Глава 1. Основания изучения социокультурной микродинамики
Как известно, социальные и культурные изменения всегда были предметом особого внимания и социологов, и антропологов. Их описанию и объяснению посвящено множество работ. Они обобщены в такие макротеории, как эволюционистская, волнооб- разная, диффузионистская. Однако вплоть до сравнительно не- давнего времени они представлялись в объективированном виде, т. е. как события или результаты процессов, отличающиеся от того, что было прежде. До определенного времени такое положение дел считалось в пределах социальных наук вполне удовлетворитель- ным. Однако увеличивающаяся степень сложности и динамизма социальной и культурной жизни, с одной стороны, и продвижение самих социальных наук — с другой, привели ученых к осознанию того, что прежние модели анализа не отвечают требованиям, свя- занным с решением новых задач. Прежде всего, стало очевидным, что представления о локали- зации и причинах макроисторических изменений гипотетичны и не поддаются ни доказательству, ни опровержении. Кроме того, способы их изучения не подходят для анализа современного по- ложения дел. Далее, их социальные и культурные последствия систематическим образом не прослеживаются и, скорее, постули- часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения руются, чем обосновываются. Соответственно во многом на пред- положениях, а не на доказательствах основываются представле- ния о масштабности их распространения в различных обществах. Так, в связи с темой глобализации она преувеличивается одними и преуменьшается другими. Наконец, пока изменения трактуются исключительно как дискретные феномены. Поскольку последова-
тельность их порождения, становления и завершения остается не- изученной, отсутствует теоретическая база для обоснованного раз- личения социокультурных событий и процессов. В то же время эти вопросы становятся все более актуальными в пределах социологии культуры с ее преимущественной ориентацией на современную социокультурную микродинамику. В ходе предпринятого выше анализа неоднократно приходи- лось делать вывод, что в рамках социологии культуры не хватает структурированного аналитического пространства, в пределах которого эта тема была бы представлена в четких теоретических терминах. Иными словами, социальные и культурные изменения следует локализовать с точки зрения их порождения на уровне институтов или обыденной жизни, определить формы активности их агентов, выявить их содержание и возможности распростра- нения в виде определенным образом структурированных процес- сов. Оценка теоретического потенциала современной социологии, связанного с этой темой, позволяет утверждать, что здесь есть все предпосылки для ее разработки. Однако имеющиеся знания оста- ются разрозненными и несистематизированными. Проблема. Они могут быть организованы применительно к проблеме, формулировка которой вытекает из результатов соот- ветствующей познавательной ситуации, сложившейся в рамках социологии культуры. Она заключается в расхождении между признанием необходимости изучать социокультурную микродина- мику и отсутствием необходимых для этого рационально выстро- енных теоретических рамок. Из проведенного анализа следует, что ее можно уточнить, выделив два более частных направления. Во-первых, переход от дискретного фиксирования социальных и культурных изменений в их взаимных влияниях и автономии к их осмыслению в качестве событий и процессов затруднен отсутс- твием теоретической системы координат для их локализации и
интерпретации. Во-вторых, определению содержания социальных изменений и их социальных и культурных последствий мешает не- систематизированность теоретических представлений о формах социального взаимодействия, обусловливающих их содержание и возможности распространения. Как уже отмечалось, имеющегося знания достаточно, чтобы преодолеть эти затруднения. Представления о социальной реаль- ности и выделение социального и культурного измерений как осей раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания координат для ее изучения составляют основания для построения теоретической модели, позволяющей локализовать изменения, их агентов, содержание и пути распространения. При обобщении ре- зультатов исследования совместной активности людей проясняют- ся причины порождения и структурирование процессов, определя- ющих характер соответствующих микродинамических тенденций. Цель предлагаемого здесь направления социологии культуры состоит в том, чтобы представить две идеально-типические теоре- тические модели — социокультурного пространства и фундамен- тальных форм социального взаимодействия. Это позволит дать ответы на вопросы: где происходят социальные и культурные из- менения, и благодаря каким формам интеракции они приобретают свои динамические конфигурации. Теоретическая позиция, обусловливающая реализацию этой цели, определяется представленным здесь концептуальным кон- текстом социологии культуры и антропологическими идеями1, име- ющими отношение к рассматриваемой проблеме. Соответственно в самом общем виде формулируется три группы задач, связанных с построением: – исходных антропологических и социологических основа- ний для разработки названных теоретических моделей; – идеально-типической модели социокультурного пространс- тва, базирующейся на специально разработанных концепциях со- циокультурного кода и артефакта; – идеально-типической модели форм и парадигм социального взаимо- действия на основе специально разработанных концепций про- блемной ситуации и типов поведения людей в их рамках. Предлагаемая теоретическая позиция предполагает выделение
определенной предметной области, в пределах которой решение выделенных задач оказывается возможным. Это социокультурная реальность, определение которой базируется на сочетании социо- логических и антропологических исходных допущений. Она пред- ставлена в двух модальностях: структурной (социокультурное про- странство) и динамической (социальное взаимодействие). В этом контексте объектами исследования становятся: – в первом случае измерения, уровни, области социокультурного пространства; – во втором — формы, парадигмы социального взаимодействия. Формулировка проблемы и выделение предметной области для ее решения обусловливают выбор исходной теоретико-методоло- гической позиции — социальный конструктивизм, который пред- полагает объединение следующих методов, используемых в пост- роении предлагаемых идеально-типических моделей: 1 См. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. М. Академический Проект. 2004. История антропологических учений. М. Академический Проект. 2010. часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения – функциональный в его первоначальной антропологической ин- терпретации для обоснования дифференциации социокультурного пространства и парадигм социального взаимодействия; – структурно-функциональный для построения морфологии со- циокультурного пространства; – семантический для концептуализации социокультурного кода; – динамический для представления парадигм социального взаи- модействия в качестве процессов. Все ключевые понятия, с помощью которых конструируются предлагаемые модели, операционализированы, т. е. представлены в концептуальных единицах анализа и наблюдения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|