Анализ урока учителя/практиканта
Анализ урока выступает как метод изучения педагогического процесса и способствует формированию умений планирования и проведения урока, поскольку в ходе анализа выявляются как неточности в планировании, недочеты и ошибки в реализации плана урока, так и положительные моменты, которые обеспечили эффективность урока. Анализируя урок, Вы учитесь самостоятельно и творчески решать методические задачи, учитывая при этом уровень языковой подготовки учащихся. Напомним некоторые подходы, применяемые к классификации типов уроков по иностранному языку[22]. 1. По направленности урока на формирование речевых навыков или развитие речевых умений выделяются три типа уроков: ● урок формирования речевых навыков, ● урок совершенствования речевых навыков, ● урок развития речевых умений. В рамках каждого типа уроков выделяются разные виды в зависимости: 1) от характера формируемого навыка (фонетический, лексический, грамматический); 2) от формы речи (монологическая, диалогическая); 3) от характера урока (объяснение нового материала, его закрепление, дискуссия, киноурок и др.). Эта типология уроков строится на концепции поэтапного формирования видов речевой деятельности (РД) как способов овладения иностранным языком. 2. Наличие двух видов деятельности (познавательно-коммуникативной и собственно коммуникативной) дает основание выделять два типа уроков: ● уроки, направленные на овладение речью как способом формирования и формулирования мыслей; ● уроки развития коммуникативной деятельности в разных видах и формах её проявления. Обобщая всё выше сказанное, в современной методике получили применение три типа уроко в:
1. Уроки, направленные на овладение элементами системы языка на фонетическом, лексическом, грамматическом уровнях. Результатом является приобретение знаний о системе языка. 2. Уроки, направленные на овладение навыками общения. Цель таких уроков – развитие речевых умений в разных видах деятельности на основе приобретенных знаний и сформированных навыков. Здесь можно выделить овладение рецептивными видами РД (уроки аудирования, письма и письменной речи, устного и письменного перевода с иностранного языка на родной) и продуктивными видами РД (уроки говорения, чтения, устного и письменного перевода с родного языка на иностранный). 3. Комбинированные уроки, направленные на взаимосвязанное овладение знаниями, навыками и умениями в рамках одного урока. Для анализа урока разработаны многочисленные схемы, которые позволяют оценить деятельность преподавателя на уроке (личные качества учителя, подготовку к уроку, деятельность на уроке) в баллах. Схема анализа деятельности учителя на уроке, предлагаемая А. Н. Щукиным[23], приведена в Приложении 2.1. Однако в период педагогической практики анализ урока учителя, а также анализ урока практиканта используются как средство обучения студентов педагогическому мастерству. Процедура анализа урока включает оценку следующих параметров: цель урока и её реализация, характеристика учебной группы (класса), контакт преподавателя с учениками, речь преподавателя на уроке, речь учащихся на уроке, формы контроля и их эффективность. Используя схему анализа урока учителя/практиканта, представленную в Приложении 2.1, в итоговом анализе урока необходимо отразить следующее: 1. Определить тип урока. 2. Выделить этапы урока, определить задачу и содержание каждого из них, отразить их взаимосвязь, указать, как организационно учитель осуществляет переход от одного этапа к другому; определить время, затраченное на каждый этап.
3. Выделить новый языковой материал урока, формы его организации. 4. Проследить, как учитель организует работу по овладению новым фонетическим, лексическим, грамматическим материалом. 5. Назвать способы закрепления и активизации в речи учащихся фонетического, лексического и грамматического материала. Определить, какие способы стимулирования, поощрения, порицания использует учитель. 6. Назвать виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо), развиваемые на уроке, и обосновать их соотношение, учитывая при этом цель урока и его тип. 7. Проследить, как учитель учитывает возрастные[24] и индивидуальные особенности учащихся, как устанавливает контакт с классом, поддерживает внимание, дисциплину и интерес. 8. Определить, как сочетаются групповые, коллективные и индивидуальные формы работы на уроке. 9. Назвать типичные фонетические, лексические и грамматические ошибки учащихся, допущенные ими на уроке, а также способы исправления ошибок учащихся в различных видах речевой деятельности; виды и приёмы контроля, используемые учителем[25]. 10. Охарактеризовать речь учителя на иностранном языке: темп, правильность, выразительность и действенность, доступность учащимся; определить соотношение речи учителя и учащихся по времени. Определить соотношение времени говорения учителя на родном и иностранном языке. 11. Отметить применение технических средств обучения (ТСО), их целевое назначение, виды упражнений, выполняемых с их помощью. 12. Использовалось ли слуховые и зрительно-слуховые средства для обучения аудированию, на каком этапе и для чего? Какой вид аудирования осуществлялся на уроке, характер материала для аудирования (аутентичность материала, соответствие теме и целям урока, уровню знаний учащихся, их возрастным особенностям)[26]? 13. Использовалось ли говорение как вид речевой деятельности для обучения произношению, лексике, грамматике? Какие приёмы использовались для этого? Было ли проведено повторение лексического и грамматического материала, необходимого для выполнения задания в говорении? Умения в каком виде высказывания (монолог и/или диалог) формировались?[27] 14. На каком этапе урока и с какой целью использовалось чтение? Какой вид чтения осуществлялся на уроке: характер материала для чтения (аутентичность материала, соответствие теме и целям урока, уровню знаний учащихся, их возрастным особенностям)?[28]
15. Велось ли обучение письму; как, с помощью каких приёмов? В какой мере использовался принцип учёта родного языка? К какому виду письменного высказывания проводилась подготовка учащихся на уроке?[29] 16. Определить воспитательную ценность материала и приёмов, используемых на уроке. (Например, огромным воспитательным потенциалом обладают тексты страноведческого или краеведческого характера. Большую воспитательную ценность представляют тексты о проблемах защиты окружающей среды.) 17. Оценить, используя шкалу в Приложении 2.1., такие качества учителя, как педагогический такт, авторитет, организованность, наблюдательность, справедливость в требованиях и объективность в оценках; определить воспитательное значение аргументирования выставленных учителем оценок. При анализе урока практиканта обратите внимание на следующее: 1) наличие плана-конспекта урока; 2) четкость в определении цели урока; 3) соотношение планируемых видов деятельности на уроке; 4) распределение времени между отдельными этапами урока, между длительностью речи учителя и речи учеников; 5) корректное использование иностранного языка и темп речи. Вопросы для закрепления материала 1. Какие виды задач можно выделить в построении психологического контекста учебной деятельности на уроке? 2. Каковы функции анализа урока учителя и практиканта? 3. Какие навыки и умения педагога позволяет отразить и оценить анализ урока? 4. Какие аспекты анализа урока учителя способствуют, на Ваш взгляд, развитию педагогического мышления будущих учителей? Приведите примеры. Глава 4 Все аспекты языка, а именно, лексика, грамматика и произношение, играют важную роль при обучении и должны усваиваться во взаимосвязи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|