Фундаментальные свойства человека ,обеспечивающие его связи с окружением
Концепция человека как активного существа, способного к ре- зультативному взаимодействию с окружением, предполагает вы- деление набора необходимых и достаточных потенциальных врож- денных свойств, являющихся предпосылками для участия в нем. В обобщенном виде можно выделить следующие свойства такого рода: Формирование образа возможных направлений и поля актив- ности. Есть основания утверждать, что при возникновении внут- ренних побуждений к взаимодействию (потребности, желания, ин- терес) или внешних стимулов (изменения природного характера, просьбы, приказы, социальное давление и пр.) у людей «вклю- раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания чаются» поисковые механизмы. На уровне образного восприятия они обусловливают формиро- вание обобщенного целостного представления об организации совместной активности во взаимо- действии с окружением. С одной стороны, определяется, в какой ограниченной совокупности направлений побуждение или стимул будут реализованы с наибольшей вероятностью. С другой - устанавливаются примерные границы, в которых взаимодействие может быть эффективным. Это свойство описано в теориях формирования образа. Проведение различия между сформированным образом поля ак- тивности и внешним по отношению к нему «фоном». Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что чело- веческое восприятие предполагает постоянное, практически авто- матическое соотнесение объекта внимания с другими элементами окружения. Причем сколь бы ни было сконцентрировано внима- ние на объекте, периферические каналы восприятия продолжа- ют фиксировать информацию, прямо не относящуюся к нему. Адаптационная значимость такой способности заключается в том, что автоматически отслеживается возможность исходящих извне как опасностей, так и дополнительных ресурсов.
Соответственно, поле активности как целостность обретает вне- шние границы. В теоретическом отношении это зафиксировано в гештальтистской концепции «фон–фигура». Практическая активность в выделенном поле в намеченном направлении. Как известно, людям свойственно, вза- имодействуя с окружением, пытаться найти его элементы и виды активности, которые помогают достичь удовлетворяющих их ре- зультатов. Такие поиски принято называть «методом проб и оши- бок». На этой основе формируется опыт отбора «материалов», партнеров и способов действия, способствующих эффективному постро- ению жизненной среды. Таким образом, выделенное поле актив- ности начинает осваиваться практически. На это указывает теория деятельности. Рационализация и соотнесение целей, средств и результатов взаимодействия в установленных границах. Накопление эмпири- ческого опыта, приносящего удовлетворительные результаты в поле усиленного внимания, обусловливает рационализацию пу- тей их достижения. В науках о человеке принято выделять такие основные составляющие процесса, как цели, средства, результаты направленной активности, которая вследствие этого приобретает устойчивую упорядоченность, называемую деятельностью. В рам- ках социологии последовательности такого рода представлены в теории рационального действия. Взаимодействие с элементами окружения и деятельность в ходе достижения результатов. Известно, что человеческая актив- ность при всех ограничениях ее проявлений имеет достаточно ши- рокую открытость по отношению к окружению. Иными словами, каждый имеет возможность воспринимать значительные по вели-
часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения чине множества разнокачественных воздействий извне и отвечать на них таким образом, что значимые для него элементы окруже- ния и его действия образуют устойчивые связи. В то же время, если какие-либо элементы окружения оказываются ненужными в про- цессе взаимодействия или нейтральными по отношению к нему, можно прервать ранее установившиеся связи с ними. Это свойс- тво вступать в контакт с элементами окружения и прерывать его распространяется у человека на природные объекты, на созданные людьми вещи, образы, на других людей. Подобные феномены отоб- ражены в представленных ранее концепциях взаимозависимости и функциональной анатомии. Формирование правил деятельности и норм взаимодействия с элементами окружения. Как свидетельствуют многочисленные ис- следования, повторение отдельных актов, определенные сочетания которых при многократном повторении приводит к однотипным результатам, складывается в стереотипные последовательности. Формируются своего рода алгоритмы ре- зультативной активности в ответ на определенные классы внешних стимулов или внутриличностных побуждений. Они выполняют функции устойчивых ограничителей и организаторов активности в стандартизованных, повторяющихся обстоятельствах. Иными словами, образуются нормированные ситуации, и людям не надо каждый раз заново определять соответствующие способы взаимо- действия. Такого рода свойство объединять совместные действия в стереотипные последовательности для достижения воспроизводя- щихся результатов помогает экономить усилия при необходимости объединяться для реализации однотипных побуждений. Это подробно описано в функциональ- ной теории социальных институтов. Ожидание возможных непредвиденных вмешательств в про- цесс взаимодействия. Многие психологи и антропологи обращали внимание на то, что при формировании образа окружения, при целенаправленной деятельности, при концентрации внимания на каком-то объекте или ситуации у людей все же остается откры- той так называемая периферия восприятия. Сколь бы ни был пог- лощен каждый из них каким-то занятием он в известной мере готов к воз-
можным воздействиям из окружения, находящегося за пределами поля его активности. Иными словами, представление о случайнос- ти, непредвиденных обстоятельствах, открывающихся возмож- ностях как бы встроено в сами механизмы человеческого воспри- ятия. Такое свойство в адаптационном смысле хорошо дополняет способность к формированию стереотипов, поскольку делает воз- можным их «расшатывание» при несоответствии изменившимся обстоятельствам и вообще придает отношениям человека с окру- жением вероятностный, а не строго детерминированный характер. Об этом свидетельствуют психологические теории восприятия и концепции когнитивной антропологии. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания Выделенный набор свойств с концептуальной точки зрения можно считать необходимым и достаточным. Его необходимость обусловлена тем, что перечисленные компоненты характеризуют целостный процесс адаптации людей в окружении: от его освоения как среды совместной активности до получения желаемых резуль- татов. Достаточность связана с указанием на основные антропологические универсалии, действие которых способствует упорядочению взаимодействия; это свойства: воспринимать воздействие окружения; органи- зовывать ситуацию взаимодействия; результативно действовать в ситуации, — которые нашли отражение в функцио- нальных положениях авторитетных теорий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|