Социальное взаимодействие в контексте концепции структу-
рации. Своеобразным синтезом модифицированных версий инс- титуциональной и феноменологической социологии стала концеп- туализация социального взаимодействия в рамках теории струк- турации Э. Гидденса. Он исходит из положения, что структурные свойства социальных систем существуют в постоянном воспроиз- водении общественных практик, не выводимых напрямую ни из интенциональности акторов, ни из институциональных структур. 1 Schutz A. Collected Papers. Hague. 1962. Vol. 1. P. 147. Цит. По: Л.Г. И онин. По- нимающая социология. М., Наука. 1979. С.123–124. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания Исходные допущения об интеракционной природе социальных порядков. В этих теоретических рамках представления о совмест- ной активности людей и ее динамических последствиях базирует- ся на совокупности исходных допущений, определяющих предмет- ную область изучения темы: – люди совместно производят и воспроизводят социальные по- рядки на основании практической реализации тех знаний и навы- ков, которыми они располагают и разными способами используют в процессах взаимодействий и коммуникаций; – в то же время они создают эти порядки не в соответствии с рационально выстроенным планом, но в контекс- те интеракционных процессов и их непредвиденных последствий; при этом формы совместной активности и их вариации ограниче- ны неосознаваемыми, принимаемыми как данное условиями су- ществования; – структурирование совместной активности людей производит- ся и воспроизводится в ходе рутинной повседневной практики. Однако это не означает, что речь идет только об ограничениях, налагаемых на действия людей: структуры также создают возмож-
ности для их вариаций и модификаций. Исходя из этих допущений, Гидденс обращается к понятию социальной системы, которое интерпретирует отличающимся от структурно-функционального образом. У него такую целостность составляют размещенные в определенных пространстве и времени практики, взаимозависимость которых организует действующих индивидов в группу. Это означает что агенты занимают определен- ные позиции по отношению друг к другу, выражаемые в их соци- альных идентичностях или ролях. Таким образом, как и в рамках структурного функционализма, социальная система трактуется как структурированная целостность, состоящая из совокупности единиц, каждая из которых наделена своими правами и обязаннос- тями. Однако дальше начинаются отличия. Социальную систему Гидденс рассматривает с точки зрения организации социального взаимодействия. Это воспроизводящая- ся общественная практика, воплощенная в упорядоченные взаимо- связи и взаимозависимости индивидов и групп. Такие отношения, несмотря на свойственные им структурные свойства, не следует отождествлять со структурами как таковыми. Далее, в организованной совместной активности людей Гидденс косвенным образом проводит различие между взаимо- действием и коммуникацией. Это следует из его концептуализа- ции правил, которыми она регулируется и которые предполагают реализацию «методических процедур» социального взаимодейс- твия. В этом качестве они регулируют, с одной стороны, произ- водство значений, а с другой — способы совместной социальной часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры активности. Соответственно различаются использование правил и их формулирование. Причем, умение действовать не предполагает обязательных навыков четкого изложения, по каким правилам они осуществляются. И еще одно важное отличие. Гидденс придает особое значе-
ние эмерджентным, или непреднамеренным последствиям взаи- модействий и коммуникаций в рамках социальной системы. Они оказывают влияние на процессы, обусловливающие воспроизведе- ние структурных характеристик системной целостности, а также обеспечивающие ее интеграцию, и могут порождать социальные противоречия и конфликты. Первые в трактовке Гидденса отлича- ются от общепринятого представления о «функциональной несов- местимости» элементов системы. Он считает, что это «оппозиция или дизъюнкция структурных принципов социальной системы, где эти принципы действуют в рамках друг друга, но в то же время противоречат друг другу»1. Вторые он рассматривает как особую форму социальной практики, которая представляет собой борьбу между акторами в контексте властных отношений. Формы социального взаимодействия. В своих работах Гидденс выделяет два состояния социальной системы, — интегрированное и конфликтное, — из которых можно вывести соответствующие формы социального взаимодействия. Состояние интеграции обес- печивается действием институциональных принципов воспроиз- ведения системной целостности: – действие причинно-следственных замкнутых связей («каузаль- ных петель»), обеспечивающих гомеостазис системы; – саморегуляция системы за счет действия механизма обратной связи, обеспечивающей фильтрацию информации в процессе вза- имодействия с окружением; – саморегуляция посредством рефлексии тех, кто составляет сис- тему, относительно ее состояний и возможностей (саморефлексии). Первые два принципа совпадают с теми, что определяют го- меостазис системы в рамках структурного функционализма. Последний ближе к феноменологической трактовке поддержания совместной активности людей. В свете этого можно рассматривать соответствующие процессы внутрисистемного взаимодействия. Действие гомеостатических каузальных петель обусловлено взаимозависимостью индивидов и/или групп, составляющих сис- тему. Речь идет о том, что изменение формы или содержания взаи- модействий и коммуникаций в одной из ее компонент может стать причиной таких событий, происходящих в рамках других, которые
нарушают их ранее сложившуюся рутинную последовательность. В свою очередь это влияет на форму активности инициатора изме- 1 Гидденс Э. Последствия модерна. С.141. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания нений таким образом, чтобы вернуть ее к исходному состоянию. Согласно Гидденсу, этот важный принцип обусловливает действие простейших механизмов воспроизведения социальной системы. Процессы саморегуляции, основанные на действии механиз- мов обратной связи, направлены на контроль над изменениями сло- жившихся в рамках системы динамических форм. Взаимодействия с окружением тех компонент системы, которые составляют «кон- тролирующие информационные фильтры», направлены на то, чтобы отбирать и пропускать вовнутрь полезные для нее воздейс- твия и блокировать нежелательные. Задача акторов, занимающих такие позиции, состоит в том, чтобы регулировать общие условия воспроизведения системной целостности, Они делают это, стиму- лируя либо сохранение, либо изменение рутинных паттернов сов- местной активности. Деятельность, направленную на построение и применение механизмов контроля над внутрисистемными взаимодействия- ми и коммуникациями, Гидденс называет рефлексивной саморе- гуляцией. Она содержит две компоненты. Первая из них — это осознанное отслеживание (рефлексивный мониторинг) процес- сов, происходящих в рамках системы. Вторая — контролируемое воздействие одних членов системы на других в целях либо подде- ржания целостности системы, либо улучшения собственного по- ложения в ее рамках. Иными словами, в этом случае происходит целенаправленное усиление действия механизмов обратной связи. Взаимодействия, направленные на интеграцию системных компо- нент, как правило, осуществляются, согласно Гидденсу, в рамках «легально-рациональных» институциональных организаций. Когда же представители определенных групп, составляющих систему, начинают отстаивать собственные интересы, социальная мобили-
зация приобретает внеинституциональный характер, как это про- исходит в случае формирования социальных движений. Иными словами, институциональные организации и социальные движе- ния представляют собой две зоны социального пространства, где «в современном мире приводится в движение рефлексивное знание о социальной жизни»1. Другим базовым состоянием социальной системы Гидденс счи- тает конфликт. Его необходимым условием является наличие со- циальных противоречий. Они неизбежно возникают в процессах взаимодействий, направленных на воспроизведение социальных порядков. Это происходит из-за непредвиденных последствий сов- местной активности людей, объединения которых характеризу- ются не только взаимосвязанностью, но и определенной степенью функциональной автономности. 1 Гидденс Э. Девять тезисов. С. 79. часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры Однако связь между этими понятиями неоднозначна. Противоречия не приводят к открытым столкновениям при следу- ющих условиях: – если акторы не осознают наличия глубоких социальных рас- хождений и вызываемых ими общественно значимых проблем, а также своих возможностей в их преодолении; – если такие противоречия рассредоточены в социальном про- странстве, т. е. их носители не находятся в непосредственных вза- имодействиях. Наслоение же противоречий и их осознание ведет к публич- ным столкновениям акторов, к их открытой борьбе, сопровождаю- щейся попытками взаимных «направленных подавлений». Обе си- туации активизируют формы интеракции, нарушающие рутинный ход событий и чреватые изменениями. При изучении такого рода движущих сил социокультурной микродинамики Гидденс предлагает исходить из следующих базо- вых допущений: – действия осуществляются людьми, и их следует изучать в соот- ветствии с теориями, репрезентирующими индивидов или группы как носителей определенных социокультурных характеристик; – социальные взаимодействия осуществляются в определенных зонах социального пространства вокруг конкретных типов искус- ственных объектов (артефактов); – социальные взаимодействия могут быть направлены на подде- ржание или изменение существующих социокультурных поряд- ков; в любом случае разные группы людей могут либо вмешиваться в существующее положение дел, либо воспроизводить его. Таким образом, в теории Гидденса есть все указания на то, что успешное изучение микродинамических процессов, происходя- щих в обществе и влияющих на воспроизведение или изменение его состояний, возможно только при их локализации в социальном
пространстве и определении характера отношений между реали- зующими их субъектами. В то же время ни он, ни кто– либо другой не предложили общих теоретических моделей, представляющих «идеальныме типы» как социального пространства, так и форм взаимодействия, которые можно было бы использовать для описания процессов, происходящих в разных локусах, и определе- ния их социокультурных последствий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|