Произносительные и акцентологические нормы
Вопросы: 1. Что изучают орфоэпические нормы. Дайте определение понятия «орфоэпия». 2. Нормы произношения безударных гласных. 3. Нормы произношения согласных. 4. Особенности произношения заимствованных слов. 5. Фонетические особенности русского словесного ударения. 6. Акцентологические нормы современного русского литературного языка.
Литература
Основная 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С. 77–90. 2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1982. 3. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2003. – С. 137–150.
Дополнительная
1. Лаптева О.В. Слушаем радио и телевизор // Русская речь. – 1996. – № 4. 2. Федянина Н.А. Ударение в современном в русском языке. – М., 1982.
Словари 1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М., 1993. 2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1989. Письменные задания
1. Определите, как произносятся гласные в безударной позиции. Какая норма литературного языка реализуется при этом? Например: молоко [м ъ л /\ к о]. Колорит, красота, поворот, карандаш, разогнать, подобрать, самолет, подоконник.
2. В каких словах сохраняется безударный звук [о]? Радио, какао, Мольер, Ромен Ролан, Флобер, Джованни.
3. Возможны ли варианты произношений в данных словах? (См.: Орфоэпический словарь / Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1989).
Образец: скворечник скворе[шн]ик. булочная [шн и доп. чн]
Конечно, закусочная, скучно, нарочно, пустячный, сливочный, яичница, прачечная, яблочный, ячневая, алчный, беспечный, подсвечник, девичник, игрушечный, Ильинична, Никитична.
4. Расставьте ударение в данных ниже словах. Апостроф, алфавит, баловать, блокировать, валовой, вероисповедание, гренадер, диалог, диспансер, духовник, завидно, досыта, мельком, закупорить, звонит, изобретение, исподволь, истекший, красивее, кремень, кухонный, ломота, наркомания, новорожденный, одолжить, повторить, принудить, танцовщица, ходатайствовать, цемент, черпать, щавель, компас, хаос, юродивый.
5. Прокомментируйте приведенные ниже слова и словоформы. Составьте словосочетания с каждым из слов. Глазки, ирис, вычитать, парить, безобразный, трусить.
6. Прочитайте текст, обращая внимания на постановку ударения в выделенных словах и на их произнесение. Примером успешного ведения бизнеса в различных отраслях экономики является деятельность фирмы «Горизонт». За девять лет существования удалось сформировать коллектив профессионалов из высококвалифицированных менеджеров, компетентных экспертов, торговых агентов. Компании принадлежат две трети долей уставного фонда АО «Юность», владельцы одного из крупнейших универмагов города. Занимаясь оптовыми поставками подростковой одежды, фирма поддерживает связи с модельными агентствами, что позволяет обновлять коллекции на десять процентов каждый квартал. С ассортиментом одежды можно ознакомиться по каталогу. Руководство фирмы изъявило намерение углубить это направление, для чего налаживаются связи с многими поставщиками, проводятся маркетинговые исследования с целью изучения конъюнктуры рынка в трех крупнейших областях региона. В планы компании входит также сосредоточение средств в области дорожного строительства. 7. Образуйте от приведенных ниже глаголов формы мужского и женского рода. Поставьте ударение в образованных формах. Говорить, баловать, положить, звать, забрать, дождаться, врать, взяться, драться, разобраться.
Занятие 6 Лексические нормы
Вопросы: 1. Русская лексика и культура речи. 2. Слово и его значение в речи. Ошибки, связанные с не учетом особенностей сочетаемости слов. Речевая недостаточность и речевая избыточность (тавтология и плеоназм). 3. Слова-паронимы. Ошибки, связанные со смешением паронимов. 4. Ошибки, связанные с неверным употреблением синонимов и антонимов. 5. Русская фразеология и выразительность речи. 6. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. 7. Социальные диалекты и культура речи.
Список литературы
Основная
1. Русский язык и культура речи: Учеб. / Под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002. – С. 293–324. 2. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. шк.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – С. 33–113. Дополнительная 1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: АЙРИС-пресс, 1997. – С. 8–12, 16–24, 31–33, 39–40, 55–57, 125–129. 2. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – СПб.: Изд-во «МиМ», 1997. – С. 33–36, 135–157. 3. Демиденко Л.П. Речевые ошибки. – Минск: Высш. шк., 1986. – С. 56–108. 4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1987. 5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просв., 1981. – С. 34–70. 6. Бельчиков Ю. А., Панушева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М.: Русский язык, 1994.
Письменные задания
1. Исправьте и объясните ошибки в употреблении слов. (1). Пушкин обнародовал свою речь тем, что вносил в нее народные слова (Из ответа абитуриента). (2). Мы надеемся, что наша школа обратно станет победителем в соревнованиях по лыжам (Из разговора). (3). Этот пробел нужно воспользовать как можно скорее (Из разговора). (4). Это злые фашисты на нашу страницу напали (Из детской речи). (5). Никто не вправе запретить журналисту беседовать с очевидцами происшествия, свидетелями, а затем изложить свое кредо. (Комсомольская Правда). (6). Каждый гражданин нашей страны уже своим трудом показывает, что помнит тех, кто боролся и создавал новую жизнь. (Из сочинения абитуриента). (7). Давайте поднимем тост за родителей новобрачных (Разг.). (8). Когда смотришь этот фильм, создается впечатление сложного, опасного и очень огромного реактора (Из речи студента). (9). При наличии отсутствия необходимых материалов трудно наладить работу (Из разговора).
2. Объясните различия между приведенными паронимами (для этого используйте словарь паронимов), составьте предложения с каждым из них. Факт – фактор, сытый – сытный, командированный – командировочный, невежа – невежда, осудить – обсудить, поступок – проступок, усвоить – освоить, нетерпимый – нестерпимый.
3. Исправьте и объясните ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. (1). Он метался, искал спасения. Придумал трогательную историю в свое оправдание, но она прозвучала как лебединая песня этого прожженного негодяя. (2). Это дело чреватое и с последствиями. (3). Успехи этого ученика желают много лучшего. (4). Эти люди крепко стоят на ногах, поэтому вам не удастся подрезать им крылья. (5). Это дело гроша выеденного не стоит. (6). Остается тайной, как такую махину смогли воздвигнуть четыре человека, пусть даже семи пядей во лбах и косых саженей в плечах. (7). Хоть кол на голове чеши. (8). Обломов был знаменем времени. (9). Организаторы этой поездки сами ж ее и испортили, плюхнув в ведро меда каплю дегтя. (10). Мы могли бы забить во все колокола, но сначала решили все обдумать.
Устные задания
1. Замените иностранные и устаревшие слова синонимичными русскими словами: а) хаос, стресс, шеф, претензия, рандеву, реклама, дефект, мотивировать, дефицит; б) чело, уста, ланиты, чресла, десница, туга, вирши, рамена.
2. «Переведите» данные жаргонные слова на литературный язык: зашибись, шпора, прикинь, не в тему, фигня, достал, прикольный, тащится, обалдеть.
3. Укажите, в каких предложениях повтор слова является необходимым лексическим средством, а в каких – речевой (лексической) ошибкой. Ваше мнение обоснуйте. 1) Примыкание – вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается лексически, порядком слов и интонацией. Примыкают неизменяемые знаменательные слова. Примыкание имеет место в глагольных сочетаниях... 2) Мне предложили работать с малышами, и я с увлечением работаю с ними. Эта работа пришлась мне по душе. 3) Давно перевалило за полночь, но собеседники все курили и разговаривали, разговаривали и курили.
4. Исправьте допущенные героями М. Зощенко речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости как в свободных словосочетаниях, так и во фразеологических оборотах. Объясните суть ошибки. 1) Молоденькая дамочка, хорошенькая из себя. Черненькая брунеточка («На живца»). 2) Очень великолепно. А то я сама хотела вам это предложить («Счастливый путь»). 3) И пища жирная, и уход внимательный, и на весах вешают, и скука между тем («Чудный отдых»). 4) И сразу как-то она мне ужасно понравилась («Аристократка»). 5) Поскольку он сам на себя не надеялся, создавая слабые, маловысокохудожественные книги («Бедная Лиза»). 6) В этом году в Зимнем дворце разное царское барахлишко продавалось («Царские сапоги»). 7) Дрались, конечно, от чистого сердца. Инвалиду Гаврилову последнюю башку чуть не оттяпали («Нервные люди»). 8) И наконец слег человек, прямо скажем, без задних ног («Мелкота»). 9) В этой бане каждый день кражи воруют («Рассказ о банях и их посетителях»). 10) Я там живу совершенно одиноко. И мы там будем продолжать наше чувство («Романтическая история с одним начинающим поэтом»). 5. Подберите как можно больше синонимов-фразеологизмов к следующим словам: раболепствовать, побеждать, лгать, зябнуть. Например: трудиться – пахать как папа Карло, как карлик на водокачке, не покладая рук, вкалывать как ишак... Занятие 7 Научный стиль речи
Вопросы: 1. Дайте общую характеристику функциональным стилям литературного языка. 2. Отличие разговорной речи от письменной. 3. Назовите основные стилевые черты научной речи. 4. Раскройте понятия «точность научной речи», «объективность научной речи». 5. Какую роль играет терминология в создании научной речи? (См.: Лаптева О.А. Как говорят ученые // Русская речь. 1995. № 3). 6. Какова типичная композиция научного текста. 7. Расскажите о языковых особенностях научного стиля речи на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.
Практическая часть
1. Объясните термины лингвистических дисциплин. Продолжите данный ряд терминов из области известных вам гуманитарных или точных дисциплин (10–15 терминов). Вязь, билингвизм, аффикс, императив, категория грамматическая, кинетический язык. 2. Дайте принятую сокращенную запись следующих слов, используемых в библиографических описаниях: Санкт-Петербург, страница, том, выпуск, глава, автореферат, академик, рукопись, сборник, введение, справочник, журнал, таблица, тезисы, литература, чертеж, публикация, раздел.
3. Подберите образец текста, написанного в научном стиле. Охарактеризуйте этот текст. 4. Объедините каждую пару видовых понятий в одно родовое понятие: любовь и ненависть, мальчики и девочки, учитель и учительница, алгебра и геометрия, пароходы и железные дороги. 5. Прочитайте данные предложения. Постройте их так, чтобы получился фрагмент научной статьи.
1. Но возможности индивида ограничены, и определить запас слов в долговременной речевой памяти человека – задача не простая. 2. Слова – это основные знаковые единицы языка. 3. В то же время богатство словаря служит критерием общей культуры и речевого развития личности. 4. У ребенка, начинающего говорить, удается зафиксировать только активный словарь, хотя можно предположить, что у него даже в начале второго года жизни уже есть понимаемые, но еще ни разу не употребленные им самим слова. 5. Словарь индивида подразделяется на активный и пассивный. 6. Пассивная лексика понимается носителем, он ее усвоил в речи других или читая тексты, но в собственной речи не употребляет либо потому, что не возникли соответствующие ситуации, либо из-за неразвитого механизма поиска слова, либо, наконец, из-за низкого «тонуса» / И.П. Павлов / этого слова. 7. Активная его часть – это та лексика, которая им используется в речевой практике, устной или письменной.
Литература
1. Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование: Учеб. пособие для 9–11 кл. общеобразовательных школ. – Ростов н/Д, 2001. – С. 262–267. 2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1980. 3. Дунаевская О.В. Несколько слов о современном термине // Русская речь. – 1998. – № 1. 4. Лаптева О.А. Как ученые говорят // Русская речь. – 1995. – № 3. Занятие 8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|