Структурно–функциональная трактовка социального вза-
имодействия. Начиная с работ Б. Малиновского и А. Рэдклифф- Брауна,. эЭта теоретическая позиция была — и теперь остается — доминирующей в социологическом анализе совместной актив- ности людей. С самого начала порождение функций, связи между ними, проявляющиеся во взаимодействиях людей, соответствую- щие образования, или институты обосновывались двояким обра- зом. С одной стороны, они выводились из необходимости удов- летворять человеческие потребности и запросы. С другой — из адаптационных императивов, связанных с поддержанием соци- альных связей и отношений. Истоки первого направления обнару- живаются в работах Б. Малиновского; второго — в исследованиях А. Рэдклифф–Брауна. Концепция функции подразумевает антропологические пред- посылки взаимодействия людей с окружением, причем, не только в экологическом, но и в социокультурном измерениях. Особое вни- мание в этих теоретических рамках уделяется технологиям и инс- трументам, порождаемым и используемым в процессах интерак- ции. Они рассматриваются как посредники, которые делают воз- можными координацию и интеграцию действий, направленных на удовлетворение потребностей и запросов людей, на поддержание обеспечивающих его социальных целостностей. Наиболее развитая форма структурного функционализма вы- ражена в концепции социальной системы. Она широко представ- лена в социологии такими фигурами, как Т. Парсонс, Р. Мертон, Э. Шилз, М. Леви, Д. Белл и др. Соответствующие теоретические принципы использовались и в антропологии (для интерпретации процессов адаптации: к природному окружению в рамках неоэво- люционизма, к социокультурному — в психологической антропо-
логии). Более того, начиная с 60-х годов ХХ в. в социальных науках системная трактовка общества и культуры стала доминирующей. Представление о социальном действии. Понятие социального действия подразумевает совместную активность людей, представ- ленную через цели, средства, условия и результаты ее реализации и направляемую определенными интенциями. Составляющие ее акты могут быть элементарными и составными, разграничен- ными и перекрывающими друг друга в зависимости от содержания раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания процесса взаимодействия. Из этих элементарных единиц форми- руются отдельные функциональные образования, устойчивые и нормативно установленные объединения которых называются ин- ститутами. Организованность и эффективность интеракций в этих ус- ловиях определяется качеством действий, которые Т. Парсонс разделяет на инструментальные и неинструментальные. К пер- вым он относит те, что базируются на рациональных основаниях. Вторые носят импульсивный, реактивный характер. Они разли- чаются в соответствии с содержанием побуждений. Ценностно- ориентированные действия структурируются культурно установ- ленными стандартами и нормами и ранжируются в соотнесении с ними. Мотивационные стимулируются интернализованными, заученными желаниями, интересами, запросами. По функциям Парсонс подразделяет их на несколько форм: – когнитивные, соответствующие формированию представлений; – катектические, связанные с осуществлением желаний, влечений; – оценочные, направленные на достижение морально санкциони- рованных результатов. Такая дифференциация действий теоретически обосновывает не только разнообразие форм и содержания процессов взаимо- действия, но и внутреннюю неоднородность каждого из них. На идеально-типическом уровне Парсонс представляет реа-
лизацию всех этих типов действий в рамках социальной системы через бинарные позиции Эго и Альтер, которые в рамках норма- тивно установленных социальных систем находятся в отношениях дополнительности. Разнообразие составляющих таких диад отоб- ражено в понятии социальных ролей, определяемом через наборы выделенных категорий действий, правил их реализации, пределов возможных вариаций. Оно характеризует наборы функций, зна- чение которых обусловливается характером системного целого. В контексте взаимодействия динамические связи между ролями можно рассматривать как механизмы поддержания его в интегри- рованном состоянии. Если первоначально с точки зрения теории действия в рамках социальной системы понятия роли и актора по содержанию совпа- дали, то позже их пришлось разделить. По мере применения иде- ально- типической модели в разных исследовательских контекс- тах стало очевидным, что исполнение социальной роли отнюдь не означает полной причастности индивида к ней. Уже потому, что ролевые обязанности многообразны и диффузны и каждый инди- вид выполняет целый ряд ролей, в своих взаимодействиях он ни- когда не оказывается в сети безоговорочных обязательств. Отсюда несовпадение понятий личности и выполняемых ею социальных функций, тот концептуальный зазор, который допускает функци- часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры ональную автономию личности в рамках любой социальной систе- мы. Соответственно в этих рамках следует принимать во внимания два аспекта ее существования. В качестве актора она выполняет социально значимые действия, которые контролируются другими участниками взаимодействия в соответствии с нормативно-роле- выми предписаниями. Но в своей целостной воплощенности она обладает потенциалом и возможностями, выходящими за пределы любой социальной системы, и участвует в них лишь частично. Это расхождение определяет область порождения изменений и инно- ваций, подлежащую сложившимся и конвенционально установ- ленным социальным системам. Нормы и дополнительность в контексте социального взаимо- действия1. Рассматривая механизмы нормативного поддержания
равновесия социальной системы, Т. Парсонс обращается к концеп- ции дополнительности функций и ожиданий во взаимодействии Эго и Альтер. Как отмечает Э. Гоулднер, он трактует это понятие как взаимную дополнительность, хотя такое отождествление не- правомерно при допущениях, что сами нормы суть производная социальных интеракций и что существует функциональная авто- номность акторов. Взаимная дополнительность предполагает: то, что Эго определя- ет как свои права, считается обязанностями Альтер, а то, что Альтер полагает как свой долг, Эго рассматривает как свое право. Согласно Парсонсу, такие отношения устанавливаются при условии, что сто- роны разделяют общий моральный код. Дополнительность же в этих терминах, подчеркивает Гоулднер, предполагает нечто иное: в условиях взаимодействия каждая сторона имеет свои права и обязанности. Оба вида структурирования совместной активности в ходе интеракции могут нарушаться. В первом случае Альтер может не признавать своим долгом права Эго, либо Эго может отказаться считать своими обязанностями права Альтер. Во втором — участ- ники взаимодействия могут не считаться с автономностью прав и обязанностей друг друга. Даже при допущении о взаимном воздействии различными оказываются его степени. Неоднозначность взаимозависимости и зависимости от системы в целом становится важным фактором ва- риаций или изменений ее состояний. Таким образом, система не сводится только к ее равновесному состоянию, и интеграция ее функциональных единиц характери- зуется неустойчивым балансом сил и, следовательно, напряжен- ностью. В каждый период времени степень интегрированности системы определяется соотношением устойчивых и неустойчивых 1 См. Gouldner A. Op. cit. P. 213–218. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания объединений групп интересов между собой и с властными струк- турами, равнодействующей их взаимных давлений, переговоров и компромиссов. Принятые в рамках системы моральные нормы и
ценности в какой-то степени ограничивают их поведение в ситу- ациях торгов. Однако соображения групповых интересов нередко расходятся с провозглашаемым этосом и оказываются более силь- ными динамическими факторами, влияющими на характер взаи- модействий участников. Соответственно выявление разделяемых социальных норм и культурных ценностей отнюдь не достаточно, чтобы судить об интегрированном состоянии системы, поскольку их вербальное признание не означает обязательного следования им на уровне ин- теракций. Они далеко не всегда уменьшают и регулируют напряже- ния между тенденциями к интеграции и к автономизации тех, кто составляет социальную систему. Чаще всего это лишь показатели, устанавливающие их культурные пределы. Согласно Гоулднеру, сама природа норм такова, что через них выражаются социальные напряжения: они возникают как конвенциональное определение и «связывание» реальных и потенциальных конфликтов. Длительное время в рамках структурного функционализма считалось, что моральные нормы поддерживают целостность со- циальной системы. Они осваиваются в процессе социализации, а затем используются в ситуациях социального взаимодействия «ав- томатически». Сегодня фокус внимания сдвинулся к определению интеракционных механизмов поддержания моральных норм как таковых. Тем более, что представление об аномии, разработанное Э. Дюркгеймом, указывает на то, что они не вечны и могут нару- шаться в массовом масштабе. В этом случае, считает Гоулднер, и возникает необходимость разделить понятия взаимной дополни- тельности и дополнительности, имея в виду, что последняя мобили- зует эгоистические побуждения и закрепляет их в культурно уста- новленных, в том числе нормативных формах. Моральные нормы и отношения «власть–подчинение». Один из социально значимых способов подержания моральных норм объясняется с помощью механизма власти в смысле могущества, силы. (Далее будут употребляться все три понятия). Когда сущес- твует значительное неравенство в распределении силового потен- циала, — а оно присутствует всегда, — в рамках социальной систе- мы неизбежно возникают отношения эксплуатации. В этом случае более могущественный может принуждать более слабого следовать моральным нормам, не вознаграждая его за это должным образом. В рамках сложившейся ранее версии структурного функцио- нализма силовой потенциал (власть) как фактор поддержания рав- новесного состояния системы рассматривался в особом ракурсе. Акцент ставился на ограничениях, налагаемых на его использо-
часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры вание моральным кодом. Позже было признано, что такого рода сдержки нельзя считать ни единственными, ни наиболее действен- ными. В том числе и для равновесного состояния системы. При дифференциации использования силы следует обращать внимание на то, как одни акторы контролируют других в этом отношении. Так, если взаимодействие направлено на удовлетворение запросов, прямо не относящихся к достижением властных позиций, мораль не допускает чрезмерных диспропорций в проявлениях могущес- тва. В противном случае силовые состязания не только не ослабля- ются моральными нормами, но последние используются участни- ками борьбы для оправдания ее правомерности. Исследования постколониальных и глобальных процессов по- казали, что дифференциация властных полномочий не ведет ни к моральному консенсусу, ни к взаимодополнительности функцио- нальных отношений, ожиданий, вознаграждений. Напротив, она несет в себе потенциал внутисистемных напряжений. Правда, ста- бильность и целостность системы при этом могут сохраняться, пока соответствующее распределение легитимизировано или морально санкционировано, т. е. власть наделяется авторитетом. Концепция функциональной автономии. Такие представления о функциях институциональных норм в регулировании взаимо- действий в рамках социальных систем базируются на допущении как взаимосвязанности, так и функциональной автономности их участников. Предполагается, что в этих процессах степень их вза- имной зависимости и независимости (автономии) варьируется. Жизнеспособность одних может целиком или по большей части зависеть от таких отношений; другие удовлетворяют в их рамках лишь отдельные нужды. В первом случае речь идет о высокой, а во втором — о низкой степени функциональной автономии. Система, таким образом, может быть определена как группа взаимодействующих акторов с их переменной зависимостью друг от друга. За этим кроется допущение, что социокультурная реаль- ность не является тотальной единой целостностью. По шкале сис- темности отношения между ее составляющими могут варьировать- ся от полной взаимосвязанности до полной независимости. Дополнение структурно-функциональной теории концепцией функциональной автономии имело серьезные познавательные пос- ледствия. Во-первых, стало возможным рассматривать социальную систему по крайней мере в двух разных ракурсах. Если в центре вни- мания находится ее целостность, то предметом изучения становятся устойчивые, непрерывные, тесные взаимодействия между ее ком- понентами и механизмы, унифицирующие их форму и содержание. Переход к представлению об относительной независимости ее со- ставляющих друг от друга подразумевает акцент на вероятностных, проблематичных аспектах их взаимозависимости. Открывается раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания возможность изучать не только внутрисистемные, но и внешние взаимодействия входящих в нее индивидов и групп. Эти единицы трактуются теперь не просто как части единого целого, но и как име- ющие самостоятельную социальную значимость. Их реальность не определяется только принадлежностью к определенной системе. Во-вторых, когда система рассматривается лишь в равновес- ном состоянии, изучаются интеракционные механизмы, сохраня- ющие ее целостность и взаимозависимость ее частей. Концепция функциональной автономии предполагает выявление механизмов взаимодействия, которые способствуют поддержанию самотож- дественности каждой из них. Это может сопровождаться сниже- нием степени их взаимозависимости, ростом сопротивления давле- нию в сторону равновесия и интеграции. Иными словами, с точки зрения этой концепции внутри системы действуют две противона- правленные силы. Одна из них — тенденция участников взаимо- действия сохранять и даже расширять круг возможностей реализо- вать собственные интересы и запросы, т. е. сопротивляться полной включенности в систему. Другая — тенденция акторов, отвечаю- щих за поддержание ее целостности, к более полной интеграции других, к сокращению степени их функциональной автономности. В связи с властными позициями в рамках системы возника- ют особые проблемы. Их носители обычно отождествляют себя с системой в целом (представители государственных структур — с обществом в целом, церковные чины — со всеми верующими, идео- логи — с системой ценностей всего общества) и действуют соот- ветствующим образом. В то же время у них есть собственные инте- ресы, в том числе связанные с поддержанием автономии функци- ональных единиц, к которым они принадлежат, и своей собствен- ной. Подобная двунаправленность порождает постоянную напря- женность в отношениях между такими агентами и остальными и нередко приводит к социальным конфликтам. При всей инструментальной полезности трактовок социально- го взаимодействия в рамках структурного функционализма здесь остается ряд до сих пор не решенных проблем. Прежде всего, все процессы, происходящие внутри системы, интерпретируются только с точки зрения поддержания ее целостности. Проявления тенденций к функциональной автономии трактуются как отклоне- ния или дисфункции, и основная задача видится в отыскании меха- низмов их интеграции в систему или нейтрализации. Далее, недо- статочное внимание уделяется формам и содержанию интеракций. В результате теоретическая модель остается в большей мере ста- тичной, чем динамичной, фиксирующей структуры, а не процессы. Наконец, при условии, что в рамках теории используются понятия функций, норм, ценностей, в сфере внимания находится их инс- трументальный аспект и за ее пределами остается семантический. часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры Соответственно не учитывается важный аспект социокультурной динамики, связанный с изучением того, как модификации их смыс- лов и значений влияют на социально-структурные изменения. Феноменологические представления об интеракции. В рамках социологии существует еще одно теоретическое направление, свя- занное с изучением социального взаимодействия и базирующееся на феноменологических основаниях. Основная проблема здесь за- ключается в том, чтобы преодолеть расхождение между представ- лением об индивидуальном сознании как конституирующем прн- ципе в отношениях человека с окружением, с одной стороны, и очевидным наличием общей для людей социальной реальности и разделяемых смыслов и значений ее компонент — с другой. Иными словами, центральным оказывается вопрос, как вопреки изначаль- ной субъективности мировосприятия возможна общность пред- ставлений об окружении у множества индивидов, или как форми- руется и поддерживается интерсубъективность. В этом случае предметной областью изучения становится тот уровень социальной реальности, где коллективно разделяемый опыт воспринимается как изначально данный и не подлежащий сомнению. Считается, что этот мир феноменов присутствует в со- знании непосредственно и, очевидно, до всяких логических умозак- лючений. Из этой своего рода «субстанции» в соответствии с зако- номерностями познания формируются представления об окруже- нии, которые всегда интенциональны, т. е. рождаются по каким-то причинам и для каких-то целей. Соответственно в рамках феноме- нологической социологии смыслы и значения социальной реаль- ности вырастают из первичных интенций и «разделяемых всеми» значений, которые определяют ее организацию в ходе совместной практики людей. В соответствии с такими теоретическими предпосылками пред- ставления об интеракции базируются на следующих допущениях: – существует исходно значимый для всех разделяемый опыт, кото- рый можно обнаружить путем феноменологической редукции, т. е. «взять в скобки» все, что находится вне сознания, и свести инди- видуальные вариации переживаний к фундаментальному уровню; – такой реальности соответствует «естественная установка» (по А. Шюцу), т. е. непосредственное отношение к окружению, обус- ловленное пребыванием людей в «жизненном мире» и культурно не оформленное; – из этих двух посылок следует возможность согласования ус- тановок и понимания разделяемого опыта, которая реализуется в процессах интеракции и порождает пространство интерсубъективности. Следует подчеркнуть, что во всех теоретических построени- ях подобного рода взаимодействие и порождаемая им реальность раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания трактуются в терминах сознания и производных его активности — разделяемых символических репрезентаций. Это «символический интеракционизм» в самом широком его понимании. Механизмы интеракции и интерсубъективность. Краткое описание механизмов взаимодействия в их феноменологическом истолковании можно обнаружить в статье А. Шюца «Структура повседневного мышления»1. Как и в представ- ленной выше структурно-функциональной модели, здесь в качес- тве исходной идеально-типической единицы анализа принимается диада «Я–Другой» («Эго–Альтер). Однако отношения между ее составляющими рассматриваются совершенно в ином, не функци- ональном, но коммуникативном ракурсе. Кроме того, речь идет о формировании и поддержании не институциональных, но межлич- ностных отношений. Базовыми механизмами взаимодействия, делающими возмож- ными разделяемость, интерсубъективность единиц, используемых участниками, и одинаковое понимание их значений, Шюц считает «обмен перспективами» («взаимность перспектив») и «совпадение систем релевантности». В первом случае речь идет о том, что, поме- нявшись местами и точками зрения, участники придают ситуации и всему, что происходит в ее рамках, одинаковые значения. Во вто- ром предполагается, что, оказавшись в определенной ситуации, оба будут определять ее сходным образом и выбирать для достижения соответствующих ей целей одни и те же средства. Соответственно становится возможной координация «коммуникативных актов», которыми обмениваются «Я» и «Другой», превращающая их в оп- ределенный осмысленный процесс. Следующим важным механизмом интеракции, выводимым из рассуждений Шюца, следует считать типизацию. Ее можно пред- ставить в двух аспектах. Во-первых, формирование типичных представлений. «Взаимность перспектив — по его мнению — ве- дет к формированию такого знания, которое выступает как знание «каждого» [как то, что знают все], оно представляется объектив- ным и анонимным»2. Иными словами, в ходе коммуникации ее еди- ницы перестают быть уникально-субъективными и обобщаются в определенные типичные категории. Во-вторых, отнесение участ- никами друг друга к определенному личностному типу. Согласно Шюцу, «Я» может понять «Другого», только основываясь на само- идентификации, на собственном опыте, в том числе типологичес- ком. Исходя из этого, каждый в контексте интеракции приписыва- ет действиям другого те мотивы и значения, которые известны ему по собственным переживаниям или как характерные для опреде- ленного личностного типа. 1 См. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические иссле- дования. 1988. № 2. 2 Там же. С. 131. часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры Наконец, следует отметить механизмы, способствующие фор- мированию категорий «Мы» и «Они». Совместным пребыванием и при обмене перспективами «Я» и «Другой» порождают разделя- емую ситуацию «здесь и сейчас», где нет места индивидуальной рефлексии и стороны имеют дело только с тем, что происходит с ними в настоящем. «Это настоящее, общее для нас обоих, есть чис- тая сфера Мы. Мы соучаствуем безо всякой рефлексии в живой одновременности Мы… Мы не можем схватить наше собственное действие в его актуальном настоящем, а постигаем лишь те его мо- менты, которые уже прошли. Но действия другого мы переживаем в их живом свершении»1. Таким образом создается пространство интерсубъективности, где коммуникация становится не просто возможной, но и эффективной (с точки зрения достижения вза- имного понимания). Здесь объединяются «со–общники», образу- ющие «Мы–отношения», хорошо знающие друг друга, позволяю- щие себе проявлять свою уникальность. К категории «Они–отно- шения» обращаются, когда речь идет о «современниках», уникаль- ные биографии которых неизвестны или не имеют значения и по- ведение которых интерпретируется в терминах типизации. «Мы» воспринимают «Они» как идеальный тип, и в соответствии с этим строятся взаимодействия между ними, которые носят опосредо- ванный характер. Но следует подчеркнуть, что и в этом случае ме- диаторами оказываются разделяемые (типичные) представления и их символические репрезентации. Иными словами, и такого рода отношения осуществляются в пространстве интерсубъективности. Идеи А. Шюца стали основополагающими для всего направле- ния социологии повседневности — от П. Бергера и Т. Лукмана до последних работ И. Гофмана и сравнительно недавних Э. Гидденса. Однако до сих пор пространство интерсубъективности описыва- ется в самых общих терминах и остается теоретически неструкту- рированным. А что касается представлений об интеракциях, то ни формы, ни типичные последовательности и содержание соответс- твующих процессов пока до конца систематическим образом не осмыслены.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|