Модель функциональной дифференциации социокультурного
пространства. Необходимые предпосылки формирования кон- цепции социокультурного пространства сводятся к определенным группам факторов, связанных с организацией совместного сущес- твования людей. Соответственно целесообразно выделить своего рода домены, где кумуляция социокультурного опыта осуществляется в институциональной форме: –организация и реализация социальной праткики. Кумуляция такого опыта необходима для поддержания общественного и индивиду- ального существования при повторяющихся и вновь возникающих ситуациях взаимодействия людей с природным окружением и друг с другом; – социально значимые знания, соответствующие выделенным ра- нее фундаментальным связям человека с окружением. При куму- ляции они составляют актуально используемый и резервный запас, к которому люди обращаются при жизненных затруднениях; – каналы массовой трансляции социально значимой информа- ции общего характера; ее кумуляция и циркуляция необходимы для процесса социальной коммуникации, социализации и ресоциали- зации. Выделение дифференциальных динамических фундаменталь- ных связей человека с окружением и их разграничение на специа- лизированном и обыденном уровнях, с одной стороны, и доменов, где кумулируется общественно значимый опыт — с другой, позволяет схематически наметить морфологическую модель социокультур- ного пространства. Она предназначена для локализации порождения и распространения социокультурного опыта. Каждая из морфологических единиц представляется через специфичные для нее социокультурные функции, ресурсы и артефакты как необходимые предпосылки упо- рядочения социально значимых областей связи людей с окружени-
ем, порождения, накопления и распространения соответствующего опыта. Такого рода схема имеет следующий общий вид. На специализированном уровене порождения и кумуляции социокультурного опыта прежде всего, следует выделить домен, включающий в себя группу специализированных областей социокультурного пространства, связанных с социальной организацией. К ним относятся хозяйс- твенная область, базирующаяся на совместной практической де- ятельности людей, направленной на жизнеобеспечение; политичес- часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения кая, основу которой составляет способность людей к организо- ванному взаимодействию в процессах целедостижения; правовая, основанная на свойстве человека «нормировать» свои отношения с окружением. Другой домен объединяет специализированные об- ласти социокультурного пространства, где осуществляются порождение и сохранение социально значимого знания. В нее включаются фи- лософская и религиозная области как совокупность представлений, способов построения суждений, переживаний, ориентированных главным образом на определение абсолютов и универсалий в жиз- ненном мире людей и устойчивых связей этого мира с тем, что на- ходится за его пределами, трансцендентно ему. Очевидно, что яд- ром этих областей являются способности человека к периферичес- кому восприятию окружения, вероятностному мироощущению, синтезированию приобретаемого опыта. При этом философская картина мира является «светской», «мирской», базирующейся на рациональ- ных принципах построения; тогда как религиозная представляет со- бой образ священного социокультурного порядка, основывающийся на вере и не предполагающий необходимости рационального дока- зательства. К этой группе относится также наука, обеспечивающая
достоверное логически упорядоченное знание об окружении, о связях с ним людей, об устойчивых и изменчивых их аспектах. Она базируется на способности человека рационализировать свой опыт, т. е. фор- мировать проверяемые устойчивые концепты относительно ре- альности. Сюда же следует отнести искусство, функции которого связаны с формированием образных, целостных, эмоционально окрашенных, гибких представлений о ситуациях существования людей; ядро этой области социокультурного пространства составляет способность челове- ка к формированию образов. Третий домен организации специализированной деятельности представлен институциональными каналами трансляции социально значимого опыта. Они выделяются, чтобы проследить, какими путями осуществляется обмен информацией (в широком смысле) между специализированным кумулятивным и обыденным уровнями социокультурного пространства, а также между отде- льными специализированными его областями. Кроме того, обра- щение к ним позволяет проследить те трансформации, которые претерпевают элементы специализированного и обыденного уров- ней в этом домене. Здесь целесообразно говорить о следующих специализированных областях. Во-первых, система общего обра- зования, функции которой состоят в передаче общеобязательных, социально необходимых знаний и навыков от старших поколений к младшим. Во-вторых, средства массовой информации и шире — область массовой культуры, основная функция которых определя- ется как публичная демонстрация упорядоченных определенным образом социокультурных образцов, ценностей, норм, событий и раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания фактов культуры, имеющих социальную значимость на текущий период времени. В-третьих, область просвещения, (учреждения культуры), которая в данном случае пред- ставляет интерес как «экран» публичной демонстрации устойчи- вых и признанных в обществе культурных ценностей. Выделение и упорядочение специализированных доменов социо- культурного пространства позволяет установить взаимное соответс- твие его дифференцированных областей и зон повседневной активности. Таким образом, при их сопоставлении обеспечивается возможность прослеживать
различия в проявлениях фундаментальных антропологичес- ких свойств, способностей, процедур, а также конкретные пути движения эле- ментов социокультурного опыта от одного уров- ня к другому. В свете этого осуществляется диффе- ренциация обыденной реальности. Социальная организация может быть представлена во вполне доступных для наблюдения формах. Системе общественного разделения труда примерно соот- ветствует домашнее хозяйствование. В него включаются поддержа- ние жилища, приобретение товаров, пользование общественно ус- тановленными услугами, подсобное хозяйство и т. п. С политической областью допустимо сравнить обыденные формы организации межличностных отношений: стереотипное распределение ролей и идентичностей, феномен группового лидерства, обыденные формы групповой организации и регулирования конфликтов. С правовой - область морали, нравственности, та- кие зафиксированные операциональные единицы, как нра- вы, обычаи, обыденные нормативные и ценностные регуляторы. Социально значимые обыденные представления и знания так- же могут быть дифференцированы по функциям, аналогичным выделенным на специализированном уровне. Так, с философией правомерно сопоставить обыденное мировоззрение, убеждения, а также «народную мудрость», фиксирующие наиболее стереотип- ные представления о мире вообще, о человеческой природе. По аналогии с религией выделяются народные верования и суеве- рия, «нормирующие» связь между событиями повседневной жизни и миром вероятного, случайного, непредвиденного. Наука пример- но соотносима с практическим знанием. Оно фиксируется в пред- ставлениях о наиболее частых жизненных ситуациях и стратегиях поведения в их рамках, в обыденных типологиях и классификациях, парадигмах построения сужде- ний, нормах и правилах целенаправленной активности. Наконец, к искусству близка обыденная эстетика, кумулирую- щая в культурно зафиксированных элементах стиля жизни — ми-
мика, жесты, одежда, убранство жилища, внешний имидж, бытовые игры, танцы, музицирование и т. п. — опыт образного освоения ре- альности, приобретаемый и используемый в повседневной жизни. часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения Динамические аспекты модели социокультурного про- странства. Рассматривая регулятивные функции компонент этой аналитической модели по отношению к динамическим ас- пектам в совместной жизни людей, можно сказать следующее. Специализированные области социокультурного пространства не- однородны по своей ориентированности на устойчивые или измен- чивые аспекты связей человека с окружением. «Инварианты мироустройства», «абсолютное» являются объектом особого внимания в сферах философии и религии, в задачу которых входит посто- янное слежение за «внечеловеческим универсумом», базовым «фоном», на котором выделяются и с которым соотносятся «константы» человеческого жизненного мира. В сфере человеческих отношений ориентация на поддержание их устойчи- вых форм свойственна религиозной этике на уровне представлений о сакральном и в области права — в контексте светской культуры. Регулирование соотношения устойчивого и изменчивого можно считать доминирующей функцией науки и сферы хозяйствования. В науке устойчивое рассматривается прежде всего как границы, внутри которых человек может с пользой для себя воздействовать на окружение, т. е. преимущественный интерес здесь обнаружива- ется прежде всего к изменениям. В сфере хозяйствования для каж- дого конкретного состояния общества решается вопрос о соотно- шении в ее пределах процессов воспроизводства и обновления ее ключевых компонент: рабочей силы, сырья, технологии, продук- ции. Важной специализированной областью, где это соотношение рационально трансформируется в динамические последователь- ности организационных форм, объединяющих людей для совмест- ной жизни, является сфера политики. Изменчивое попадает в зону особого внимания в искусстве. Именно этот вид деятельности теснее всего связан с непосредственными пережива- ниями людей, а, следовательно, с их прямыми реакциями на измен- чивость жизненной среды и собственных личностных состояний. В проблемных ситуациях люди обращаются к специализирован- ным областям социокультурного пространства как к социально значимым фондам опыта, обеспечивающим нормализацию их сов- местной жизни. Отношения между обыденным и специализированным уров- нями социокультурной реальности не однолинейны. Разумеется,
каждый человек, участвующий в общественном разделении труда, является носителем и профессионального, и обыденного опыта. Более того, взаимодействие представителей разных специализированных сфер культуры происходит через обы- денный уровень. Тем не менее, это не предполагает постоянного непосредственного контакта между уровнями. Скажем, обыденная раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания жизнь представителей большинства исполнительских профессий: рабочие, работники сферы обслуживания, инженерно-техничес- кий персонал и служащие среднего звена — может быть свободной от существенных элементов их профессиональных знаний. В образе жизни различных людей специализированные облас- ти представлены в специфичных по количеству и составу композициях: они обращаются отнюдь не ко всем из них и не к одинаковым их наборам. Например, любите- ли искусства вполне могут быть равнодушными к процессам, про- исходящим в науке, или к религиозным обрядам и ритуалам. В то же время в отдельных специализированных областях обыденная жизнь отображается с различной степенью полноты, и интерес, проявляемый к ней, неодинаков. Так, она еще только начинает изу- чаться в отечественной науке, но уже давно интенсивно осмысля- ется в современном искусстве. В свою очередь специализированные области социокультур- ного пространства различаются по степени реализации способнос- ти человека порождать и осваивать новое. Во-первых, некоторые из них являются источниками культурных инноваций в большей степени, чем другие. Таковы, например, наука, искусство, полити- ка. Во-вторых, в определенных областях осмысление последствий новых событий и артефактов для человека происходит с акцентом на их уникальность, в отличие от других, где их стараются редуци- ровать к уже хорошо известному. Например, к первому типу отно- сятся наука, искусство, а ко второму — религия, право. В-третьих, деятельность в различных областях формирует у людей неодинако- вый интерес к инновациям, различную степень развитости навы- ков к их созданию и освоению. Последнее обстоятельство имеет особую важность для изу- чения динамических аспектов социокультурного пространства. В системе общественного разделения труда, а следовательно, на его специализированном уровне можно отметить различие меж- ду исследовательско-экспериментальными, организационными, исполнительскими типами деятельности. К первому относится поиск нового, разработка решений социально значимых проблем на сущ- ностном, предметном уровне. Второй связан с объединением лю- дей для совместного целедостижения и контролем над поддержанием сложившихся организационных структур и результатов их фун- кционирования. Третий включает в себя совокупность действий, обусловленных замыслами исследователей-экспериментаторов и осуществляемых под руководством организаторов. В этом случае речь идет о различных типах не только деятельности, но и профес- сиональной культуры. Для исследовательско-экспериментального типа профессио- нальной культуры характерны весьма сложные и развитые пред- часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения ставления о тех сторонах окружающего мира, с которыми они имеют дело, и навыки обращения с его элемен- тами. Сегодня здесь утвердился генетический подход к области изу- чения, объединяющий знания о прошлых, настоящих и будущих ее состояниях. В отношениях с окружением профессионалы ру- ководствуются «антропным» конструктивным принципом, опре- деляющим и ограничивающим возможности человека в активном целенаправленном воздействии на него. Этими людьми в соответствующих областях культуры накоплен существенный за- пас сведений о природе, человеке, обществе, возможностях и пределах их интенционального преобразования. В гуманитарных областях зна- ния, общественных науках, в искусстве специалисты постоянно осмысляют и конструируют различные способы взаимодействий и коммуникаций в меняющейся социокультурной среде, вы- являют сходство и различия таких способов в разные времена, в разных культурах, у разных групп людей. Благодаря пребыванию в такого рода культурной среде и ак- тивному поиску нового приобретаются и развиваются навыки опе- рирования множеством разнокачественных представлений, «мо- делирования» из них разнообразных значимых для людей ситуа- ций, проверки адекватности моделей с помощью профессионально доступных средств. Все подобные функции связаны с постоянным выявлением проблемных ситуаций и отыскиванием путей их ре- шения. Таким образом, эти виды деятельности и соответствующие области культуры, являясь источниками культурных инноваций, одновременно обеспечивают способы и навыки адаптации к ним. Далее следует обратиться к тому виду профессиональной куль- туры, который ориентирован на организацию взаимодействия и ресурсов для решения социально значимых проблем. Долгое время она характеризовалась — а в отечественной культуре характеризу- ется и теперь — чисто практическими знаниями и навыками, при- обретенными скорее на уровне обыденного опыта, нежели путем специализированного обучения. Программы функционирования здесь ориентированы на текущую ситуацию, хотя и включают в себя наряду с настоящим краткосрочные перспективу и ретроспективу. Используемые навыки реализуются следующим образом: с точки зрения тактической — организация людей для кратковремен- ной совместной деятельности, при которой достигается разовый эффект, с точки зрения стратегической — поддержание долговре- менного социального взаимодействия (группового или межличнос- тного) для выполнения конкретных функций. Проблемные ситуа- ции для представителей этой области возникают каждый раз, когда приходится иметь дело с новой группой, с ее переориентацией на новые задачи, когда возникают межличностные или функциональ- ные конфликты внутригруппового и межгруппового характера. Со раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания временем у таких людей вырабатываются стереотипные методы разрешения типичных проблемных ситуа- ций, которые автоматически переносятся на новые условия. Часть таких профессионалов связана с другими участниками социального взаимодействия лишь в той степени, в какой это необ- ходимо для организации производства, координации его отраслей, распределения его продукции. Само производство сегодня во мно- гом основано на принципах естественнонаучной рациональности, которые, как известно, исключают человеческую субъективность. Они сохраняются и в управлении этой областью общественного разделения труда. И уже сейчас очевидно влияние на их измене- ние других антропологических измерений — биологического либо чувственного, или эмоционального. Ибо то, что по расчетам пред- ставляется оптимальным для функционирования производства, часто не может удовлетворить людей ни по физическим, ни по пси- хическим параметрам. Другая функция управления — организация массовых и груп- повых целенаправленных социальных действий. Это политичес- кая деятельность. Сегодня в стране она также не имеет профес- сиональной базы. Накопленные в прошлом немногочисленные и достаточно примитивные образцы политической организации — ориентация на карательные меры, на иерархию, на искусствен- ное поддержание социального напряжения и т. п. — в настоящее время перестают быть результативными. Перенесение логики уп- равления производством на социокультурную политику не дало позитивных результатов. Замена не была найдена, что привело к фактическому отсутствию в стране такой функциональной облас- ти как социокультурная политика. В то же время в современных условиях, отличающихся многообразием и динамизмом событий, все более значимой становится конструктивная организация совместного существования разнородных групп людей, их жиз- ненных сред. В этом случае необходимо, чтобы политика приоб- ретала профессиональный статус, основанный на современных специализированных знаниях о социальной и культурной жизни. Но сегодня подобный опыт еще не накоплен. Соответственно эти виды деятельности и области культуры становятся источником не- гативных социальных явлений. Устаревшие формы организации сталкиваются с изменившимися массовыми процессами, и такое столкновение порождает конфликтные ситуации в обществе, раз- рушительные как для стереотипов управления, так и для элементов социального порядка, которым они соответствовали в прошлом. Отсутствие привычки к рефлексии, ориентация на возможно бо- лее быстрое достижение результата ведут к тому, что набор по- литических средств ограничен и способствует воспроизведению напряжений, в ситуации когда необходимо интегрировать социо- часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения культурные изменения в приемлемые для большинства членов об- щества практико-идеологические модели. Исполнительно-технические функции в отличие от деятель- ности первых двух типов не связаны ни с социальной практикой по установлению, поддержанию и изменению связей с окружени- ем, ни с полным контролем над ситуацией в целом. На производс- тве, в сфере обслуживания, на уровне администрации среднего и низшего звеньев функциональные параметры исходно заданы не теми, кто работает, а заранее установленными нормами и правила- ми. Сегодня в области исполнительской деятельности существует высокая степень внутренней дифференциации, поскольку лишь при условии узкой специализации оказывается возможным на практике обеспечить удовлетворение меняющихся запросов чле- нов современного многослойного общества. В этом случае люди выполняют свою профессиональную работу, слабо осваивая даже объективированное в ее процессе и продукте естественнонаучное знание. Проблемные ситуации, согласно действующим здесь нор- мам, представляются крайне нежелательными. Их стремятся свес- ти к возможному минимуму за счет совершенствования организа- ции труда, технологий, средств управления. Обычные профессиональные ситуации по типам немногочисленны и довольно однообразны по содержанию. Соответственно развивается лишь ограниченный набор навыков в весьма незначительной степени. Знания о людях, природном и культурном окружении в состав профессионально необходимых сведений в этом случае не входят. Множество таких специалистов независимо от своего желания и понимания участвуют в более широких процессах общественно- го производства, социокультурной жизни, результаты, которых им не подконтрольны и даже часто не осознаются. Тем не менее эти факты становятся частью их жизненного мира, воплощаясь в но- вые практики, предметы быта, элементы предметно-пространс- твенной среды. Парадокс состоит в том, что людям, участвующим в производстве инноваций, со временем приходится осваивать их, приспосабливаться к ним, включать в свою повседневную жизнь. Затруднения здесь неизбежны, ибо для представителей испол- нительно-технических функций характерен относительно узкий спектр знаний и навыков, которые непосредственно не связаны с порождением инноваций. Контрольные вопросы. 1.Общие представления о социокультурной реальности и социо- культурном пространстве: связь между понятиями. 2.Антропологические основания представления о социокультур- ной реальности. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания 3.Уровни рассмотрения социокультурной реальности. 4.Основания функциональной дифференциации социокультурно- го пространства. 5.Динамические характеристики социокультурного пространства. Резюме 1.Социология культуры может стать теоретическим полем для изучения социокультурной микродинамики. Для этого есть доста- точные познавательные предпосылки, обусловленные современ- ным сближением социологии с антропологией, с одной стороны, и тенденцией рассматривать культуру как необходимое независи- мое — наряду с социальным — измерение совместного существо- вания людей — с другой. Объединение этих измерений при трак- товке организации и распределения социальных взаимодействий и коммуникаций позволяет говорить о социокультурном пространс- тве. Сами же эти процессы могут быть типологизированы в соот- ветствии с их фундаментальными формами, которые определяют- ся антропологически универсальными способами реагирования людей на проблемные (стрессовые) ситуации. 2. Построение предметного поля изучения социокультурной микродинамики предполагает выделение исходных социологичес- ких и антропологических допущений, которые позволяют систе- матическим образом объединить понятия социокультурного про- странства и социального взаимодействия. В их терминах интерпре- тируется набор ключевых понятий, с помощью которых строятся их логически совместимые модели. З. Понятие социальной реальности пересматривается в этом случае в свете антропологических оснований. Выделяются фун- даментальные свойства и способности людей, обеспечивающие возможность объединяться для совместного решения проблем и задач, связанных с их адаптации в окружении. Формы такого объ- единения определяются социальным измерением этих процессов. Концепция результативной активности отражает культурное из- мерение совместного существования людей. Разделение его инс- титуциональной (специализированной) и обыденной модальнос- тей позволяет обоснованно проводить различия между способами структурирования соответствующих уровней социокультурного пространства.
РАЗДЕЛ II. ПРОСТРАНСТВО СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МИКРОДИНАМИКИ
Часть I. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия Часть I
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|