Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Децентрированность динамического жизненного пространс-




тва. С этой точки зрения на смену представлению о четко струк-

турированной форме социокультурной динамики — линейной,

эволюционной, циклической — приходит иное ее понимание. Оно

выражается метафорой «ризома» 2. Термин заимствован из бота-

ники и обозначает определенный тип корня растения, который не

является ни одиночным, ни пучкообразным ответвлением от еди-

ного стебля, но разрастается в разные стороны дробными ветвле-

ниями. Применительно к социокультурной реальности речь в этом

случае идет о беспорядочном возникновении множественности, о

движении, не имеющем превалирующего направления и регуляр-

ности, что не позволяет предсказать его траекторию.

В рамках парадигмы модерна при осмыслении процессов, про-

исходящих в обществе и культуре, большое значение придается

оппозиции «центр–периферия». Она выполняет роль формообра-

зующих принципов: организующего, сохраняющего целостность

системы, и ограничивающего, регулирующего ее подвижность.

Идея «центра» редуцирует ее становление к формированию опре-

деленных границ и внутренней конфигурации. Концепция «ризо-

мы» указывает на то, что такой условный центр неструктурирован

и в некотором смысле существует и внутри, и вне системы. Такое

1 Calinescu М. From the one to the many: pluralism in today’s thought.//Innovation/

Renovation. Hassan I., Haassan S. (eds.) Madison, 1983. P 248.

2 См. Deleuse G., Guattari F. Capitalisme et schisophrenie. Vol.II. Mille plateau.

P. 1980.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

представление имеет смысл, если центр системы конструируется

как доминанта среди составляющих ее элементов и в ее отношени-

ях с окружением.

Вследствие этого утрачивается смысл столь значимой для

предыдущей парадигмы оппозиции «норма–аномалия», «орто-

доксия–ересь». Это происходит при деконструкции канона, си-

туации, при которой значения полюсов оппозиции подвергаются

критическому рассмотрению, в результате чего становятся отно-

сительными и утрачивают четкость. Такому состоянию неопреде-

ленности, дезориентированности сторонники постмодернизма не

стремятся противопоставить новые системные порядки. Они об-

ращаются к идеям бриколажа, полистилистики, в соответствии в

которыми все исторические культурные и художественные стили,

эпистемы становятся равноправными. Их относительность и конс-

труктивистская условность становятся очевидными.

На смену системному представлению о социокультурной ре-

альности, о ее динамике пришли плюрализм исходных принципов

организации опыта («программный эклектизм»), относительность

систем соотнесения истинности или ложности суждений, множес-

твенность возможных эквивалентных интерпретаций одного и

того же события. Эти черты обнаруживаются в искусстве, социаль-

ных науках, массовой культуре. Допущение об исходной неопре-

деленности отношений людей с окружением, ризомном характере

их динамики, их контингентных результатах, выявление оснований

построения социокультурных порядков и причин их устойчивости

или отказа от них становится существенной проблемой изучения

микродинамики совместного существования людей.

Социокультурная реальность предстает здесь как неопреде-

ленное поле, в лучшем случае как сегментированное и фрагмен-

тарное динамическое пространство, а не как системные целост-

ности, называемые обществом и культурой. В этом пространстве

для анализа выделяются микро– и макродинамический уровни в

соответствии с двумя типами сегментирования — «молярным» и

«молекулярным». Так, «масса», «популяция» — это концепты, от-

носимые к молярному уровню, указывающие на характеристики

социокультурных образований со слабыми внутренними функци-

ональными связями. Тогда как понятия «класс», «общность», «со-

общество» относятся к молекулярному уровню, где предполагается

их внутренняя организованность. Вторые типы образований при-

обретают форму благодаря взаимодействиям и коммуникациям

людей на первом уровне. Эти две теоретические конструкции на-

деляются различными контурами существования в социокультур-

ном пространстве, а их внутренние морфологические и динамичес-

кие характеристики определяются по соответствующим каждой из

них показателям.

часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры

Концепции «общности», «сообщества» занимают в социоло-

гии постмодерна такое же значимое место, которое принадлежит

понятиям «общество», «социальная система» в структурно-функ-

циональной теории. Сосуществование, соприсутствие сообществ

в порождаемом их совместной активностью пространстве — эта

идея не предполагает обязательной синхронизации их действий и

соподчинения в системе общественного разделения функций.

Концепция децентрирования снимает представление о том, что

вся социокультурная жизнь однозначно детерминирована социе-

тальными институтами. Сосуществование различных сообществ

считается неиерархизированным. Поскольку в социологии поня-

тия власти и авторитета продолжают занимать центральное место

в рассуждениях о социальной реальности, ее неинституционализи-

рованный уровень трактуется в драматических тонах. Считается,

что при ослаблении действия власти и авторитета индивид вы-

свобождается из-под влияния любых групп принадлежности, Но,

оставаясь без социальной поддержки, он маргинализуется. По

мере того как в современных условиях этот процесс приобретает

все большие масштабы, возрастает напряженность в отношениях

между теми, кто продолжает быть интегрированным в локальные

группы, и теми, кто благодаря детерриториализации переходит в

пространство неорганизованной «массы».

Здесь такие люди сталкиваются, по мнению критиков модерна,

с многообразием типов рациональности, ценностным релятивиз-

мом, плюральностью жизненных миров, мировоззрений, культур-

ных идентичностей. Их динамическая смесь порождает для людей

постмодерна ситуацию, при которой возрастает ненадежность

культурных ориентиров при выборе жизненного пути. Они пос-

тоянно сталкиваются с разрозненными фрагментами прошлого

и настоящего, живут в «мозаично–цитатном», «интертекстуаль-

ном» мире. В таком окружении они сами становятся плюралистич-

ными, не связанными ни с какими объединяющими принципами,

руководствующимися разнородными идеями и авторитетами, не

объединенными ни синхронно, ни диахронно. Сегодня такая ситу-

ация оказывается для них неосвоенной, проблемной: социальные

формы, соответствующие ей, еще не сложились, культурный стиль

«еще не задан, участники процесса должны находить его самостоя-

тельно, им неоткуда его перенять»1.

При невозможности обрести структурную упорядоченность

опыта в рамках культурной дихотомии «центр–периферия» сме-

на фрагментов переживаний становится для людей единственной

феноменальной реальностью. Соответственно особую значимость

приобретает эстетическое начало, особенно способность к воспри-

1 Welsch W. Postmoderne — Pluralitat als ethischer und politischer Welt. Koln,

1988. S.26.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

ятию различий, отклонений, расхождений, гетероген-

ности. Такой опыт помогает понять плюралистичность современ-

ной реальности, принять ее на уровне не только обыденного, но и

социально- научного познания. Актуализация антропологического

свойства воспринимать реальность в образной форме составляет

сегодня важную компоненту культурной компетентности, необхо-

димую людям в повседневной жизни и характеризующуюся таки-

ми навыками, как внимание к изменчивости, готовность к встрече

с неизвестным, преодоление стереотипов.

Попытки выделить некоторые универсальные принципы упо-

рядочения отношений людей с неопределенным окружением,

предпринятые в рамках постмодернизма, привели к накоплению

некоторого количества типичных структур и обнаружению их

относительности. Более того, при их разграничении между ними

обнаружились «маргинальные» пространства с неопределенны-

ми внутренними формами и внешними очертаниями. Считается,

что такого рода «промежутки» существуют на социетально- инс-

титуциональном и личностном, акционистском и дискурсивном

уровнях. Они рассматриваются как своего рода межструктурные

пустоты, освобождающие место для культурно «не связанных» им-

пульсов и желаний людей1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...