Уровни рассмотрения социокультурной реальности.
При изучении динамических аспектов совместного существо- вания людей целесообразно в самом общем виде выделить следую- щие области кодирования такого опыта. Во-первых, это организа- ция общественной жизни, коллективного жизнеобеспечения, ре- зультативных взаимодействий. Кумуляция и освоение такого опы- та необходимы для поддержания общего и индивидуального бла- гополучия при повторяющихся и вновь возникающих жизненных ситуациях. В этом случае можно говорить о культурных аспектах социальной организации. Во-вторых, это порождение и упорядоче- ние социально значимой информации, относящейся к фундамен- тальным связям человека с окружением. Такая информация, кон- центрируясь и локализуясь в особых областях культуры, состав- ляет резервный запас соответствующего специализированного знания. Люди обращаются к этому резерву в затруднительных об- стоятельствах в отношениях со средой. В-третьих, это каналы мас- совой трансляции культурного опыта, содержащие и проводящие социально значимые знания и представления. С их помощью осуществляются процессы социальной коммуникации и социализации. Поскольку представления людей об окружении не являются врожденными, такие каналы оказываются необходимы- ми в обществе и культуре любого типа. Говоря о кумуляции социокультурного опыта, следует обра- тить особое внимание на способ его приобретения и использования: специализированное или же нерефлексивное. Такое различение важно, поскольку в каждом случае механизмы освоения окружения и способы обращения с его элементами специфичны и порождают различные результаты. В отношении первого уровня следует обратиться к концепции
общественного разделения труда. Она фиксирует качественную неоднородность форм и видов деятельности, дифференциацию и сосуществование их в обществе. Следовательно, с одной стороны, выделяются навыки, необходимые людям для воспроизведения видов и областей профессиональной активности, а с другой — оп- ределяется направленность выхода за их границы при обостре- нии проблемных ситуаций в обществе. Таким образом, категория «общественное разделение труда» фиксирует в социокультурной жизни структурированную динамическую область, в силу своей дифференцированности и упорядоченности позволяющую про- следить источники и характер изменений специализированных культурных объектов (артефактов). часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения Однако социокультурная жизнь не исчерпывается областью общественного разделения труда. В социальных науках приня- то отделять ее от другой, называемой повседневной реальностью. На этом уровне исследуются взаимодействия, отношения лю- дей, связанные с поддержанием межличностных связей, непос- редственной жизненной среды, с саморазвитием, рекреацией, восстановлением сил, затрачиваемых в сфере труда и т. п. Такие процессы имеют культурно установленные формы. Но в отличие от системы общественного разделения труда они не закреплены в качестве социетальных институтов, и носят характер привычек, нравов, обычаеви т. п. Соответственно различия в качественной определенности активности на выделенных уровнях социокуль- турной реальностиследует дополнить специфичными для каждого из них способами приобретения и использования знаний и навыков: специальные в первом случае, и неспецифичные — во вто- ром. На этой основе проводится различие между специализированными и неспецифич- ными формами организации социокультурной реаль-
ности.
Неспецифичные формы — отношения в семье, неформаль- ных группах, распределение свободного времени, домашние заня- тия — принято называть обыденной реальностью, повседневной жизнью. Она характеризуется тем, что люди осваивают и исполь- зуют необходимые знания и навыки не специально организован- ным образом, а на уровне повседневных интеракций друг с другом, с бли- жайшим предметным окружением, за счет использования общедоступных информационных средств. Единственной специальной формой обучения на этом уровне мож- но считать систему общего образования. В самом общем виде пов- седневная реальность — это совокупность действий, отношений, структур поведения, связанных с непосредственными индивиду- альными переживаниями и межличностными контактами. Это так- же совокупность привычных взаимодействий, направленных на удовлетворение первичных жизненных потребностей. В обыден- ной жизни люди действуют по большей части «автоматически», не задумываясь. Свои затруднения они, как правило, относят прежде всего к личной сфере, осмысляют и пытаются разрешить на осно- вании здравого смысла и практического опыта. Социальные последствия событий в таком контексте обус- ловлены характером существующих здесь нормативных границ, правил и санкций со стороны непосредственного окружения. Нормативные границы частично кодифицированы в правовых документах, частично закреплены в поведении как привычки, нравы, обычаи и т. п., а также в устойчивых разделяемых людь- ми представлениях. Они принимаются нерефлективно, но тем не менее организуют взаимодействие и раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания коммуникацию. По структуре своей такого рода регулятивные об- разования базируются на антропологических универсалиях, а по содержанию они культурно специфичны. Например, конфликт, сотрудничество, отношение «власть — подчинение» и т. п. сущес- твуют и нормируются во всех сообществах, однако, их регулиро- вание происходят в различных культурах неодинаково. Скажем, межличностный конфликт в одних группах может разрешаться прямым столкновением сторон, в других — через посредника, в
третьих сублимироваться, т. е. переводиться в иные формы отно- шений и т. п. Разумеется, люди живут не «по нормам», а «внутри» них и «между» ними. Имеется в виду, что в рамках нормированных и находящихся вне нормирования социокультурных пространств у них остается достаточно свободы для индивидуального регули- рования процессов собственной жизни, для выбора среди элемен- тов своего культурного окружения и способов взаимодействия с ним, для индивидуального отыскания соотношений между устой- чивыми и изменчивыми аспектами своего образа и стиля жизни. Последствия индивидуальных действий, поведения, решений на обыденном уровне культуры имеют микрогрупповое значение, т. е. оцениваются и вызывают реакцию в непосредственной жиз- ненной среде. В частности, выход за установленные нормативные рамки фиксируется здесь быстро и четко благодаря непосредс- твенному наблюдению. Нарушение правовых норм карается по закону; нарушение традиционных обычаев в настоящее время влечет за собой относительно слабые социальные санкции, а отступление от современных нравов вызывает негативную груп- повую реакцию. В отличие от обыденных институциональные социокультурные формы реализуются в официально установленных, легитимизиро- ванных организациях. Это — труд и организованная общественно- политическая, любительская, благотворительная активность. Люди осваивают необходимые для ее реализации знания и навыки в про- цессе специализированного обучения: в специальных учебных за- ведениях, из специальной литературы, из специальных инструк- ций других людей в ходе взаимодействий и коммуникаций. В зна- чительной степени именно на этом уровне создаются артефакты, удовлетворяющие широкие общественные запросы. Затруднения здесь осознаются людьми прежде всего как профессиональные; они осмысляются и разрешаются на основании специализирован- ных знаний и навыков. Социальные последствия такого рода совместной активности определяются их местом в социокультурной жизни и установлен-
ными, специфичными нормативными границами их реализации. Сегодня значительную часть времени и усилий большинство чле- нов общества отдают работе. Именно к ней относится категория часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения «общественное разделение труда»: она носит коллективный ха- рактер, институционализирована и регулируется совокупностью кодифицированных норм. В их рамках взаимодействие и комму- никации осуществляются по установленным правилам, которые являются достаточно четкими и определенными в их выражении и понимании, осознаются и заучиваются людьми в ходе специ- альной подготовки. Нормы, относящиеся к труду, обусловлены его целью, способами, критериями оценки. Те, что регулируют общественную активность, определяются побуждающими ее ин- тересами. В то же время, внутри этих рамок остается значитель- ное пространство для индивидуальной свободы в выборе манеры работы. Последствия специализированной деятельности, ее про- дукты имеют широкое социальное значение, т. е. оцениваются и вызывают реакцию на социетальном уровне. Выход за официаль- но зафиксированные границы в одних случаях рассматривается как правонарушение и карается в соответствии с законом, а в дру- гих носит характер культурной инновации и может вызывать не только негативные, но и позитивные социальные санкции. В то же время подобные факты фиксируются здесь, не сразу, ибо те, кто их порождает, находят не в таком непосредственном контакте и не под таким прямым контролем в отношениях с другими, как в обы- денной жизни. Таким образом, различие между двумя уровнями социокуль- турной реальности — обыденным и специализированным - опреде- ляется тем, что каждый из них характеризуется своей направлен- ностью по отношению к окружению, особыми видами и способами организации взаимодействий, специфичными критери- ями оценки их качества и результатов, собственным местом в сов- местном существовании людей. Формирование специализированного уровня следует рассмат- ривать в историческом измерении в свете процессов выделения и дифференциации целых областей деятельности, отношений, пред- ставлений, оценок на основе наиболее значимых связей человека с окружением. Как уже было сказано, такого рода связи (свойства, способности, процедуры) антропологически универсальны. В то же время они меняются по степени развитости, по содержанию, в зависимости от изменения жизненных усло- вий людей. Качественная определенность этих связей в контексте изучения социокультурного пространства дифференцируется в
соответствии с основными их функциональными характеристи- ками. Во-первых, адаптационными, т. е. регуляция соотношения активного воздействия человека на окружение и приспособления к нему. Во-вторых, динамическими, т. е. регуляция соотношения устойчивого и изменчивого в отношениях людей с окружением. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|