Й этап – коммуникативное задание
Коммуникативное задание – организуйте работу в парах или малых группах и дайте учащимся расширенное задание, аналогичное тому, которое они выполняли на предварительном, мотивирующем этапе. Цель этапа закрепить ключевую лексику из текста в устно-речевых упражнениях. Этим этапом безусловно можно пожертвовать, если Вы не успеваете выполнить основную цель урока – развитие навыков чтения. Таким образом, развитие рецептивных навыков чтения органично “обрамляется” устноречевой практикой на мотивирующем и завершающем этапах урока и дополняется языковой работой во время изучающего чтения. Такой урок обещает быть динамичным и интересным, а значит, Вам удастся удерживать внимание учеников и, соответственно, поддерживать дисциплину. Вопросы для закрепления материала 1. Что такое чтение как вид РД? 2. Какие виды чтения Вы знаете? 3. Из каких этапов складывается урок по чтению? 4. Какие упражнения используются на уроках обучения чтению? 5. Какие факторы принимаются во внимание при подборе текста для чтения? Обучение говорению Чтобы спланировать урок или этап урока, развивающий навыки иноязычного говорения, надо прежде всего разобраться, ● что подразумевается под говорением, или точнее, под устной речью; ● в каких ситуациях и с какой целью мы прибегаем к устной речи и, соответственно, какие цели встают при обучении говорению, ● какие факторы определяют успешность обучения устной речи на иностранном языке. Прежде, чем продолжить чтение, постарайтесь самостоятельно ответить на следующие вопросы: 1. Любое ли устное изречение учащегося можно назвать устной речью? 2. Можно ли считать говорением чтение вслух, или устное выполнение лексических, грамматических или фонетических упражнений?
3. Являются ли ответы на вопросы к заданиям по чтению или аудированию устной речью? 4. На каком именно этапе урока развиваются навыки говорения? 5. Насколько легко или сложно организовать этот этап урока? Говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего[51]. Устная речь характеризуется следующими параметрами: ● мотив – потребность или необходимость высказаться; ● цель и функция – способ самовыражения и воздействия на слушателя; ● предмет – своя или чужая мысль; ● структура – речевые действия; ● механизмы – осмысление, предвосхищение, комбини- ● средства – языковой и речевой материал; ● фазы – планирования, осуществления, контроля; ● условия – речевая ситуация, наличие или отсутствие опор; ● продукт – диалогические или монологические высказывания[52]. Устная речь на иностранном языке характеризуется степенью беглости и правильности. Для начала разберемся, в чем разница между беглостью и правильностью речи. Беглость речи -это способность говорить без длительных пауз, достаточно уверенно и разборчиво, чтобы слушающий понимал смысл сказанного. Правильность же речи подразумевает отсутствие в ней грамматических и лексических ошибок. Возможно ли одно без другого? Безусловно. Есть ученики, которые охотно и много говорят, сосредотачиваясь не на языковой форме высказывания, а на содержании. В результате их речь понятна, но “замусорена” ошибками. Есть и такие, которые наоборот, концентрируются на языковой форме в ущерб содержанию. Они долго сомневаются, какое именно выбрать слово, в какую именно форму его поставить, чтобы все правила были соблюдены. В результате с потерей беглости даже правильная речь теряет смысл и раздражает слушателя.
Так что же важнее, беглость или правильность? Самый простой ответ – они одинаково важны. Но, если вдуматься, то становится понятным, что все зависит от того, кого именно мы обучаем. Если мы работаем с учащимися старших классов, которые готовятся к экзаменам, правильность речи выходит на первое место. Хотя правильность в основном проверяется в языковых тестах. В заданиях же по говорению в первую очередь проверяется именно беглость. С другой стороны, работая в начальных классах, где уровень владения языком еще низок, было бы наивным ожидать от учеников беглости речи. Только добившись определенной правильности речи, можно их постепенно побуждать говорить более бегло. Для этого надо вселить в них уверенность и не допустить болезненной зависимости от постоянного исправления ошибок[53]. Что же такое урок, или этап урока, направленный на развитие устной речи? Вспомним обучение рецептивным навыкам – чтению и аудированию[54]. Традиционно, завершающим этапом обучения этим навыкам выступает устная коммуникативная часть, основанная на теме, рассмотренной в устном или письменном тексте. Например, если главная тема текста, с которым работали учащиеся, была “Образование в стране изучаемого языка”, то на завершающем этапе ученики сравнивают системы образования в этой стране и в России (для начинающих это может быть ранжинование школьных предметов от самого любимого до самого ненавистного). Таким образом, упражнение по говорению гармонично вплетается в структуру урока. Хотя возможна ситуация, когда весь урок посвящен развитию навыков устной речи. В любом случае, необходимо четко представлять цель устноречевой активности учеников. Как уже отмечалось, в качестве речевого продукта выступает диалогическая или монологическая речь. Основными чертами диалогической речи являются: ● ее двусторонний характер, (или многосторонний, когда во взаимодействие вовлечено более двух участников); ● постоянная смена говорящего и слушающего, между которыми происходит многократный обмен мнениями; ● эллиптичность, вызванная условиями общения и проявляющаяся на всех уровнях языка, кроме эмотивности;
● ситуативность и спонтанность, т. е. зависимость содержания и структуры от реплик собеседников, что обусловливает использование разного рода клише и разговорных формул, пауз нерешительности, перебиваний, перестройки фраз; ● эмоциональность и экспрессивность, которые проявляются в образности, в субъективно-оценочной окраске речи. Монологическая речь, или монологическое высказывание, – речь одного лица, обращенная к одному или группе слушателей, с целью передачи информации в развернутой форме, а именно: ● выражения своих мыслей или намерений, ● оценки событий или явлений, ● воздействия на слушателей путем убеждения или побуждения их к действиям. В отличие от диалогической речи монологическое высказывание характеризуется контекстностью, относительной непрерывностью, большей развернутостью, планируемостью и последовательностью. Монологические высказывания представляют собой один из типов речи: ● описание, ● сообщение, ● повествование, ● рассуждение, ● сочетание вышеперечисленных типов. Из всего вышесказанного вытекает цель обучения говорению – развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных коммуникативных ситуациях. Эта цель достигается с помощью упражнений двух типов: 1) на развитие как беглости, так и правильности речи, 2) на развитие только беглости. Упражнения должны быть коммуникативными, строго соответствующими уровню, возрасту и интересам учеников. Упражнение, в котором правильности и беглости речи уделяется одинаковое внимание, направлено на отработку языкового материала, который был только что изучен или повторен, например, грамматическая конструкция или лексическая тема. Этап урока, посвященный исключительно развитию беглости речи, отличается от всех остальных тем, что на этом этапе нового материала как такового нет. Оба типа упражнений применимы на всех уровнях владения языком и требуют тщательной подготовки и планирования. Проблема в том, что ход выполнения подобных упражнений часто непредсказуем.
Что делать, если на урок пришло нечетное количество учеников? Или если Вашу группу объединили с параллельной по причине болезни учителя, и Вам сложно отследить работу слишком большого класса? Или, наоборот, Вам приходится работать в слишком маленьком классе, где больше половины учеников заболела? Что делать с теми, кто закончил выполнение упражнения быстрее назначенного времени? Как заставить работать тех, кто отказывается выполнять упражнение, считая его бесполезным? Чтобы успешно справляться в подобными проблемами, необходимо прежде всего продумать четкую, понятную ученикам цель упражнения. Они должны понимать, о чем именно им говорить и зачем. Поэтому перед началом упражнения продемонстрируйте, чего именно Вы хотите от своих учеников. Помните, чем ниже уровень владения языком, тем более четким должно быть задание. Цель должна быть “достижимой” именно с тем словарным запасом и набором грамматических конструкций, который есть у Ваших учеников. Следующий важный момент, установите время на выполнение задания, например, 10 мин, и акцентируйте внимание учащихся на том, что скорость выполнения задания не является показателем качества. Некоторым учащимся старших классов кажется, что во время выполнения упражнений на развитие навыков говорения они ничего нового не изучают. Поэтому они работают неохотно. Если Вы столкнетесь с такой проблемой, объясните цель выполнения данного упражнения, расскажите, как важно быть уверенным, говоря на иностранном языке, и что эта уверенность не появляется сама по себе без достижения определенной степени беглости речи. Объясните им, как важно говорить именно на иностранном, а не на родном языке. Как важно именно слушать своего партнера, если он зачитывает информацию, а не читать вместе с ним. Перед началом выполнения задания подготовьте учеников лексически – проверьте, все ли используемые слова им знакомы. Заинтересуйте своих учеников. Организуйте работу в парах или группах, все должны четко понимать, кто с кем работает. При нечетном количестве учеников, обычно, два ученика работают “за одного”. Помните, при центральной или фронтальной позиции преподавателя ученики интуитивно ждут от него участия в дискуссии, помощи, команд. Поэтому, постарайтесь выйти из поля зрения учеников – встаньте позади них, или, если это невозможно, сбоку. Так ученики будут чувствовать себя свободнее, что снизит напряжение и нервозность и повысит, собственно, беглость их речи.
В малочисленном классе, где работает только одна или две пары, ученики могут стесняться даже звука своего голоса. Некоторые преподаватели включают негромкую музыку, обычно инструментальную, чтобы помочь таким ученикам преодолеть стеснительность. Не принимайте участия в выполнении упражнения, отслеживайте работу учеников – все ли правильно понимают задание, все ли участвуют в разговоре, все ли говорят на иностранном языке, нет ли у кого проблем. Помогите тем, кто нуждается в помощи, и тем, кто слишком быстро закончил. Включите в работу тех, кто стесняется и молчит, деликатно прервите их доминирующих партнеров жестом или вопросом, обращенным к молчащему ученику, “ А что думаешь об этом ты?”. И затем отойдите, чтобы не смущать его. Помогайте таким ученикам, вдохновляйте их, но никогда не давите на них. Помните, Вы отслеживаете работу учеников не с тем, чтобы присоединиться и высказать свое мнение, как бы Вам этого ни хотелось. Вы также отслеживаете работу учеников не с тем, чтобы прервать тех, кто допускает ошибки, и исправить их. Если Вы сделаете это, Вы не добьетесь никакой беглости и не достигните своей цели. Если упражнение направлено на развитие не только беглости, но и правильности речи, фиксируйте те ошибки, которые соответствуют отрабатываемой языковой теме, чтобы вернуться к ним по завершении упражнения. Когда отведенное Вами время закончилось, выделите пять – десять минут на подведение итогов. Переформируйте группы, чтобы они поделились друг с другом своими результатами. Или выберите для комментария одного–двух учеников. На этом этапе Вы также можете выразить свое мнение – классу это будет интересно. Если Вы работали не только над беглостью, но и над правильностью речи, сначала обратите внимание учеников на образцовые, удачные или интересные ответы, а затем предложите им исправить наиболее частотные ошибки[55]. Какие же упражнения совершенствуют устную речь учащихся? Многие методисты и психологи советуют избегать политических и религиозных тем, а также любых тем, которые могут вызвать отрицательные эмоции у учеников – в таком состоянии учебный процесс не даст положительных результатов. Поэтому, даже если упражнение дано в учебнике (особенно, если это “интернациональный” учебник, ориентированный на среднестатистического учащегося из любой страны мира), модифицируйте его так, чтобы оно работало именно в Вашем классе. Кроме того, существует масса дополнительных пособий для учителя, где предлагаются идеи по организации упражнений на развитие устной речи. Неоспоримым достоинством упражнений по говорению является тот факт, что порой очень простые собственные идеи, не требующие дополнительных материалов, прекрасно работают. Все, что Вам надо, это произнести вслух задание. Тем не менее, существуют несколько особенно популярных типов заданий. 1. Упоминавшееся уже ранжирование, т. е. расположение чего-либо в определенной последовательности. Главное преимущество ранжирования в том, что здесь не может быть правильного или неправильного ответа. Смысл в том, чтобы дать ученикам тему для разговора, спора, выдвижения аргументов, выражения согласия/ несогласия. Таким образом, ранжирование можно адаптировать под любой уровень, упрощая или усложняя задание. 2. Описание картинки – типичное упражнение, которое легко адаптируется под любой уровень. На начальном уровне можно ограничиться буквальным описанием того, что находится на картинке. На продвинутом же необходимо включить воображение и предположить, что могло происходить до момента, изображенного на картинке, и что может последовать за ним. Картинки помогают также навести ученика на общую разговорную тему, например, изображение движущегося автомобиля может служить стимулом к теме “Транспорт” или “Путешествия”. Тема может быть представлена как в монологе, когда ученик рассказывает, например, какие виды транспорта он знает, предпочитает, так и в диалоге, когда ученики рассказывают друг другу о своих предпочтениях. 3. Популярный тип упражнений, ролевая игра. Ученикам с низким уровнем владения языком требуются реалистичные жизненные ситуации и роли, например, ситуация покупки в магазине, аптеке. 4.Ученики могут также подготовить и провести опрос/анкетирование, что предполагает нахождение информации и отчет о полученных результатах. Ученики могут анкетировать друг друга или, если это возможно, учеников других групп или классов, что придаст упражнению большую коммуникативную направленность. 5. Ученики старших классов могут выступать с докладами. Например, один ученик в течение пяти минут выступает с докладом перед группой на любую интересующую его тему. Затем выделите еще пять минут, чтобы остальные ученики могли задать ему вопросы. Это развивает как монологическую речь выступающего, так и умение остальных учеников внимательно слушать и задавать вопросы. 6. Дебаты – другой популярный тип устно-речевых упражнений для достаточно продвинутых уровней владения языком при условии, что тема дебатов не слишком спорная и предоставляет возможность для аргументации обеим сторонам. 7. Дискуссия на интересующую учеников тему или недавно произошедшее событие. Следите, чтобы все ученики принимали участие в дискуссии, не позволяйте отдельным участникам доминировать, сами старайтесь говорить как можно меньше, предоставляя возможность высказаться своим ученикам. Это всего лишь несколько основных типов упражнений. Используйте учебник, дополнительные материалы для учителя, которые Вам предложат в школе или Вы найдете в свободном доступе в интернете, и адаптируйте их под своих учеников. Не ожидайте слишком многого от младших школьников, начинайте с простых и четких заданий. И помните, в то время как одни ученики готовы проговорить целый урок, другим может не понравиться идея “бесполезной болтовни”. Не бойтесь объяснить им смысл упражнения и важность развития беглости речи. Скорее всего, это будут старшеклассники. Отнеситесь к ним, как ко взрослым людям, они оценят это и станут Вашей поддержкой и опорой на уроке! Вопросы для закрепления материала 1. В чем разница между беглостью и правильностью речи и что важнее? 2. Какие задания развивают навык устной речи? 3. Какие критерии определяют возможность использования упражнения по говорению в классе? 4. В чем заключается роль учителя до, во время и по окончании выполнения упражнения? 5. Чего следует избегать учителю во время выполнения учениками задания по говорению? 6. Какие проблемы могут возникнуть при выполнении упражнения по говорению и как их решать? 7. Следует ли исправлять ошибки учеников? На каком этапе? 8. Какие типы упражнений по говорению Вы знаете? Обучение письму Прежде чем обсуждать письмо как вид РД, постарайтесь ответить на следующие вопросы: 1. В чем разница между письмом и письменной речью? 2. Как начинался процесс формирования Ваших навыков письма на ИЯ в школе? 3. Можно ли считать целью обучения письменной речи овладение навыком связно и логично излагать свои мысли в письменной форме? 4. Можно ли считать письмом письменное выполнение лексических и грамматических упражнений? Письменная речь предполагает комплексное использование графики, орфографии, лексико-грамматических и стилистических средств для выражения мыслей и осуществления письменной коммуникации. Письменная речь отличается от устной и имеет свою специфику. В чем она выражается? В первую очередь, в стиле и языковом оформлении речи, а также в видах и особенностях продуктов письменной речи. Продуктами письменной речи могут быть выписки из текста, открытка, анкета, записи в дневнике, личное и деловое письмо, изложение, сочинение, статья, реферат, аннотация, рецензия, отчет и т. д. При обучении школьников письму помните следующее: ● Это продуктивный вид речевой деятельности. ● Письмо и письменная речь являются целью обучения н а всех этапах изучения иностранного языка. Важно различать письмо и письменную речь. Письмо – это процесс составления слов из букв, что предполагает овладение графикой и орфографией. Письменная речь – это процесс составления письменного сообщения из слов и словосочетаний, которое предполагает выражение мыслей с помощью определенного графического кода. Цель обучения письменной речи – обучение учащихся выражать свои мысли в письменной форме. Для реализации этой цели необходимо научить учащихся выполнять следующие операции в соответствии с уровнем владения языком: 1) заполнять анкеты и бланки (уровень А1); 2) делать короткие выписки из текста (уровень А1); 3) составлять и записывать план прочитанного или услышанного фрагмента (уровень А2); 4) писать письмо личного характера (уровень А2); 5) описывать различные факты, явления, события и впечатления (уровень В1); 6) делать записи, тезисы, конспекты, развернутые планы (уровень В1); 7) составлять письменные опоры для устных высказываний (докладов, рефератов, презентаций) (уровень В1); 8) выражать свое мнение по интересующему вопросу (уровень В1–В2). Предполагается, что учащиеся уже в начальной общеобразовательной школе научились: 1) Списывать текст без ошибок. Сравнивать образец с написанным фрагментом. 2) Использовать текст в качестве опоры. 3) Уметь работать со словарями. 4) Строить логичное, последовательное высказывание (обобщение, синтез, анализ информации). При обучении письму принимайте во внимание следующие принципы: 1) принцип устного опережения (сначала произносить); 2) принцип учета особенности графики и правил орфографии изучаемого языка. В младших классах обучение письму начинается с графики и орфографии. Показывайте фонемно-графемные соответствия, чтобы ученики по возможности графически запоминали правильное написание тех или иных слов. Поставленные задачи решаются с помощью следующих упражнений. 1. Упражнения, направленные на формирование графических навыков: ● написание сначала отдельных простых букв (полностью или частично совпадающих в русском и изучаемом иностранном языках), затем сложных (отличающихся, но имеющих отдельные сходные элементы), и только потом букв, несовпадающих по написанию с буквами родного языка; ● написание буквосочетаний, изображающих один простой звук, например, англ. [k] – ch, ck; [i:] – ie, ee; ● списывание отдельных слов, предложений, текста; ● звуко-буквенный анализ отдельных буквосочетаний; ● угадывание недостающих графем (например, кроссворды). 2. Упражнения, направленные на обучение орфографии: ● группировка слов по разным словообразовательным элементам (однокоренные слова, слова с одинаковыми суффиксами, приставками, слова-омографы); ● угадывание слов по картинке (дана картинка, а под ней подпись с пропусками, и задача ученика заполнить эти пропуски правильными графемами) или, например, нахождение правильной графемы в зависимости от значения слова (например, англ. lime – lame, bike-bake, like-lake etc.). 3. Упражнения, направленные на развитие лексических навыков: ● подбор синонимов из предложенного списка к определенному списку слов; ● дополнение письма с использованием пропущенных слов (слова могут предлагаться в рамочке или вообще отсутствовать); ● выделение лишнего слова в каждой четверке слов; ● разгадывание лексического кроссворда (подбор слов по их определениям). 4. Упражнения на развитие навыков пунктуации: ● расставить знаки препинания (все слова написаны с прописной буквы); ● поставить пропущенные запятые там, где это необходимо. 5. Упражнения на развитие грамматических навыков: ● поставить глаголы в нужное время; ● дополнить предложения предлогами; ● выбрать правильный вариант (каждое отдельно взятое предложение дается в двух временах). Но основная задача, особенно на этапе обучения письму и письменной речи в школе, заключается в формировании и развитии коммуникативной письменной речи учащихся [56] . Именно поэтому уже в начальных классах общеобразовательной школы ученики должны научиться писать по образцу короткое письмо, поздравительную открытку (с Новым годом, Рождеством, днём рождения), правильно списывать слова, словосочетания, простые предложения. Выпускник начальной школы (согласно новой программе) должен уметь составлять рассказ в письменной форме по ключевым словам, заполнять простую анкету, письменно сообщать краткие сведения о себе. В средней школе учащиеся продолжают овладевать умением связной письменной речи на иностранном языке. Как правило, они представляют в письменной форме какое-либо событие из собственной жизни, например рассказ о проведенных каникулах. Важно, чтобы письменный текст, представляющий собой чередование и смену событий, составляющих основу повествования, был структурно и содержательно связным[57]. Поэтому при обучении этому виду РД уделите особое внимание изучению и тренировке употребления связующих элементов. В старших классах обучение иностранному языку должно обеспечивать общеобразовательный уровень подготовки школьников, соответствующий общеевропейскому пороговому уровню В1. По окончании 11 класса учащиеся должны уметь писать письма личного характера, используя описание, повествование, выражение чувств, а также писать изложения, сочинения, выполнять проекты с использованием страноведческой информации из различных источников и т. п. В случае если Ваши ученики намерены сдавать ЕГЭ по иностранному языку или международные экзамены (DELF, DALF, TOEFL, IELTS, TestDaF, DELE) либо участвовать в олимпиаде по иностранному языку, то обратите их внимание на следующие стратегии выполнения заданий раздела “Письмо”. При тренировке и выполнении задания по написанию личного письма необходимо: ● прежде всего, внимательно прочитать не только инструкции по выполнению задания, но и текст-стимул (отрывок из письма друга на иностранном языке), где нужно выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в ответном письме; ● составить разные типы вопросов для запроса информации; ● во вступительной части письма выразить благодарность за полученное письмо и, возможно, извинение, что не сразу написан ответ; ● в основной части письма ответить на все заданные вопросы и задать необходимые вопросы другу по переписке; ● в заключительной части письма упомянуть о будущих контактах, подписать письмо и проверить соответствие содержания своего ответного письма письму-стимулу (поставленным коммуникативным задачам); При тренировке написания сочинения на иностранном языке (письменного высказывания с элементами рассуждения) стратегии следующие: ● во введении перефразировать тему/проблему, данную в задании, не повторяя ее дословно; ● введение и заключение должны быть приблизительно одинаковы по объему; в основной части должно быть как минимум два абзаца, приблизительно одинаковых по размеру. Общий объем основной части не должен быть меньше общего объема введения и заключения; ● особое внимание уделять средствам логической связи текста как внутри предложений, так и между предложениями; ● важно следовать предложенному плану. В связи с этим при обучении письму уделяйте внимание выполнению следующих упражнений на развитие коммуникативной письменной речи учащихся: ● согласитесь или опровергните данные высказывания; ● перепишите предложения в косвенной речи (подобные задания часто предлагаются в учебных пособиях для развития навыка стилистического перефразирования); ● напишите к каждой картинке предложение с просьбой или предложите что-нибудь; ● дайте совет, выразите свою мысль в одном предложении. Дискурсивные задания: ● допишите письмо/рассказ/статью; ● напишите о своем друге/знакомом (иногда дается образец); ● переставьте абзацы местами, чтобы получился связный текст (в зарубежных пособиях такой тип задания предлагается именно для развития письменной дискурсивной компетенции). Чтобы сделать процесс обучения письму и письменной речи максимально эффективным, интересным и познавательным для учащихся рекомендуем следующее: ● Обращайте внимание учащихся на сам процесс письма, предоставляя им возможность “мозгового штурма”, планирования, проверки письменного задания (учащимся необходимо распределить время, чтобы осталось на проверку сделанной работы). Если вы хотите задать письменную работу на дом, обсудите ее этапы в классе, чтобы у учащихся было полное представление о том, что от них требуется. ● Обязательно напомните учащимся, что важно соблюдать требуемый объем письма или сочинения. Научите их правилам подсчета слов (одно слово отделено от другого пробелом; если слова написаны через дефис или апостроф, то это считается как одно слово). Требование к учащимся соблюдать заданный объем не является чисто формальным, оно прямо связано с содержанием письменного высказывания и в конечном итоге с выполнением коммуникативной задачи. Анализ письменных работ показывает, что при объеме личного письма менее 90 слов, письменного высказывания – менее 180 слов коммуникативная задача не может быть выполнена. Недостаточный объем письменной работы – это показатель низкого уровня владения языком, ограниченности лексического запаса и несформированности языковых навыков. Превышение объема, с другой стороны, показывает неумение учащегося вдуматься в поставленную перед ним коммуникативную задачу, отобрать действительно важный для ее выполнения содержательный материал и четко сформулировать свои мысли. Часто превышение объема работы вызвано тем, что ученик старается вставить в свою работу выученные наизусть отрывки из пресловутых “топиков”, что ведет к уходу от темы, а иногда – к ее полной подмене. ● В классной работе делайте акцент на письменное описание картинок (учащиеся описывают картинки индивидуально, а затем в парах сравнивают результаты) – они помогают активизировать имеющийся словарный запас. ● Выбирайте те темы для заданий, которые соответствуют возрасту и уровню развития учащихся. ● Будьте готовы к тому, что в классе могут быть учащиеся с разным уровнем владения языком. Всегда имейте в запасе дополнительные задания повышенной сложности для “продвинутых” учащихся. ● В процессе подготовки к письменному заданию (например: написание открытки другу, родителям или преподавателю) обращайте внимание учащихся на то, кто является их целевой аудиторией, чтобы они могли выбрать соответствующий стиль письма. ● При работе с письмом как с процессом старайтесь оценивать не столько грамматическую корректность, сколько само содержание, идею, которую можно впоследствии развить. ● Поощряйте использование сложных лексических и грамматических структур. ● Обращайте внимание учащихся на необходимость оставить время, чтобы перечитать и самостоятельно проверить написанную работу. ● Старайтесь использовать больше ТСО (видео, подкасты, блоги и т. д.), чтобы сделать процесс обучения более интересным и захватывающим. Вопросы для закрепления материала 1. В чем различие между письмом и письменной речью? 2. В чем состоит основная цель обучения письму и какие задачи необходимо решить для ее достижения? 3. Какие принципы являются основополагающими при обучении письму? 4. Приведите примеры упражнений на формирование графических и орфографических навыков. 5. Приведите примеры упражнений на формирование навыков коммуникативной письменной речи. 6. Назовите некоторые наиболее полезные, на ваш взгляд, рекомендации при обучении письму и письменной речи. Глава 6 Ошибки при изучении иностранного языка неизбежны, они ни в коем случае не должны восприниматься учителем как свидетельство неспособности к языкам или плохой подготовки к занятиям. Напротив, ошибки характеризуют путь, который проходит учащийся в процессе овладения иноязычной речью, и выступают как проявление активности индивида в процессе формирования и проверки им своих гипотез относительно правил изучаемого языка[58]. В предыдущих главах мы коснулись причин появления ошибок в устной и письменной речи учеников. Навык исправления ошибок очень сложен, но Ваша работа в классе, безусловно, будет оцениваться и по этому критерию. Поэтому прежде чем продолжить чтение, самостоятельно ответьте на следующие вопросы относительно исправления ошибок в устной речи. 1. Надо ли исправлять все ошибки? Надо ли исправлять любые ошибки? Если нет, то какие ошибки надо исправлять? 2. В какой момент надо исправлять ошибки? 3. Кто должен исправлять ошибки – учитель, ученик, допустивший ошибку, или другие ученики в классе? 4. Как должно происходить исправление ошибок? Как правильно их исправлять? Как обеспечить адекватную обратную связь, чтобы не обидеть учащегося? Прежде всего, необходимо различать ошибки в письменной речи и ошибки при говорении. Различают три возможных причины появления ошибок: 1) незнание правила, 2) ошибочное усвоение правила, 3) отсутствие автоматизма в применении правила. Очевидно, что ошибки, допущенные вследствие незнания правила или ошибочного его усвоения, не поддаются самокоррекции. Ошибки можно классифицировать по множеству признаков. 1. По аспектам языка различают ошибки: ● фонетические, ● лексические, ● грамматические. 2. По степени влияния на понимание речи различают ошибки: ● абсолютно затрудняющие понимание, ● особо не влияющие на понимание смысла высказывания. 3. По наличию влияния одного языка на другой различают: ● межъязыковые ошибки, возникающие в результате влияния родного языка, то есть межъязыковой интерференции, ● внутриязыковые, отражающие специфику процесса овладения иностранным языком, в частности, влияние ранее усвоенных языковых явлений на последующие. При проверке письменных работ выявите все ошибки, соответствующие языковому уровню ученика, и укажите их тип (лексические, грамматические, стилистические и т. д.), не давая правильного ответа, а попросите учащихся сделать работу над ошибками или проделайте ее вместе в классе. Если ошибка допущена при работе у доски, она должна быть обязательно исправлена либо самим учащимся, либо с привлечением помощи класса, либо, в последнюю очередь, учителем. Ошибки при говорении тоже необходимо исправлять. Но, во-первых, исправить все возникающие ошибки физически невозможно, а, во-вторых, в этом не только нет необходимости, но даже наоборот, кроется опасность. Если мы будем перебивать и останавливать учащегося на каждом слове, то у него пропадет желание и смелость что-либо говорить. Какие же ошибки нуждаются в обязательном и немедленном исправлени и? 1. Ошибки, допускаемые при выполнении языковых упражнений. 2. Ошибки, которые деформируют высказывание и делают его непонятным для слушателя. Если небольшие грамматические и лексические погрешности не затрудняют общего понимания сказанного, то в коррекции они, как правило, не нуждаются. Фонетические и интонационные ошибки тоже необходимо исправить только в том случае, если они искажают смысл фразы (долгие и краткие звуки в языках, где долгота и краткость имеют смыслоразличительное значение, открытость и закрытость гласных, изменяющая значение слова, восходящая или нисходящая интонация, если она, например, превращает вопрос в утверждение). 3. Частотные или типичные ошибки – если в ходе беседы или монологического высказывания выясняется, что кто-то из учащихся постоянно делает одну и ту же ошибку, то уместно не только указать на нее, но и предложить вспомнить соответствующее правило (почему нужно сказать…?). Разобравшись с тем, что именно надо исправлять, важно ответить на три ключевых вопроса: кто, как и когда исправляет ошибку. Когда исправлять ошибки? 1. Сразу – при исправлении ошибок в языковых упражнениях и ошибок, препятствующих пониманию устноречевого высказывания. 2. С задержкой – при выполнении устноречевых упражнений, при формировании рецептивных речевых навыков (чтение и аудирование), если смысл высказывания соответствует правильному ответу, надо дать ученику возможность закончить ответ и только после этого приступать к испавлению ошибок. Как исправлять ошибки? При исправлении ошибок никогда не озвучивайте их (почему нельзя говорить….), пред
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|