Официально-деловой стиль речи
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Вопросы: 1. Общая характеристика официально делового стиля: сфера общения, общие стилевые черты, форма речи, разновидности стиля. 2. Какова структура и содержание основных служебных документов? Текстовые формы делового стиля. Форма документа, реквизиты. 3. Каковы основные требования к языку и стилю документов? 4. Что такое унификация языка деловых бумаг? Приведите примеры языковых формул официальных документов. 5. Какие типы служебных документов вам известны? Дайте характеристику какому-либо типу документа, используя свой пример.
Практическая часть
1. Образуйте словосочетания, имеющие окраску официально делового стиля, подобрав к приведенным ниже существительным согласованные и несогласованные определения: ответственность, действия, лицо, пособие, меры, обстоятельства, рассмотрение, срок, ущерб, цена, обслуживание, отношения. 2. Определите тип документа, содержащего предложенные формулировки. Заполните табл. 4. Таблица 4 Жанры официально-делового стиля
Продолжение табл. 4
Для справки: договор, указание, письмо-требование, служебная записка, гарантийное письмо, сопроводительное письмо, справка, доверенность, письмо-сообщение, приказ, письмо-приглашение, распоряжение, письмо-ответ (отказ от предложения), письмо-напоминание, письмо-просьба (Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д, 2004).
3. Укажите, какой документ вы будете составлять в следующих случаях: а) вы не пришли на экзамен; б) вам нужно досрочно сдать сессию; в) вы отсутствовали на занятиях по уважительной причине (например, по болезни), и от Вас требуется подтверждение этого факта; г) вы хотите поменять комнату в общежитии; д) вы оформляете заграничный паспорт; е) ваши родственники просят вас помочь им в покупке машины; ж) вы взяли на кафедре проектор и ноутбук для проведения студенческой олимпиады. Вы устраиваетесь на работу. 4. Напишите заявление: а) с просьбой перевести вас на другой факультет; б) с просьбой освободить вас временно от занятий; в) с просьбой предоставить вам учебный отпуск. Литература
1. Введенская Л. А., Павлова А. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001. – С. 58–74. 3. Культура русской речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. Л. К. Граудиной и
Занятие 9 Искусство публичного выступления
Вопросы: 1. Спонтанная и подготовленная речь. 2. Назовите основные принципы выбора и расположения материала для выступления. 3. Укажите основные этапы выступления (рем). 4. Какие вы знаете общие рекомендации по подготовке публичного выступления? 5. Монолог и диалог в публичном выступлении. 6. Как и в какой мере используются мимика и жесты во время выступления?
Литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. 2. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. – М., 2005. 3. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. шк.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 4. Михальская А.К. Основы риторики. Мысли слова. – М., 1996.
Практическая часть
1. Подготовьте убеждающие речи, выбрав любую из предложенных тем: 1) Что создает атмосферу дома? 2) Моё представление о счастье. 3) Ученый и бизнесмен: почему во всем мире первый зарабатывает меньше? 4) Есть ли в мире справедливость? 5) Выгодно ли быть хорошим? 2. Придумайте сами три темы для агитирующей речи. Произнесите её на 3 минуты. 3. Продумайте тактику доклада для разных речевых ситуаций (аудитория с общими интересами, аудитория с разными интересами, аудитория, не интересующаяся данным вопросом). Тему можете выбрать сами (например, о любимой породе собак или кошек). 4. Проанализируйте, как используют мимику и жесты ведущие различных телепрограмм. Или можно описать, каким образом вы используете различные компоненты невербальной коммуникации в частном и публичном общении (улыбка, поддерживаете ли контакт глазами; нервные, в чем это проявляется? Как я использую свои руки? Как я вхожу в помещение? Кручу ли я в руках предметы, когда говорю? и т.п.). 5. Подготовьте сообщение: – по книге А.К. Михальской «Основы риторики» (М., 1996. С. 72–76) «Ораторский страх», стресс, волнение.
Занятие 10 Реклама
Вопросы: 1. Понятие «рекламы». Место и роль рекламы в современном мире. 2. Основные признаки рекламных текстов. 3. Способы рекламирования (прямая реклама, реклама в прессе, экранная реклама, наружная реклама и др.). 4. Особенности рекламы в СМИ. 5. Построение рекламного текста (логотип, слоган, основной текст, реквизиты). 6. Требования к языку рекламы на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях. 7. Реклама в деловой речи. Особенности составления резюме.
Практическая часть
1. Из газет и журналов подберите несколько примеров рекламных текстов. Проанализируйте использование экспрессивных элементов речи, лексику, синтаксические приемы воздействия на читателя. Дайте оценку языку и стилю ваших примеров рекламы. 2. Используя тропы (образные средства), составьте самостоятельно рекламу для любого предмета или продукта, который вам нравится. 3. Напишите свой вариант резюме.
Образец оформления резюме представлен в книге Л.А. Введенской, Л.Б. Павловой, Е.Ю. Кашаевой «Русский язык и культура речи» (Ростов н/Д, 2000. С. 537).
Литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Б., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д, 2000. 2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001. – С. 52–58. 3. Клушина Н.И. Композиция рекламного текста // Русская речь. – 2000. – № 5. 4. Кохтев Н.Н. Стилистика рекламы. – М., 1991. 5. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Слово о рекламе. – М., 1978. 6. Розенталь Д.Э., Кохтев Н.Н. Язык рекламных текстов. – М., 1981. 7. Сидорова М.Ю., Савелев В.С. Русский язык. Культура речи. – М., 2005. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ, ЭКЗАМЕНУ 1. Русский язык как знаковая система передачи информации. Функции языка. 2. Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры. Формы существования русского национального языка: диалектная речь, просторечие, жаргоны, литературный язык. 3. Литературный язык как высшая форма существования общенародного языка. Устная и письменная речь – разновидности литературного языка. Их отличительные особенности.
4. Русский язык конца XX – начала XXI в. Новые явления в русском языке в области лексики, словообразования, синтаксиса. 5. Культура речи как наука, её предмет и задачи. Три аспекта культуры речи. Современная концепция культуры речи: нормы, коммуникативные качества речи. 6. Норма литературного языка. Характерные особенности. Её основные источники. Историческая обусловленность и причины изменения норм. Вариантность и норма. Кодификация норм. 7. Акцентологические и орфоэпические нормы. 8. Грамматические нормы: морфологические и синтаксические нормы. 9. Нормы орфографии и пунктуации. 10. Справочная литература по культуре речи. Анализ одного из нормативных словарей. 11. Речь как индивидуальное использование языка. Речевая деятельность. Виды речи: внутренняя – внешняя; устная (аудирование, говорение) - письменная (письмо, чтение); монолог – диалог – полилог. 12. Основные единицы речевого общения. Речевое событие. Речевая ситуация. Речевое взаимодействие. 13. Точность речи как соответствие её содержания отражаемой действительности и выражаемым понятием. Логичность речи как однозначность и непротиворечивость её содержания. 14. Чистота речи как результат её освобождения от слов и выражений, чуждых литературному языку. Уместность речи как соответствие её структуры содержанию, задачам и условиям общения. 15. Богатство речи: словарный запас и его разнообразие. Синонимия. Омонимия. Антонимия. Паронимия. Выразительность речи как совокупность особенностей её структуры. 16. Культура общения как часть общей культуры человека. Общее понятие об этике. Речевой этикет. Место речевого этикета в структуре этикета. Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование. Национальная специфика речевого этикета. Формулы речевого этикета. 17. Функциональные стили речи, их классификация. 18. Научный стиль речи, его особенности. Жанры научного стиля. 19. Официально-деловой стиль речи, его особенности. Жанры официально-делового стиля. 20. Публицистический стиль, его особенности. Жанры публицистики. 21. Разговорная речь: литературно-разговорная, разговорно-бытовая, диалектная, просторечие, жаргон. 22. Художественная литература как высшая форма существования языка. Выразительность и изобразительность как доминирующие качества художественного стиля. 23. Текст как речевое произведение. Содержательная, смысловая и структурная целостность текста. Тема, микротема, основная мысль текста. Основные способы озаглавливания текста (тематически и смысловой).
24. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение (см.: Русский язык и культура речи: Учеб. / Под ред. В.И. Максимова). 25. Общение как вид взаимодействия людей. Основные функции и единицы общения. Виды общения. 26. Условия эффективности общения. Виды и причины коммуникативных неудач. 27. Невербальные средства общения (жесты, мимика, поза). 28. Культура публичного выступления. Роды и виды ораторской речи. Подготовка оратора к речи. Риторические приёмы и принципы построения публичной речи. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» 1. Языковой облик газеты/журнала (по выбору студента; для анализа можно взять следующие газеты: «Речь», «Голос Череповца», «Курьер», «Комсомольская правда» и др.). 2. Языковой портрет личности (на примере телеведущих, культурных и политических деятелей и т.д.; по выбору студента). 3. Новые явления в лексике русского языка 1990–2000 гг. 4. Активные процессы современного словообразования. 5. Иноязычное слово в контексте современной общественной жизни. 6. Активные процессы в грамматике современного русского языка. 7. Активные процессы в области ударения в современном русском языке. 8. Современная городская коммуникация; тенденции развития. 9. Эвфемизмы в современной русской речи. 10. Язык коммерческой и политической рекламы. 11. Особенности научного языка искусствоведения на фоне общих 12. Культура речи и эффективность общения. 13. Виды и причины коммуникативных неудач. 14. Этикет в устной речи (при вербальной коммуникации). 15. Этикет в письменной речи. 16. Невербальные средства общения. 17. Взаимодействие вербальных и невербальных средств в этикете. 18. Имиджелогия и место в ней речевого этикета. 19. Особенности речевого поведения мужчин и женщин. 20. Современные коммуникативные технологии. 21. Как стать гением переговоров? 22. Психотерапевтическое воздействие слова. 23. Основы сказкотерапии: лингвистический аспект. 24. Лингвистика изменённых состояний и культура речи. 25. Роль языковых игр в развитии речи детей и в повышении уровня их речевой культуры. 26. Лигвистический анализ образцового художественного текста. 27. Экология языка. 28. Культура и искусство ведения телефонных разговоров. 29. Конфликтология и её отношение к культуре речи. 30. Культура речи в семейных отношениях. 31. Метакоммуникация и культура речи. 32. Культура комплимента. 33. Культура тоста. 34. Культура выражения сочувствия. 35. Культура общения в транспорте. 36. Культура спора. 37. Манипуляции в общении. 38. Речевое поведение уверенного в себе человека. 39. Культура и искусство слушания. 40. Культура чтения. 41. Конспектирование как вид речевой деятельности. 42. Взаимосвязь культуры речи и культуры мышления. 43. Контактоустанавливающая функция в языке, средства её выражения и проявление в культуре речи. 44. Выразительные возможности фонетики русского языка. 45. Выразительные возможности синтаксиса. 46. Выразительные возможности лексики. 47. Выразительные возможности фразеологии. 48. Выразительные возможности словообразования. 49. Официальные и неофициальные формы обращения к собеседнику в русском языке. 50. «Вежливость» как этическая категория и её проявление в языке. 51. Цветовые обозначения в русском языке (к проявлению таких коммуникативных качеств речи, как её богатство и точность). 52. Магическая функция языка. 53. Трудные и нерешённые вопросы русской орфографии. 54. Приёмы овладения техникой речи. 55. Аргументация, её способы и средства выражения в русском языке. 56. Группы вводных слов в русском языке, их роль в коммуникации. 57. Юмор и культура речи. 58. Произвольное этимологизирование как ошибки в речи и как языковая игра. 59. Аллиграфия как проявление культуры речи и как искусство. 60. Из истории русских личных имён и культура выбора имени ребёнка. 61. Язык человека и «язык» животных в их сопоставлении. 62. Трудные случаи образования и употребления глагольных форм в русском языке. 63. Трудные случаи образования и употребления форм качественных прилагательных в современном русском языке. 64. Производные предлоги в современном русском языке: их происхождение, правописание, употребление. 65. Междометия, их роль в языке, происхождение, особенности произношения. 66. Способы выражения побуждения в русском языке. 67. Кавычки: правила их использования и функции. 68. Способы выделения информативно важных слов в устной и письменной речи. 69. Синонимы в русском языке и их роль в создании точности и выразительности речи. 70. Типичные лексические ошибки и пути работы по их устранению. 71. Способы и культура цитирования в письменной и устной речи. 72. Трансформация текста. 73. Период и его использование в различных речевых жанрах. 74. Звукоподражательные слова и их использование в художественной литературе и при общении воспитателей с детьми. 75. Фольклор как средство речевого развития ребёнка. 76. Обращение в русском языке и его использование в речевом этикете.
Содержание
Введение............................................................................................... 3 Материалы и задания к практическим занятиям и методические указания для самостоятельной работы для студентов гуманитарных направлений... 4 Вопросы к экзамену по курсу «Русский язык и культура речи»......... Материалы и задания к практическим занятиям и методические указания для самостоятельной работы для студентов негуманитарных направлений 56 Вопросы к зачету, экзамену по курсу «Русский язык и культура речи» Темы рефератов по курсу «Русский язык и культура речи»...............
Ведущий редактор: Н.А. Бачурина Ведущий технический редактор: Т.С. Камыгина Лицензия А № 165724 от 11.04.06 г. Подписано к печати 2015. Тир. 4. Уч.-изд. л. 4. Формат 60 ´ 84 1/16. Усл. п. л. 4,99. Гарнитура Таймс. Зак.
ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» 162600 г. Череповец, пр. Луначарского, 5 [1] Текст взят с веб-сайта kaprizacadem.ru и печатается в авторской редакции, с сохранением орфографии и пунктуации. [2] Текст взят с веб-сайта vkontakte.ru и печатается в авторской редакции, орфография и пунктуация сохранены.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|