2.Организация проектного финансирования
2. Организация проектного финансирования Проектное финансирование характеризуется особым способом получения запланированного потока реальных денег. Реальность получения этого потока обеспечивается путём выявления и распределения всего комплекса риска между участниками проекта. Три вида проектного финансирования: 1. с полным регрессом на заёмщика; 2. с ограниченным регрессом на заёмщика; 3. без какого – либо регресса на заёмщика Особое место в процессе финансирования относится к контролю. Контроль за финансированием осуществляется, как правило, на основе регулярных ревизий, по следующим аспектам: фактические затраты, поток реальных денег, финансовое состояние (проекта и компании, осуществляющей проект), отчетность, управление финансами, ошибочные затраты. Эффективность работы руководителя проекта оценивают, в основном, по тому, насколько грамотно организована работа по контролю за расходами на проект. Для управления этим процессом за рубежом используется специальный план управления ресурсами (cost management plan). Этот план разрабатывают при подготовке контрактов и затем постоянно его актуализируют. Этот план определяет: - какие расходы подлежат контролю (расходы компании; стоимость оборудования, материалов, рабочей силы; накладные расходы); - какими показателями будут оцениваться расходы (необходимо, чтобы они совпадали с принятой в проекте или компании системой отчетности); - как будет организован контроль (участники, затраты на контроль, процедуры передачи информации). Руководитель проекта отвечает за правильность принимаемых решений и их реализацию. Следует помнить, что эффективность контроля снижается на более поздних этапах реализации проекта.
3. Участники проектного финансирования Участниками проектного финансирования являются: - Спонсор; - Поставщик оборудования; - Подрядчик; - Эксплуатирующая организация; - Поставщик сырья; - Потребитель продукции; - Независимый эксперт; - Консультант по вопросам страхования; - Советник по юридическим вопросам; - Консультант по маркетингу; - Финансовый советник; - Кредитор; - Заёмщик; - Держатели первичных рисков; - Держатели остаточных рисков.
Лекция №15
7. Бюджет проекта Планирование затрат на проект - это важнейшая составная часть успеха его реализации. Все участники проекта поставщики, банки, подрядчики - имеют свои планы, и руководитель проекта обязан их учитывать при планировании своей деятельности. План нужен также для того, чтобы участники проекта имели ясное представление о цели и задачах проекта и о требованиях, предъявляемых к ним. Планирование затрат должно осуществляться таким образом, чтобы они могли удовлетворить потребности в финансовых ресурсах в течение всего времени осуществления проекта. Для этого составляется бюджет проекта. Бюджет проекта - это план, выраженный в количественных показателях и отражающий затраты, необходимые для достижения поставленной цели. В бюджете представлены оценочные результаты откорректированного календарного плана и стратегии осуществления проекта. При планировании затрат недостаточно знать только общий объем капитальных вложений (инвестиций) на проект. Необходимо также знать ежегодную потребность в финансировании, а для первого года— поквартальную и помесячную разбивку. Поэтому процесс составления бюджета проекта представляет собой распределение сметной стоимости во времени на основании календарного плана. Как и календарный план, бюджет проекта разрабатывается проектной командой.
Общий бюджет показывает расход средств на проект год за годом в течение всего периода времени его осуществления. При этом бюджет первого года с поквартальной и помесячной разбивкой определяется достаточно точно, а бюджеты будущих лет могут изменяться с изменением цен. На общем бюджете основываются планы отдельных исполнителей. Бюджет проекта, как и смета, имеет двойное значение. Во-первых, это план действий, во-вторых, это инструмент для руководства и контроля. Правильно составленный бюджет проекта направлен на решение двух основных задач: - обеспечение такой динамики инвестиций, которая позволила бы выполнить проект в соответствии с временными и финансовыми ограничениями; - снижение объема затрат и риска проекта за счет соответствующей структуры инвестиций и максимальных налоговых льгот. Исходной информацией для планирования затрат на проект являются: - сметная документация по проекту; - календарный план проекта.
8. Планирование затрат на проект Планированию затрат предшествует выполнение следующих этапов работ: на первом этапе на основании календарного плана формируется список работ, которые должны быть выполнены в каждый временной период (год, квартал, месяц); на втором этапе на основании сметной документации (локальных смет и сметных расчетов) определяется стоимость этих работ; на третьем этапе рассчитывается себестоимость работ по статьям затрат (сырье и материалы, оборудование, заработная плата, накладные расходы). Планирование затрат при составлении бюджета проекта ведется от общего к частному, и распределение денежных средств на проект по календарным периодам осуществляется в трех уровнях. На первом уровне последовательно суммируется сметная стоимость всех работ календарного плана и строится интегральная кривая освоения денежных средств в течение всего времени осуществления проекта. При этом рассматриваются альтернативные варианты планирования затрат: при ранних сроках начала работ, при поздних сроках начала работ и усредненный наиболее вероятный вариант распределения затрат во времени.
Размер необходимых затрат в каждый временной период (второй уровень) определяется путем суммирования сметной стоимости работ, которые должны быть выполнены в этот период по календарному плану. На основании полученных данных строится график, показывающий, сколько средств необходимо иметь и сколько мы можем потратить в определенный временной период для выполнения всех работ, попавших в этот период. Третий уровень включает в себя распределение затрат во времени по каждому виду работ. Разработка альтернативных вариантов бюджета дает возможность руководителю проекта не только выбрать наиболее целесообразный вариант, но и принимать обоснованные решения при контроле за использованием бюджета в процессе осуществления проекта. Кроме того, при планировании затрат бюджетная стоимость каждого вида работ подразделяется на отдельные статьи расходов. Для этого выделяются прямые затраты и накладные расходы. Прямые затраты в свою очередь подразделяются на стоимость материалов, стоимость эксплуатации машин и оборудования, заработную плату рабочих. Элементы стоимости, полученные на основании локальных ресурсных смет или калькуляций, подготавливаемых в начале создания проекта, дают возможность получить бюджет по статьям затрат в целом на проект, по видам работ и исполнителям. Прибыль и непредвиденные расходы должны быть добавлены к основному бюджету. Распределение денежных средств на проект по календарным периодам осуществляется в 3-х уровнях. На первом уровне последовательно суммируется сметная стоимость всех работ календарного плана и стоится интегральная кривая освоения денежных средств в течение всего времени осуществления проекта. При этом рассматриваются альтернативные варианты планирования затрат: при ранних сроках начала работ, при поздних сроках начала работ и усредненный наиболее вероятный вариант распределения затрат во времени. Интегральные кривые стоимости
На втором уровне размер необходимых затрат в каждый временной период определяется путем суммирования сметной стоимости работ, которые должны быть выполнены в этот период по календарному плану. На основании данных строится график. Площадь полученной фигуры соответствует стоимости проекта.
Распределение стоимости во времени
Третий уровень включает в себя распределение затрат во времени по каждому виду работ. При этом рассматриваются возможные варианты использования средств: нормальный, ускоренный и замедленный. Успешной реализации проекта будет способствовать создание системы контроля за расходом бюджета и современное внесение в него изменений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|