Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное взаимодействие в контексте концепции структу-




рации. Своеобразным синтезом модифицированных версий инс-

титуциональной и феноменологической социологии стала концеп-

туализация социального взаимодействия в рамках теории струк-

турации Э. Гидденса. Он исходит из положения, что структурные

свойства социальных систем существуют в постоянном воспроиз-

водении общественных практик, не выводимых напрямую ни из

интенциональности акторов, ни из институциональных структур.

1 Schutz A. Collected Papers. Hague. 1962. Vol. 1. P. 147. Цит. По: Л.Г. И онин. По-

нимающая социология. М., Наука. 1979. С.123–124.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

Исходные допущения об интеракционной природе социальных

порядков. В этих теоретических рамках представления о совмест-

ной активности людей и ее динамических последствиях базирует-

ся на совокупности исходных допущений, определяющих предмет-

ную область изучения темы:

– люди совместно производят и воспроизводят социальные по-

рядки на основании практической реализации тех знаний и навы-

ков, которыми они располагают и разными способами используют

в процессах взаимодействий и коммуникаций;

– в то же время они создают эти порядки не в соответствии с рационально выстроенным планом, но в контекс-

те интеракционных процессов и их непредвиденных последствий;

при этом формы совместной активности и их вариации ограниче-

ны неосознаваемыми, принимаемыми как данное условиями су-

ществования;

– структурирование совместной активности людей производит-

ся и воспроизводится в ходе рутинной повседневной практики.

Однако это не означает, что речь идет только об ограничениях,

налагаемых на действия людей: структуры также создают возмож-

ности для их вариаций и модификаций.

Исходя из этих допущений, Гидденс обращается к понятию

социальной системы, которое интерпретирует отличающимся от

структурно-функционального образом. У него такую целостность

составляют размещенные в определенных пространстве и времени

практики, взаимозависимость которых организует действующих

индивидов в группу. Это означает что агенты занимают определен-

ные позиции по отношению друг к другу, выражаемые в их соци-

альных идентичностях или ролях. Таким образом, как и в рамках

структурного функционализма, социальная система трактуется

как структурированная целостность, состоящая из совокупности

единиц, каждая из которых наделена своими правами и обязаннос-

тями. Однако дальше начинаются отличия.

Социальную систему Гидденс рассматривает с точки зрения

организации социального взаимодействия. Это воспроизводящая-

ся общественная практика, воплощенная в упорядоченные взаимо-

связи и взаимозависимости индивидов и групп. Такие отношения,

несмотря на свойственные им структурные свойства, не следует

отождествлять со структурами как таковыми.

Далее, в организованной совместной активности людей

Гидденс косвенным образом проводит различие между взаимо-

действием и коммуникацией. Это следует из его концептуализа-

ции правил, которыми она регулируется и которые предполагают

реализацию «методических процедур» социального взаимодейс-

твия. В этом качестве они регулируют, с одной стороны, произ-

водство значений, а с другой — способы совместной социальной

часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры

активности. Соответственно различаются использование правил и

их формулирование. Причем, умение действовать не предполагает

обязательных навыков четкого изложения, по каким правилам они

осуществляются.

И еще одно важное отличие. Гидденс придает особое значе-

ние эмерджентным, или непреднамеренным последствиям взаи-

модействий и коммуникаций в рамках социальной системы. Они

оказывают влияние на процессы, обусловливающие воспроизведе-

ние структурных характеристик системной целостности, а также

обеспечивающие ее интеграцию, и могут порождать социальные

противоречия и конфликты. Первые в трактовке Гидденса отлича-

ются от общепринятого представления о «функциональной несов-

местимости» элементов системы. Он считает, что это «оппозиция

или дизъюнкция структурных принципов социальной системы, где

эти принципы действуют в рамках друг друга, но в то же время

противоречат друг другу»1. Вторые он рассматривает как особую

форму социальной практики, которая представляет собой борьбу

между акторами в контексте властных отношений.

Формы социального взаимодействия. В своих работах Гидденс

выделяет два состояния социальной системы, — интегрированное

и конфликтное, — из которых можно вывести соответствующие

формы социального взаимодействия. Состояние интеграции обес-

печивается действием институциональных принципов воспроиз-

ведения системной целостности:

– действие причинно-следственных замкнутых связей («каузаль-

ных петель»), обеспечивающих гомеостазис системы;

– саморегуляция системы за счет действия механизма обратной

связи, обеспечивающей фильтрацию информации в процессе вза-

имодействия с окружением;

– саморегуляция посредством рефлексии тех, кто составляет сис-

тему, относительно ее состояний и возможностей (саморефлексии).

Первые два принципа совпадают с теми, что определяют го-

меостазис системы в рамках структурного функционализма.

Последний ближе к феноменологической трактовке поддержания

совместной активности людей. В свете этого можно рассматривать

соответствующие процессы внутрисистемного взаимодействия.

Действие гомеостатических каузальных петель обусловлено

взаимозависимостью индивидов и/или групп, составляющих сис-

тему. Речь идет о том, что изменение формы или содержания взаи-

модействий и коммуникаций в одной из ее компонент может стать

причиной таких событий, происходящих в рамках других, которые

нарушают их ранее сложившуюся рутинную последовательность.

В свою очередь это влияет на форму активности инициатора изме-

1 Гидденс Э. Последствия модерна. С.141.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

нений таким образом, чтобы вернуть ее к исходному состоянию.

Согласно Гидденсу, этот важный принцип обусловливает действие

простейших механизмов воспроизведения социальной системы.

Процессы саморегуляции, основанные на действии механиз-

мов обратной связи, направлены на контроль над изменениями сло-

жившихся в рамках системы динамических форм. Взаимодействия

с окружением тех компонент системы, которые составляют «кон-

тролирующие информационные фильтры», направлены на то,

чтобы отбирать и пропускать вовнутрь полезные для нее воздейс-

твия и блокировать нежелательные. Задача акторов, занимающих

такие позиции, состоит в том, чтобы регулировать общие условия

воспроизведения системной целостности, Они делают это, стиму-

лируя либо сохранение, либо изменение рутинных паттернов сов-

местной активности.

Деятельность, направленную на построение и применение

механизмов контроля над внутрисистемными взаимодействия-

ми и коммуникациями, Гидденс называет рефлексивной саморе-

гуляцией. Она содержит две компоненты. Первая из них — это

осознанное отслеживание (рефлексивный мониторинг) процес-

сов, происходящих в рамках системы. Вторая — контролируемое

воздействие одних членов системы на других в целях либо подде-

ржания целостности системы, либо улучшения собственного по-

ложения в ее рамках. Иными словами, в этом случае происходит

целенаправленное усиление действия механизмов обратной связи.

Взаимодействия, направленные на интеграцию системных компо-

нент, как правило, осуществляются, согласно Гидденсу, в рамках

«легально-рациональных» институциональных организаций. Когда

же представители определенных групп, составляющих систему,

начинают отстаивать собственные интересы, социальная мобили-

зация приобретает внеинституциональный характер, как это про-

исходит в случае формирования социальных движений. Иными

словами, институциональные организации и социальные движе-

ния представляют собой две зоны социального пространства, где «в

современном мире приводится в движение рефлексивное знание о

социальной жизни»1.

Другим базовым состоянием социальной системы Гидденс счи-

тает конфликт. Его необходимым условием является наличие со-

циальных противоречий. Они неизбежно возникают в процессах

взаимодействий, направленных на воспроизведение социальных

порядков. Это происходит из-за непредвиденных последствий сов-

местной активности людей, объединения которых характеризу-

ются не только взаимосвязанностью, но и определенной степенью

функциональной автономности.

1 Гидденс Э. Девять тезисов. С. 79.

часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры

Однако связь между этими понятиями неоднозначна.

Противоречия не приводят к открытым столкновениям при следу-

ющих условиях:

– если акторы не осознают наличия глубоких социальных рас-

хождений и вызываемых ими общественно значимых проблем, а

также своих возможностей в их преодолении;

– если такие противоречия рассредоточены в социальном про-

странстве, т. е. их носители не находятся в непосредственных вза-

имодействиях.

Наслоение же противоречий и их осознание ведет к публич-

ным столкновениям акторов, к их открытой борьбе, сопровождаю-

щейся попытками взаимных «направленных подавлений». Обе си-

туации активизируют формы интеракции, нарушающие рутинный

ход событий и чреватые изменениями.

При изучении такого рода движущих сил социокультурной

микродинамики Гидденс предлагает исходить из следующих базо-

вых допущений:

– действия осуществляются людьми, и их следует изучать в соот-

ветствии с теориями, репрезентирующими индивидов или группы

как носителей определенных социокультурных характеристик;

– социальные взаимодействия осуществляются в определенных

зонах социального пространства вокруг конкретных типов искус-

ственных объектов (артефактов);

– социальные взаимодействия могут быть направлены на подде-

ржание или изменение существующих социокультурных поряд-

ков; в любом случае разные группы людей могут либо вмешиваться

в существующее положение дел, либо воспроизводить его.

Таким образом, в теории Гидденса есть все указания на то, что

успешное изучение микродинамических процессов, происходя-

щих в обществе и влияющих на воспроизведение или изменение

его состояний, возможно только при их локализации в социальном

пространстве и определении характера отношений между реали-

зующими их субъектами. В то же время ни он, ни кто– либо другой

не предложили общих теоретических моделей, представляющих

«идеальныме типы» как социального пространства, так

и форм взаимодействия, которые можно было бы использовать для

описания процессов, происходящих в разных локусах, и определе-

ния их социокультурных последствий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...