Децентрированность динамического жизненного пространс-
тва. С этой точки зрения на смену представлению о четко струк- турированной форме социокультурной динамики — линейной, эволюционной, циклической — приходит иное ее понимание. Оно выражается метафорой «ризома» 2. Термин заимствован из бота- ники и обозначает определенный тип корня растения, который не является ни одиночным, ни пучкообразным ответвлением от еди- ного стебля, но разрастается в разные стороны дробными ветвле- ниями. Применительно к социокультурной реальности речь в этом случае идет о беспорядочном возникновении множественности, о движении, не имеющем превалирующего направления и регуляр- ности, что не позволяет предсказать его траекторию. В рамках парадигмы модерна при осмыслении процессов, про- исходящих в обществе и культуре, большое значение придается оппозиции «центр–периферия». Она выполняет роль формообра- зующих принципов: организующего, сохраняющего целостность системы, и ограничивающего, регулирующего ее подвижность. Идея «центра» редуцирует ее становление к формированию опре- деленных границ и внутренней конфигурации. Концепция «ризо- мы» указывает на то, что такой условный центр неструктурирован и в некотором смысле существует и внутри, и вне системы. Такое 1 Calinescu М. From the one to the many: pluralism in today’s thought.//Innovation/ Renovation. Hassan I., Haassan S. (eds.) Madison, 1983. P 248. 2 См. Deleuse G., Guattari F. Capitalisme et schisophrenie. Vol.II. Mille plateau. P. 1980. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания представление имеет смысл, если центр системы конструируется как доминанта среди составляющих ее элементов и в ее отношени- ях с окружением. Вследствие этого утрачивается смысл столь значимой для предыдущей парадигмы оппозиции «норма–аномалия», «орто-
доксия–ересь». Это происходит при деконструкции канона, си- туации, при которой значения полюсов оппозиции подвергаются критическому рассмотрению, в результате чего становятся отно- сительными и утрачивают четкость. Такому состоянию неопреде- ленности, дезориентированности сторонники постмодернизма не стремятся противопоставить новые системные порядки. Они об- ращаются к идеям бриколажа, полистилистики, в соответствии в которыми все исторические культурные и художественные стили, эпистемы становятся равноправными. Их относительность и конс- труктивистская условность становятся очевидными. На смену системному представлению о социокультурной ре- альности, о ее динамике пришли плюрализм исходных принципов организации опыта («программный эклектизм»), относительность систем соотнесения истинности или ложности суждений, множес- твенность возможных эквивалентных интерпретаций одного и того же события. Эти черты обнаруживаются в искусстве, социаль- ных науках, массовой культуре. Допущение об исходной неопре- деленности отношений людей с окружением, ризомном характере их динамики, их контингентных результатах, выявление оснований построения социокультурных порядков и причин их устойчивости или отказа от них становится существенной проблемой изучения микродинамики совместного существования людей. Социокультурная реальность предстает здесь как неопреде- ленное поле, в лучшем случае как сегментированное и фрагмен- тарное динамическое пространство, а не как системные целост- ности, называемые обществом и культурой. В этом пространстве для анализа выделяются микро– и макродинамический уровни в соответствии с двумя типами сегментирования — «молярным» и «молекулярным». Так, «масса», «популяция» — это концепты, от- носимые к молярному уровню, указывающие на характеристики
социокультурных образований со слабыми внутренними функци- ональными связями. Тогда как понятия «класс», «общность», «со- общество» относятся к молекулярному уровню, где предполагается их внутренняя организованность. Вторые типы образований при- обретают форму благодаря взаимодействиям и коммуникациям людей на первом уровне. Эти две теоретические конструкции на- деляются различными контурами существования в социокультур- ном пространстве, а их внутренние морфологические и динамичес- кие характеристики определяются по соответствующим каждой из них показателям. часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры Концепции «общности», «сообщества» занимают в социоло- гии постмодерна такое же значимое место, которое принадлежит понятиям «общество», «социальная система» в структурно-функ- циональной теории. Сосуществование, соприсутствие сообществ в порождаемом их совместной активностью пространстве — эта идея не предполагает обязательной синхронизации их действий и соподчинения в системе общественного разделения функций. Концепция децентрирования снимает представление о том, что вся социокультурная жизнь однозначно детерминирована социе- тальными институтами. Сосуществование различных сообществ считается неиерархизированным. Поскольку в социологии поня- тия власти и авторитета продолжают занимать центральное место в рассуждениях о социальной реальности, ее неинституционализи- рованный уровень трактуется в драматических тонах. Считается, что при ослаблении действия власти и авторитета индивид вы- свобождается из-под влияния любых групп принадлежности, Но, оставаясь без социальной поддержки, он маргинализуется. По мере того как в современных условиях этот процесс приобретает все большие масштабы, возрастает напряженность в отношениях между теми, кто продолжает быть интегрированным в локальные группы, и теми, кто благодаря детерриториализации переходит в пространство неорганизованной «массы». Здесь такие люди сталкиваются, по мнению критиков модерна, с многообразием типов рациональности, ценностным релятивиз-
мом, плюральностью жизненных миров, мировоззрений, культур- ных идентичностей. Их динамическая смесь порождает для людей постмодерна ситуацию, при которой возрастает ненадежность культурных ориентиров при выборе жизненного пути. Они пос- тоянно сталкиваются с разрозненными фрагментами прошлого и настоящего, живут в «мозаично–цитатном», «интертекстуаль- ном» мире. В таком окружении они сами становятся плюралистич- ными, не связанными ни с какими объединяющими принципами, руководствующимися разнородными идеями и авторитетами, не объединенными ни синхронно, ни диахронно. Сегодня такая ситу- ация оказывается для них неосвоенной, проблемной: социальные формы, соответствующие ей, еще не сложились, культурный стиль «еще не задан, участники процесса должны находить его самостоя- тельно, им неоткуда его перенять»1. При невозможности обрести структурную упорядоченность опыта в рамках культурной дихотомии «центр–периферия» сме- на фрагментов переживаний становится для людей единственной феноменальной реальностью. Соответственно особую значимость приобретает эстетическое начало, особенно способность к воспри- 1 Welsch W. Postmoderne — Pluralitat als ethischer und politischer Welt. Koln, 1988. S.26. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания ятию различий, отклонений, расхождений, гетероген- ности. Такой опыт помогает понять плюралистичность современ- ной реальности, принять ее на уровне не только обыденного, но и социально- научного познания. Актуализация антропологического свойства воспринимать реальность в образной форме составляет сегодня важную компоненту культурной компетентности, необхо- димую людям в повседневной жизни и характеризующуюся таки- ми навыками, как внимание к изменчивости, готовность к встрече с неизвестным, преодоление стереотипов. Попытки выделить некоторые универсальные принципы упо- рядочения отношений людей с неопределенным окружением, предпринятые в рамках постмодернизма, привели к накоплению некоторого количества типичных структур и обнаружению их относительности. Более того, при их разграничении между ними обнаружились «маргинальные» пространства с неопределенны- ми внутренними формами и внешними очертаниями. Считается, что такого рода «промежутки» существуют на социетально- инс- титуциональном и личностном, акционистском и дискурсивном уровнях. Они рассматриваются как своего рода межструктурные пустоты, освобождающие место для культурно «не связанных» им- пульсов и желаний людей1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|