Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни рассмотрения социокультурной реальности.




При изучении динамических аспектов совместного существо-

вания людей целесообразно в самом общем виде выделить следую-

щие области кодирования такого опыта. Во-первых, это организа-

ция общественной жизни, коллективного жизнеобеспечения, ре-

зультативных взаимодействий. Кумуляция и освоение такого опы-

та необходимы для поддержания общего и индивидуального бла-

гополучия при повторяющихся и вновь возникающих жизненных

ситуациях. В этом случае можно говорить о культурных аспектах

социальной организации. Во-вторых, это порождение и упорядоче-

ние социально значимой информации, относящейся к фундамен-

тальным связям человека с окружением. Такая информация, кон-

центрируясь и локализуясь в особых областях культуры, состав-

ляет резервный запас соответствующего специализированного

знания. Люди обращаются к этому резерву в затруднительных об-

стоятельствах в отношениях со средой. В-третьих, это каналы мас-

совой трансляции культурного опыта, содержащие и проводящие

социально значимые знания и представления. С их помощью

осуществляются процессы социальной коммуникации и

социализации. Поскольку представления людей об окружении не

являются врожденными, такие каналы оказываются необходимы-

ми в обществе и культуре любого типа.

Говоря о кумуляции социокультурного опыта, следует обра-

тить особое внимание на способ его приобретения и использования: специализированное

или же нерефлексивное.

Такое различение важно, поскольку в каждом

случае механизмы освоения окружения и способы обращения с

его элементами специфичны и порождают различные результаты.

В отношении первого уровня следует обратиться к концепции

общественного разделения труда. Она фиксирует качественную

неоднородность форм и видов деятельности, дифференциацию и

сосуществование их в обществе. Следовательно, с одной стороны,

выделяются навыки, необходимые людям для воспроизведения

видов и областей профессиональной активности, а с другой — оп-

ределяется направленность выхода за их границы при обостре-

нии проблемных ситуаций в обществе. Таким образом, категория

«общественное разделение труда» фиксирует в социокультурной

жизни структурированную динамическую область, в силу своей

дифференцированности и упорядоченности позволяющую про-

следить источники и характер изменений специализированных

культурных объектов (артефактов).

часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения

Однако социокультурная жизнь не исчерпывается областью

общественного разделения труда. В социальных науках приня-

то отделять ее от другой, называемой повседневной реальностью.

На этом уровне исследуются взаимодействия, отношения лю-

дей, связанные с поддержанием межличностных связей, непос-

редственной жизненной среды, с саморазвитием, рекреацией,

восстановлением сил, затрачиваемых в сфере труда и т. п. Такие

процессы имеют культурно установленные формы. Но в отличие

от системы общественного разделения труда они не закреплены

в качестве социетальных институтов, и носят характер привычек, нравов,

обычаеви т. п. Соответственно различия в качественной

определенности активности на выделенных уровнях социокуль-

турной реальностиследует дополнить специфичными для каждого

из них способами приобретения и использования знаний и навыков: специальные

в первом случае, и неспецифичные — во вто-

ром. На этой основе проводится различие между специализированными и неспецифич-

ными формами организации социокультурной реаль-

ности.

 

Неспецифичные формы — отношения в семье, неформаль-

ных группах, распределение свободного времени, домашние заня-

тия — принято называть обыденной реальностью, повседневной

жизнью. Она характеризуется тем, что люди осваивают и исполь-

зуют необходимые знания и навыки не специально организован-

ным образом, а на уровне повседневных интеракций друг с

другом, с бли-

жайшим предметным окружением, за счет

использования общедоступных информационных средств.

Единственной специальной формой обучения на этом уровне мож-

но считать систему общего образования. В самом общем виде пов-

седневная реальность — это совокупность действий, отношений,

структур поведения, связанных с непосредственными индивиду-

альными переживаниями и межличностными контактами. Это так-

же совокупность привычных взаимодействий, направленных на

удовлетворение первичных жизненных потребностей. В обыден-

ной жизни люди действуют по большей части «автоматически», не

задумываясь. Свои затруднения они, как правило, относят прежде

всего к личной сфере, осмысляют и пытаются разрешить на осно-

вании здравого смысла и практического опыта.

Социальные последствия событий в таком контексте обус-

ловлены характером существующих здесь нормативных границ,

правил и санкций со стороны непосредственного окружения.

Нормативные границы частично кодифицированы в правовых

документах, частично закреплены в поведении как привычки, нравы,

обычаи и т. п., а также в устойчивых разделяемых людь-

ми представлениях. Они принимаются нерефлективно, но тем не

менее организуют взаимодействие и

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

коммуникацию. По структуре своей такого рода регулятивные об-

разования базируются на антропологических универсалиях, а по

содержанию они культурно специфичны. Например, конфликт,

сотрудничество, отношение «власть — подчинение» и т. п. сущес-

твуют и нормируются во всех сообществах, однако, их регулиро-

вание происходят в различных культурах неодинаково. Скажем,

межличностный конфликт в одних группах может разрешаться

прямым столкновением сторон, в других — через посредника, в

третьих сублимироваться, т. е. переводиться в иные формы отно-

шений и т. п. Разумеется, люди живут не «по нормам», а «внутри»

них и «между» ними. Имеется в виду, что в рамках нормированных

и находящихся вне нормирования социокультурных пространств

у них остается достаточно свободы для индивидуального регули-

рования процессов собственной жизни, для выбора среди элемен-

тов своего культурного окружения и способов взаимодействия с

ним, для индивидуального отыскания соотношений между устой-

чивыми и изменчивыми аспектами своего образа и стиля жизни.

Последствия индивидуальных действий, поведения, решений на

обыденном уровне культуры имеют микрогрупповое значение,

т. е. оцениваются и вызывают реакцию в непосредственной жиз-

ненной среде. В частности, выход за установленные нормативные

рамки фиксируется здесь быстро и четко благодаря непосредс-

твенному наблюдению. Нарушение правовых норм карается по

закону; нарушение традиционных обычаев в настоящее

время влечет за собой относительно слабые социальные санкции,

а отступление от современных нравов вызывает негативную груп-

повую реакцию.

В отличие от обыденных институциональные социокультурные

формы реализуются в официально установленных, легитимизиро-

ванных организациях. Это — труд и организованная общественно-

политическая, любительская, благотворительная активность. Люди

осваивают необходимые для ее реализации знания и навыки в про-

цессе специализированного обучения: в специальных учебных за-

ведениях, из специальной литературы, из специальных инструк-

ций других людей в ходе взаимодействий и коммуникаций. В зна-

чительной степени именно на этом уровне создаются артефакты,

удовлетворяющие широкие общественные запросы. Затруднения

здесь осознаются людьми прежде всего как профессиональные;

они осмысляются и разрешаются на основании специализирован-

ных знаний и навыков.

Социальные последствия такого рода совместной активности

определяются их местом в социокультурной жизни и установлен-

ными, специфичными нормативными границами их реализации.

Сегодня значительную часть времени и усилий большинство чле-

нов общества отдают работе. Именно к ней относится категория

часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения

«общественное разделение труда»: она носит коллективный ха-

рактер, институционализирована и регулируется совокупностью

кодифицированных норм. В их рамках взаимодействие и комму-

никации осуществляются по установленным правилам, которые

являются достаточно четкими и определенными в их выражении

и понимании, осознаются и заучиваются людьми в ходе специ-

альной подготовки. Нормы, относящиеся к труду, обусловлены

его целью, способами, критериями оценки. Те, что регулируют

общественную активность, определяются побуждающими ее ин-

тересами. В то же время, внутри этих рамок остается значитель-

ное пространство для индивидуальной свободы в выборе манеры

работы. Последствия специализированной деятельности, ее про-

дукты имеют широкое социальное значение, т. е. оцениваются и

вызывают реакцию на социетальном уровне. Выход за официаль-

но зафиксированные границы в одних случаях рассматривается

как правонарушение и карается в соответствии с законом, а в дру-

гих носит характер культурной инновации и может вызывать не

только негативные, но и позитивные социальные санкции. В то же

время подобные факты фиксируются здесь, не сразу, ибо те, кто их

порождает, находят не в таком непосредственном контакте и не

под таким прямым контролем в отношениях с другими, как в обы-

денной жизни.

Таким образом, различие между двумя уровнями социокуль-

турной реальности — обыденным и специализированным - опреде-

ляется тем, что каждый из них характеризуется своей направлен-

ностью по отношению к окружению, особыми видами и

способами организации взаимодействий, специфичными критери-

ями оценки их качества и результатов, собственным местом в сов-

местном существовании людей.

Формирование специализированного уровня следует рассмат-

ривать в историческом измерении в свете процессов выделения и

дифференциации целых областей деятельности, отношений, пред-

ставлений, оценок на основе наиболее значимых связей человека

с окружением. Как уже было сказано, такого рода связи (свойства,

способности, процедуры) антропологически универсальны.

В то же время они меняются по степени развитости,

по содержанию, в зависимости от изменения жизненных усло-

вий людей. Качественная определенность этих связей в контексте

изучения социокультурного пространства дифференцируется в

соответствии с основными их функциональными характеристи-

ками. Во-первых, адаптационными, т. е. регуляция соотношения

активного воздействия человека на окружение и приспособления

к нему. Во-вторых, динамическими, т. е. регуляция

соотношения устойчивого и изменчивого в отношениях людей с

окружением.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...