Отравление щелочами. Лекция №10. Инфузионно трансфузионная терапия (итт) и парентеральное питание. Нарушение водно-электролитного баланса
Отравление щелочами Наиболее часто встречаются отравления нашатырным спиртом — реже каустической содой, жидким стеклом (силикат натрия). Щелочи чаще всего проникают в организм через пищеварительный тракт, через дыхательные пути (при вдыхании паров аммиака), через кожу. Щелочи растворяют слизь и белковую субстанцию клеток. Омыляют жиры, разрыхляют и размягчают ткани, что способствует более глубокому проникновению (колликвационный некроз). Щелочи оставляют глубокие ожоги в пищеводе, а желудок страдает меньше, чем при отравлении кислотами (нейтрализующее действие желудочного сока). Клиника. Главным синдромом является ожог пищеварительного тракта. При осмотре отмечается десквамация пораженных участков слизистой оболочки, нет четкой границы с неповрежденными тканям. Участок поражения щелочью имеет вид мягкого легко отделяемого, белого струпа (колликвационный некроз), после отторжения которого остается глубокая рана. Опасность отравления определяется в первый период величиной пораженной поверхности, а в период образования рубцов — местом их образования. Возможно развитие осложнений: перфорация пищевода, медиастинит, плеврит. При всасывании щелочь вызывает гемолиз, превращает кровь в студенистую массу. У пациента отмечаются сильная жажда, слюнотечение, неукротимая рвота с кровью, которые сопровождается сильной болью во рту и по ходу желудочно- кишечного тракта. Далее может развиться шок, коллапс, токсический гепатит и нефрит. Неотложная помощь оказывается в том же объеме, что и при отравлении уксусной кислотой.
ЛЕКЦИЯ №10 ИНФУЗИОННО ТРАНСФУЗИОННАЯ ТЕРАПИЯ (ИТТ) И ПАРЕНТЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
Инфузионная терапия является одним из главных методов профилактики и лечения нарушений функций жизненно важных органов и систем при любом тяжелом заболевании или повреждении. Этот метод позволяет управлять и контролировать снабжение организма водой, электролитами, энергией, белками, лекарственными средствами. Кроме того, задачами инфузионной терапии являются: восстановление центрального кровообращения, восстановление микроциркуляции, восстановление диуреза и нормализация водно-солевого обмена, кислотно-щелочно- го состояния, выведение токсинов, ликвидация острых нарушений свертываемости, парэнтеральное питание, ликвидация гипоксии и анемии. Инфузионная терапия проводится по строгим показаниям при тщательном соблюдении мер по профилактике инфекционных осложнений, под постоянным наблюдением за состоянием пациента, физиологическими и биохимическими показателями, отражающими состояние функции дыхания, кровообращения, почек. Выбор препаратов для инфузии зависит от характера основного и сопутствующих заболеваний, стадии болезни, патофизиологических изменений в организме и других факторов. Нарушение водно-электролитного баланса У взрослых в зависимости от пола и возраста 60—65 % массы тела составляет вода: l/З ее содержится вне клеток и 2/3 — внутри клеток. В воде растворены или взвешены все необходимые организму вещества, а также такие клетки, как эритроциты, лимфоциты и лейкоциты. Содержание солей неодинаково во внеклеточной и внутриклеточной жидкостях. Это обусловлено тем, что они разделены между собой стенкой клетки — сложным образованием, избирательно пропускающим в разных направлениях определенные вещества. Так, во внеклеточной жидкости больше натрия, чем в жидкости внутри клеток. Наоборот, калия больше во внутриклеточной жидкости почти в 20 раз, чем во внеклеточной жидкости. Передвижение всех электролитов и других веществ и клеток возможно только в водной среде за счет особой силы, называемой осмотическим давлением.
Нарушения осмолярности. Все вещества, растворенные или взвешенные в жидкостях организма — крови, межклеточной и внутриклеточной жидкостях, являются частицами. Они постоянно движутся и давят на стенки клеток и сосудов. Стенки клеток проницаемы для растворителя этих частиц — воды — и малопроницаемы или совсем непроницаемы для частиц. Чтобы уравновесить давление по обе стороны мембраны, через отверстия в ней проникают молекулы растворителя. Это движение называется осмосом, а сила, с которой частицы давят на мембрану, — осмотическим давлением. Для удобства оно измеряется в специальных единицах — осмолях. Эти единицы отражают сумму всех частиц — натрия, калия, глюкозы и др. В нормальных условиях осмотичность жидкости равна 285—310 мосм/л. Измеряют эту величину с помощью специальных приборов — осмометров. Можно определить ее расчетным методом, измерив в крови концентрацию (в ммоль/л) натрия, глюкозы и мочевины: Осмолярность (мосм/л) = 1, 86 + натрий + глюкоза + мочевина Осмолярность изменяется при уменьшении или увеличении количества любых частиц — ионов натрия, молекул глюкозы. Поэтому признаки ее нарушений могут быть связаны с признаками нарушений обмена этих электролитов. Вместе с тем имеются и определенные отличия, так как суммарные изменения осмотического давления могут иметь для организма большее значение, чем изменения его отдельных составляющих. Гиперосмолярность возникает тогда, когда осмолярность превышает 310 мосм/л. Она бывает двух видов — гипернатриемическая и гипергликемическая. Особенно опасна тяжелая гипернатриемическая гиперосмолярность, когда осмолярность плазмы превышает 360 мосм/л. У таких пациентов часто нет признаков обезвоживания, не изменена концентрация белков, а обычные меры терапии не устраняют этого тяжелого синдрома, проявляющегося комой и поражением мозга. Гипоосмолярпостъ возникает при снижении осмоляр- ности ниже 285 мосм/л. Она проявляется головной болью, сонливостью, а при резком снижении этого показателя (270—250 мосм/л) — комой. Дальнейшее снижение ведет к смерти. Гипоосмолярность часто возникает как осложнение при использовании больших количеств плаз- мозаменителей, при введении раствора Рингера после операций, избыточном введении антидиуретического гормона (АДГ). Все нарушения обмена воды и электролитов изменяют осмотическое состояние. Оно в свою очередь влияет на клинику и терапию этих нарушений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|