Школьное детство – начальная школа
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Введение Педагогическая практика является важной составной частью подготовки студентов университета к преподавательской деятельности, которая призвана обеспечить формирование профессионально-педагогических умений и навыков в проведении учебно-воспитательной и внеклассной работы со школьниками. Основные цели педагогической практики: ● обеспечение адаптации студентов к профессиональной педагогической деятельности в условиях школы, гимназии, лицея, т. е. приобретение практических навыков, необходимых для работы учителя иностранного языка, в том числе навыков воспитательной работы с детьми; ● углубление теоретических знаний по психолого-педаго- ● обучение студентов всестороннему использованию полученных в университете знаний по циклу психолого-педагогических дисциплин, а также по фундаментальным дисциплинам с учетом возрастных особенностей обучаемых; ● формирование профессионально-педагогических умений и навыков по организации учебной и воспитательной работы; ● развитие у студентов интереса к педагогической работе. Общая продолжительность педагогической практики по иностранному языку на 4 курсе составляет четыре недели. Практика состоит из пассивного и активного этапов. Пассивная практика исчисляется 32 часами, из которых: 2 часа – установочная лекция методиста и заключительное собрание, 15 часов[1]– посещение уроков опытного педагога, 15 часов[2]– посещение уроков, проводимых коллегами-студен- Во время пассивной практики студенты ведут дневник практики – документ, в котором фиксируются дата и время посещения уроков учителей и практикантов, а также анализ этих уроков (в процессе пассивного этапа важным моментом является анализ работы опытных преподавателей, а также анализ проведения уроков другими практикантами)[3].
Таким образом, первая неделя педагогической практики предполагает только знакомство с классом/классами, где будет работать студент-практикант, и посещение уроков по иностранному языку. Во время активной практики студенты самостоятельно проводят семь уроков в соответствии со школьной программой, из которых один – внеклассный урок, самостоятельно подготовленный студентом на аутентичном материале (т. е. с использованием фильма, песни, книги, газетной или интернет статьи и т. п.), проводимый под контролем учителя[4]. Планирование студентами “активных” уроков обязательно контролируется опытным учителем-куратором, который затем присутствует на каждом уроке и оценивает работу студента. Каждый урок сопровождается оценкой студентом своей работы, определением успешности достижения поставленных целей – в план урока вносятся как цели, направленные на обучение школьников (развитие тех или иных коммуникативных навыков, обучение тем или иным языковым единицам с четким указанием каких именно), так и цели, поставленные практикантом перед собой (освоение приемов парной/ групповой работы, использование технических средств обучения (далее ТСО), работа над ошибками и т. п.)[5]. Присутствующие на уроке студенты обязательно комментируют успехи своих коллег-практикантов, ведущих урок. Итоги урока подводятся в формате рефлексивных методик: письменное резюме практиканта по итогам урока; “ребрифинг” (анализ в команде по схеме: вопрос-ответ) с участием коллег, наблюдавших за уроком; беседа с учителем-куратором и т. д. Для тех, кто присутствует на уроке и анализирует его, – это пассивная практика, для тех, кто ведет его – активная. Первые уроки возможно делить между 2-мя студентами по 20 мин каждый, т. е. студенты ведут урок по очереди. После обретения уверенности каждый студент должен самостоятельно проводить 40–45 минутный урок.
В процессе подготовки урока практиканту необходимо сформулировать психологическую цель, отражающую атмосферу доверия, психологического комфорта, взаимоуважения всех участников учебного процесса. Помимо общего образовательного результата (общего для всей группы или класса) современный стандарт требует выявления личностного результата ученика. Поэтому одно из положений психологической подготовки практиканта касается умения “увидеть” индивидуальность ребенка, понять особенности восприятия материала (когнитивный аспект личности) и наметить возможные положительные результаты каждого учащегося в процессе изучения языка. Изучение индивидуальности учащегося можно начать с составления его психолого-педагогической характеристики. В Приложении 7 данного пособия содержится структура психолого-педагогической характеристики и один из вариантов диагностики (анкета) характера познавательной деятельности учащихся. С помощью этих материалов студент практикуется в формировании исследовательской и диагностической компетенций, способствующих психолого-педагогической подготовке учителя. В том же приложении приводится вариант анкеты по выяснению направления профессионального самоопределения старших школьников. Поскольку работа по профориентации становится все более важным компонентом педагогической деятельности в школе, данный инструмент может помочь в педагогической диагностике по профориентации школьников. В процессе практики студент может, воспользовавшись материалами приложения, выбрать одного учащегося (любого возраста) для индивидуального наблюдения и составления психолого-педагогической характеристики или провести анкетирование по профориентации в старшем классе, для того чтобы отработать навык педагогической диагностики на массиве анкет[6]. Работу по составлению характеристик и анкетированию учащихся необходимо отразить в дневнике практики в свободной форме изложения: что было проведено, в какие сроки, каков возраст учащихся. Непосредственно материалы самостоятельной работы практикантов: характеристики, анкеты по окончании практики представляются для проверки и оценивания куратору психологической составляющей практики на кафедру непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента. Оценивание работы студента по разделу психолого-педагогическое сопровождение является частью оценивания всей практики.
Оценка за проведенный урок выставляется в план урока[7] и в дневник практики[8] и сопровождается комментариями и замечаниями. На зачетном уроке обязательно присутствие как учителя, так и куратора от университета. Очевидно, что деление на активный и пассивный этапы условно. Студенты начинают проводить занятия уже на второй неделе сентября, продолжая посещать уроки опытных преподавателей и своих коллег. По результатам уроков выставляется итоговая оценка за практику. При выставлении итоговой оценки учитывается прогресс студента за время прохождения практики, его реакция на комментарии учителя-методиста. Практика завершается собранием в школе, на котором подводятся итоги совместной работы. По окончании практики университетскому руководителю сдается: – ведомость из школы, в которой указывается фактическое число активных и пассивных уроков в академических часах, тема внеклассного мероприятия, подготовленного студентом, и итоговая оценка; – планы проведенных уроков с оценками и комментариями учителя, а также собственными комментариями успешности урока; – дневник практики с анализом уроков, посещенных за время практики. Практика завершается дифференцированным зачетом на факультете. Глава 1 Познавательную активность каждого школьника во многом определяют возрастные особенности его развития и психологическая атмосфера, которую создает учитель вместе с классом во время урока. Понимание ученика, видение потенциала его развития – одна из психологических составляющих хорошего урока. Школьный возраст делится на три основных периода: детство (7–10 лет), отрочество (10–14 лет) и юность (15–18 лет). У каждого возрастного периода есть свои особенности, которые накладывают отпечаток и на поведение ученика в классе, и на его способности усвоения материала.
Школьное детство – начальная школа По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. В начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы учебной деятельности: познавательный интерес, аналитические действия, элементы обобщающей деятельности, активность в освоении и усвоении информации. Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго (после 3-х лет) физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Фактически в младших классах за одной и той же партой сидят дети разного психологического возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год, полтора. К особенностям познавательных процессов относится внимание. Первоклассники легко отвлекаются, поскольку у них преобладает непроизвольное внимание. К середине второго класса и далее дети уже обладают способностью концентрировать произвольное внимание и удерживать его на протяжении основной части урока. В младшей школе есть сложности с распределением внимания (сначала всего на 2–3 объекта). В этом возрасте дети отличаются слабым внутренним вниманием. Поэтому им трудно самим анализировать свою деятельность и свои ошибки. Приводите больше ярких примеров успешной и неуспешной деятельности, чтобы помочь малышам обнаруживать ошибки в упражнениях. Этот возраст отличается восприятием предметов и объектов прежде всего по внешним признакам. Ученики скорее замечают различия, чем сходство. Процесс мышления младших школьников предполагает, что учебная деятельность будет опираться больше всего на нагляднодейственные методы объяснения и изучения материала. Во 2–3 классах у школьников уже хорошо развита произвольная память. При этом словесная информация лучше запоминается, чем наглядная. В 3–4 классах школьники достаточно хорошо могут анализировать и оценивать не только учебные действия других детей, но и свои собственные.
Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются: ● качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; ● рефлексия, анализ, внутренний план действий; ● развитие нового познавательного отношения к действительности; ● ориентация на группу сверстников; ● навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; ● адекватная самооценка, развитие критичности по отношению к себе и окружающим; ● социальные нормы, нравственное развитие. В начальной школе с развитием письма и других видов учебной деятельности выявляются некоторые личностные особенности детей, влияющие на процесс их обучения. Актуальной проблемой сегодня становится правильная учительская позиция по поводу леворуких детей, которых сегодня немало в современной школе. Работая в классе, где учатся леворукие дети, учитывайте следующее: 1. Леворукость – это не патология и не недостаток развития. И тем более, не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать “как все” правой рукой. Леворукость — очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. 2. Асимметрия рук, т. е. доминирование правой или левой руки, или невыраженное предпочтение какой-либо из рук, обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У левшей распределение основных функций между полушариями более сложно и не является просто зеркальным отражением асимметрии мозга, обнаруживаемой у правшей. 3. Насильственное переучивание является формой давления праворукой среды, подравнивающей под себя леворукого ребенка и игнорирующей его индивидуальность, это приводит к стрессам и психическим травмам ребенка. На уроке могут наблюдаться следующие особенности в деятельности леворукого ребенка: ● сниженная способность зрительно-двигательной координации – дети плохо справляются с задачами на срисовывании графических изображений, особенно их последовательности; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк; ● недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений: у левшей часто отмечается искажение формы и пропорции фигур при графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смешение на письме близких по конфигурации букв (т–н, м–л, н–к, и–н); ошибки при определении правой и левой сторон, при определении расположения предметов в пространстве (под–над, на–за и т. п.); ● особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его “по полочкам”, на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности. Этим во многом объясняется медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала; ● слабость внимания, трудности переключения и концентрации; ● речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа. Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности. Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, обидчивость, раздражительность, а также сниженная работоспособность и повышенная утомляемость[9]. Работая в классе, где есть такие дети, помните об этих особенностях и будьте максимально тактичными в оценивании деятельности детей и выставлении им отметок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|