культуры?

Шаг 2. Диагноз и достижение консенсуса в понимании будущей культуры организации

В качестве самостоятельного шага повторите процедуру шага 1, на этот раз сосредоточивая внимание на предпочтительной


Ш_____________________ (___________________________ Глава 5

или желательной культуре. Проведите обсуждение нынешней культуры отдельно от обсуждения предпочтительной таким образом, чтобы оба обсуждения не повлияли-одно на другое. Ориентируясь на создание предпочтительной культуры, об­судите следующие вопросы: в чем будет нуждаться наша организация, чтобы с наибольшей вероятностью успешно действовать в будущем? каким требованиям мы должны удовлетворять в грядущем внешнем окружении? какие тен­денции нам предстоит осознать? в каких областях мы вероят­нее всего будем на передовом рубеже? в чем наше нынешнее состояние недостаточно совершенно? какие требования наши потребители и/или конкуренты предъявят нам в будущем? что будет необходимо изменить в нашей организации, чтобы доминировать в своей индустрии?

-Не забывайте, что в эти дискуссии необходимо вовлечь каждого. Не следует игнорировать ни одну точку зрения. До­бейтесь того, чтобы люди проявили максимум рационализма и убедительности в отстаивании своего видения возможного будущего. Не поддерживайте абстрактных рассуждений и не позволяйте участникам дискуссий «витать в облаках». При­земляйте обсуждение до реальных перспектив, использова­ния характерных примеров и/или до уровня доступных про­верке данных. Таким путем будет легче согласовать мнения и определить предпочтительную культуру, к которой организа­ции надлежит двигаться. Опять-таки строго следите за тем, чтобы не допустить «короткого замыкания» ^ процессе фор­мирования консенсуса. Не допускайте, например, простого осреднения количественных оценок. Дискуссии же лучше всего проводить по вопросам, представляющим наибольшую ценность с точки зрения процесса в целом.

ШагЗ. Осмысление результатов

Вычертите профили нынешней и предпочтительной культу­ры на диаграмме рис. 5. 4 и четко выявите их различия. Отсут­ствие существенных различий не означает, что нет необходи­мости в серьезных изменениях. Небольшие сдвиги могут быть не менее важными, чем существенные преобразовательные процедуры. Более того, малые изменения в конкретном типе


Использование рамочной конструкции для диагностики



 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...