Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понимание, мотивация, дисциплина




Итак, Вы спланировали все три организационных момента – время, пространство и типы взаимодействия. Тем не менее, есть еще три “подводных камня”, о которые может разбиться любой, даже идеально спланированный урок. Это понимание, дисциплина и мотивация.

Очевидно, что общение нельзя считать успешным без понимания участниками друг друга. Таким образом, в основе любого общения лежит понимание. Как же добиться такого понимания на уроке, если учитель говорит на незнакомом для учеников языке? Дополняйте свою речь жестами. Особенно это актуально для младших школьников[19]. Хороший учитель иностранного языка – мастер пантомимы, использующий жесты и мимику и для семантизации лексики, и для беззвучного указания на ошибку и помощи ученику в самостоятельном ее исправлении, и для организации отработки произношения хором, и для привлечения внимания и поддержания дисциплины в группе.

Как такой учитель поступит, например, в следующей ситуации:

“Open your books at page one hundred and thirty three // look at the picture on page fifty six”

“Ouvrez vos manuels à la page quatre-vingt-onze // Regardez l’image à la page soixante-seize”

(Откройте учебники на странице … // посмотрите на картинку на странице...)

Даже на продвинутых уровнях обучения восприятие числительных на слух вызывает трудности, которые в результате выливаются в проблемы учителя – тот, кто не понял, либо переспрашивает, либо открывает не там, либо отвлекает соседа – драгоценные минуты утекают, план не выполняется, учитель нервничает. Поможет ли жестикуляция пониманию? Что делать? Одновременно с произнесением загадочного задания откройте учебник на нужной странице, разверните его так, чтобы видно было всем, и укажите на ее номер, на картинку или упражнение, которое Вы собираетесь выполнять. При этом внимательно наблюдайте за учениками, все ли Вас понимают.

Этот прием выручит Вас и тогда, когда от волнения или по другим причинам, Вы забыли имя ученика, которого собираетесь спросить – просто укажите на него. Одному достаточно приглашения взглядом, на другого надо указать рукой, а к третьему, возможно, надо подойти и положить руку на плечо – не бойтесь двигаться по классу! Помните, что указание также сокращает время речи учителя, оставляя больше возможностей для продуктивной речевой работы учеников.

Имейте также в виду, что у младших школьников хорошо развита связь между интеллектуальной работой и физическими действиями, поэтому подключение языка жестов особенно положительно сказывается на усвоении иностранного языка. Его можно использовать и при семантизации, и проверке понимания такой лексики, как глаголы движения, существительные и прилагательные настроения и многого другого. Но, как и во всем, здесь важно придерживаться меры и дифференцировать продуктивную жестикуляцию, мобилизующую усвоение иностранного языка, и деструктивную, отвлекающую внимание учеников и подрывающую дисциплину.

Что же надо делать, чтобы добиться хорошей дисциплины? Ведь сам характер урока иностранного языка, где ученики должны много говорить хором, упражняться в произношении, разговаривать друг с другом в парах, играть, петь – все это способствует нарушению дисциплины при неумелом ведении урока.

Следующие советы помогут Вам добиваться хорошей дисциплины, когда все ученики работают активно, выполняют все требования учителя и не мешают другим:

1. Учет очередности уроков.

Готовясь к уроку, выясните, какой это урок по счету в данный день (первый или последний), после какого урока он следует (после физкультуры или математики), и в зависимости от этого планируйте его. Надо помнить о том, что на первом уроке ученики еще вялы после сна, плохо работают, и в связи с этим в начале урока надо предусмотреть упражнение, способствующее их “оживлению”, например, любые виды фонетической разминки. После физкультуры, напротив, ученики приходят возбужденными, поэтому в начале урока уместна самостоятельная работа, которая их успокоит, например, короткий тест на повторение пройденного. Если урок последний, то следует чаще менять формы работы, чтобы удержать внимание школьников, задания давать короткие и чаще прибегать к различным формам разрядки после заданий, требующих умственного напряжения, после концентрации внимания или однообразных упражнений.

2. Приоритет основной цели.

Поставив основную цель урока, определите конкретную задачу каждого этапа урока, способствующую достижению основной цели. Решайте общую задачу постепенно, предусматривая задания, доступные ученикам, начиная с простых и постепенно усложняя их. Если ученики не могут справиться с заданием, они начинают отвлекаться – это сигнал к тому, чтобы упростить его. Продумывайте заранее, какие сложности могут вызвать те или иные задания, как этих сложностей избежать и каким заданием, если они все-таки возникнут и потребуют больше времени, чем планировалось, можно пожертвовать, чтобы основная цель урока была достигнута. Обязательно фиксируйте это в плане урока[20].

3. Разнообразие с целью поддержания интереса.

Избегайте однообразных, шаблонных уроков, как в структуре урока, так и в типах упражнений. Например, фонетическая зарядка может быть проведена многократно, перед разными этапами урока, требующими особого внимания к произношению. Домашнее задание может быть проверено как до, так и после объяснения нового материала, если оно с ним не связано. Проверить его можно как всем классом, так и в группах, или же коротким тестом, который ученики выполняют индивидуально. Привлекайте дополнительный, актуальный материал – наглядные пособия, аудио- и видеозаписи. Давайте ученикам творческие задания и побуждайте их к мыслительной деятельности.

4. Начало урока.

От начала урока зависит весь ход урока и настрой учеников, поэтому и здесь следует избегать стереотипа. Важно, что в задачу оргмомента входит не только организация учащихся – подготовка учебников, дневников, тетрадей к уроку, но и переключение их мышления с русского языка на иностранный, а также постановка задачи на данный урок.

5. Оптимизация времени.

Нельзя терять ни одной минуты. Обычно шум в классе начинается тогда, когда ученики не заняты, поэтому следует продумать, каким образом сочетать виды работ, например, предусмотреть задания для всего класса при опросе одного ученика (даже в этом случае держите весь класс в поле зрения), иметь под рукой дополнительные задания для тех, кто заканчивает раньше остальных. Учитывайте, что поставив вопрос (дав задание), надо сделать небольшую паузу, чтобы дать возможность ученикам проговорить про себя предложение, и лишь затем вызывать конкретного ученика для ответа. Заранее, при планировании урока, наметьте учеников, которым надо выставить оценку, и зафиксируйте это в плане урока.

Будьте последовательны в своих требованиях. Не оставляйте без внимания нарушения дисциплины, однако беседы с отдельными учащимися об их поведении ведите после урока. Не читайте нотации и избегайте замечаний на уроке, они лишь отвлекают учащихся от работы. Делая замечание, акцентируйте внимание учеников на том, что следовало сделать, а не на том, что не следовало.

Помните, если вам не удалось добиться с первых уроков хорошей дисциплины, не ждите, чтобы она сама по себе выправилась. Плохую дисциплину можно сравнить с лавиной – маленький ком растет, чтобы затем похоронить под собой всё встречающееся на пути. Так и поведение учащихся будет всё ухудшаться.

Посещая уроки во время “пассивной практики”, обращайте особое внимание на успешные методы поддержания дисциплины в этом классе, посетите уроки у других учителей этого класса, чтобы выяснить, как себя ведут ваши ученики на других предметах, что их интересует, а что вызывает скуку. Но главное – анализируйте свои уроки и наблюдайте за учениками, чтобы установить причины, вызвавшие плохое поведение, и постарайтесь их устранить.

Хорошая дисциплина опирается прежде всего на мотивацию учеников к иноязычному общению. Известно, что мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, а значит, необходимо:

● выбирать такие формы работы, которые будут стимулировать совместную деятельность учащихся и создавать на уроке благоприятный климат;

● выбирать такие упражнения, которые связанны с окружающей действительностью или с овладением конкретным навыком, который может быть использован сразу, а не в необозримом будущем, что повысит коммуникативную значимость изучаемого языка;

● расширять общий кругозор учеников и формировать их представления о культуре стран(ы), где говорят на изучаемом языке, выбирая интересующие учеников темы;

● использовать межпредметные связи (история, литература, география и т. п.), развивая познавательную активность, воображение учеников, их умения ведения дискуссии, аргументации, публичных выступлений.

Таким образом, планируя свой урок, продумайте, как организовать пространство в классе, распределить время между этапами урока и так организовать взаимодействие, чтобы ученики не теряли интереса на протяжении всего урока. Давайте им посильные задания и непрерывно держите весь класс в поле зрения, чтобы поддерживать хорошую дисциплину.

Вопросы для закрепления материала

1. На каких трех “китах” базируется организация урока?

2. В чем заключается организация пространства?

3. На какие основные этапы делится урок?

4. Почему важно четко указывать время начала и конца каждого этапа в плане?

5. Какие три временные категории можно выделить на уроке? Которой из них отдается приоритет? Почему?

6. Какие типы взаимодействия выделяются на уроке?

7. С какими “подводными камнями” может столкнуться учитель при проведении урока?

8. Чем учитель дополняет свою речь, чтобы она стала понятнее для учеников?

9. Какие приемы помогают поддерживать хорошую дисциплину на уроке и мотивируют учеников к изучению иностранного языка?

Глава 3
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ
И АНАЛИЗ УРОКА

Одна из важных задач педагогической практики – научиться анализировать урок иностранного языка с позиций современной методики[21], педагогики и психологии. На конкретных примерах можно проследить реализацию дидактических принципов обучения иностранному языку, психологических закономерностей усвоения знаний учащимися, формирования речевых навыков и умений, реализацию методических принципов обучения в конкретных условиях, на определенном этапе и ступени обучения.

3.1. Подготовка к урокам
и педагогическая рефлексия

Педагогическая рефлексия – это способность проанализировать пережитую ситуацию, рассмотреть свое решение этой проблемы как бы “извне”, сделать выводы и зафиксировать в сознании “успешную стратегию” своего поведения, а “неуспешную” отбросить.

Содержание профессиональной деятельности педагога предполагает разделение знаний, которыми он обладает, и умений, которыми он способен пользоваться и применять в различных профессиональных ситуациях.

Знания, в свою очередь, делятся на общие (мировоззрение, система знаний о мире) и специальные (знание учебного предмета, методические знания, знания психологии ребенка). В идеальном варианте опытный учитель использует общие и специальные знания как материал для конструирования урока, а именно:

● проектируется план урока;

● наполняется тематическим содержанием;

● отмечаются точки рефлексии и контроля за выполнением задач урока;

● могут быть написаны вопросы, на которые в ходе урока нужно (интересно) получить ответы;

● определяются моменты импровизации;

● продумывается конечный предметный результат со стороны учеников (ответы на вопросы, тест, диалог на заданную тему и т. д.);

● оформляется визуальный ряд (если необходимо, это может быть электронная презентация, фрагмент фильма, комиксы);

● определяется содержание резюме – окончания урока.

Вы можете использовать этот алгоритм в начале своей практической деятельности для того, чтобы чувствовать себя уверенно, чтобы избежать эмоционального выгорания, чтобы получать удовлетворение от своего профессионального поведения.

Рекомендуется также, при разработке задач урока прибегнуть к проектированию психологического контекста учебной деятельности. На уровне общих целей урока в этом случае можно определить:

Мотивационные задачи:

● Что учащийся прочувствует?

● Чем заинтересуется?

● Чего захочет?

● Что может показаться ему трудным?

● Какое стремление может подключить?

Когнитивные задачи:

● Что учащийся поймет?

● О чем задумается?

● Что осмыслит?

● К какому выводу придет?

Поведенческие задачи:

● Какие навыки учащийся закрепит?

● Какие умения приобретет?

● Какие способности и в чем усилит?

Управлять своими знаниями Вам помогут современные педагогические (в том числе и информационно-коммуникационные) технологии. Можно обладать большой эрудицией, создать свою базу информации и методических подсказок на все случаи жизни, но нужно помнить, что материал, который мы привносим в содержание урока, будет информативным, если будет обладать хотя бы одной из перечисленных характеристик:

● увеличивает разнообразие представлений учащихся об обсуждаемом объекте;

● снимает возникшую неопределённость в контексте заданий или отвечает на возникшие вопросы;

● помогает в адаптации к жизни;

● дает основания для выработки собственной стратегии в изучении предмета;

● предлагает основания для самопознания и саморазвития.

Поскольку современные дети ориентируются на визуальное, экранное восприятие информации, следует больше внимания уделять психологическим характеристикам учебного материала, чтобы сделать урок эффективным. Например, при изучении темы “глаголы” можно показать ученикам эмоциональный фрагмент фильма, где нужно описывать глаголами поведение героев. В подростковом возрасте это сильнее действует на восприятие, понимание и запоминание, чем простое заучивание.

При подведении итогов урока, чтобы получить объективную картину “успешности–неуспешности” в обучении данного класса, очень полезно, при наличии времени, проводить рефлексию вместе с учениками или “психологические минутки”. На этот этап урока отводится не более 3–5 минут и, в зависимости от возраста и языкового уровня учеников, он проводится на родном или иностранном языке.

Примеры таких форм:

1. “Кто я? Кто мы? Что полезного случилось?”

Каждый учащийся в группе пишет в столбик 5 определений себя на прошедшем уроке, 5 определений всех других учащихся (как мы работали вместе), 5 определений того, что полезного случилось на уроке. Затем выборочно или все по очереди читают свои определения и составляют общий итоговый портрет урока.

2. “Лестница суждений”.

Все ученики в группе на листочке рисуют “лестницу” из 5 ступенек и располагают на ней свои впечатления о прошедшем уроке. На самом верху “самое важное и интересное”, далее – впечатления по убывающей. Затем все вместе обсуждают полученный результат.

3. “Брифинг”.

Выбирается “герой” урока из числа учеников и все остальные вместе с учителем задают ему короткие вопросы о том, что он сегодня узнал, почувствовал, в чем открыл себя, что принял, как возможность изучать самостоятельно и так далее.

4. “Незаконченные предложения”.

Хорошо известная методика, при помощи которой выявляется ценностно-мотивационный компонент урока. Учитель пишет на доске незаконченное предложение, чтобы подвести итог урока. Учащиеся все поочередно предлагают свой вариант окончания предложения. Например: “Сегодня мы научились работать с новой информацией для того, чтобы…”

К приведенным выше формам рефлексии можно добавить много интересного из доступных психологических и методических источников информации (см. список литературы). Необходимо отметить, что все эти примеры предполагают внесение специфики изучаемого предмета (т. е. иностранного языка).

Таким образом, чтобы процесс обучения имел конструктивный результат и высокий потенциал развития, необходимо помнить, что современное обучение ориентируется на гармоничное развитие психических процессов участников: внимание, память, мышление, воображение, чувства, воля, речь (внутренняя и внешняя). Успех урока во многом зависит от Вашей внутренней установки и внутренней психологической позиции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...