Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ранняя юность – старшая школа




Завершающий возрастной этап школьников – возраст ранней юности (15–18 лет), старшая школа (9–11 класс). В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно выбирают те предметы в обучении, которые им кажутся “полезными” для будущего образования и будущей профессии. Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется:

● многообразием переживаемых чувств;

● устойчивостью эмоций;

● способностью к сопереживанию;

● развитием чувства “справедливости”;

● развитием эстетических чувств;

● стремлением к социальной активности.

Особенно остро переживают учащиеся 9–11 классов страх неудачи, неуспешности (на уроке, на экзамене). Поэтому их отторжение каких-либо заданий, просьб взрослых чаще всего определяется страхом показать свою некомпетентность, выглядеть неудачником в глазах учителя и сверстников. В то же время, старшеклассники могут проявлять характер, волю и настойчивость в достижении тех целей, которые они понимают и принимают для себя. Мотивация к учебе может быть построена на желании доказать себе и другим, что “я могу”. Считается, что к пятнадцати–шестнадцати годам общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении раннего юношеского возраста они продолжают совершенствоваться. В старших классах продолжается развитие абстрактно-логического мышления. Задания на ассоциацию, на воображение, как правило, имеют у ребят большой успех. В учебных работах проявляются творчество и самостоятельность. Это позволяет выстраивать урок как диалог, как дискуссию, как рефлексивное переживание. Юношеский возраст отличается противоречивостью: с одной стороны, старшеклассники стремятся к общению (быть значимым, быть востребованным), с другой стороны – они всячески защищают свою “автономию” (собственные ценности, свою индивидуальность, свои привязанности и т. д.).

Учитывайте все эти противоречия в выстраивании групповой работы на уроке, работы в парах постоянного или сменного состава, во время проведения проблемных уроков или уроков–театрали­заций, поскольку внутренние отношения старшеклассников внутри коллектива всегда будут влиять на качество выполнения задания и усвоение материала урока.

Возрастная периодизация развития школьника не является единственным “психологическим инструментом” в помощь практиканту на уроке. Она не приводит к готовым рецептам поведения, но несомненно служит связующим звеном в общем понимании дидактических процессов на каждой ступени школьного обучения.

Вопросы для закрепления материала

1. С чем связано то, что детям младшего школьного возраста трудно самостоятельно анализировать свою деятельность на уроке и свои ошибки?

2. Какие методы объяснения и изучения материала наиболее эффективны в начальной школе? Почему?

3. Какому возрасту свойствен период отчуждения от взрослых? Чем этот период характеризуется?

4. Почему для подростка 11–12 лет так важна ориентация на собственные реальные достижения? С каким процессом становления личности это связано?

5. Как можно охарактеризовать психологическую поддержку ребенка?

6. Что такое личностная автономия в возрасте старших школьников?

7. Что мотивирует младших, средних и старших школьников к учебе? Как этим пользоваться на уроке?

Глава 2
ОРГАНИЗАЦИЯ
УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Рассмотрев психологические особенности учащихся разного возраста, перейдем к особенностям собственно учебного процесса. Организация любого урока, как и вообще любого вида деятельности, базируется на трех основных “китах”:

1) организация пространства,

2) организация времени,

3) организация собственно деятельности, а именно взаимодействия учителя и учеников.

Организация пространства

Как театр начинается с вешалки, так и организация урока начинается прежде всего с организации пространства, а именно, с расстановки рабочих мест учителя и учеников, а точнее, ориентации учеников и учителя относительно друг друга, доски, наглядных и технических средств обучения следующим образом:

1. Каждый из учеников должен находиться на равном удалении от учителя, и между ними не должно быть “преград”, препятствующих зрительному контакту, – каждый ученик должен хорошо видеть Вас, а Вы – его.

2. Каждый из учеников должен хорошо видеть доску и другие наглядные средства обучения. Обычно все ученики сидят лицом к доске, которая находится позади учителя, и на которой размещаются наглядные пособия.

3. Устройство воспроизведения звука также должно располагаться на равном удалении от всех учеников, чтобы каждый из них был в равных условиях. Поставьте его рядом с доской, чтобы у Вас все было под рукой.

4. Обеспечьте возможность объединить учеников для работы в парах или малых группах, а себе – возможность контролировать эту работу.

Во многих школах языковые классы уже оборудованы соответствующим образом, в некоторых у Вас не будет возможности что-либо менять. Но если будет такая возможность, постарайтесь разместить парты учеников полукругом вокруг учителя, находящегося в центре. Такое расположение позволяет каждому ученику видеть не только учителя, но и друг друга, что облегчает организацию их взаимодействия друг с другом, активнее вовлекает их в учебный процесс. Во время урока не «прячьтесь» за компьютер и даже за учительский стол – чем доступнее Вы будете для учеников, тем легче будет Вам их контролировать, а им – усваивать материал. Дело в том, что наличие “барьеров” между учителем и учениками не только приводит к сбоям в коммуникации, когда один из собеседников элементарно не расслышал или не разглядел другого, но вызывает у учеников сомнение в профессионализме учителя, что ведет к недоверию, которое препятствует учебному процессу. Поэтому, даже если Вам не удастся поменять расположение учеников в классе, не стесняйтесь двигаться по классу, подходя к каждому из них.

Организация времени

Следующий основополагающий момент, на котором базируется урок, это – организация времени.Это прежде всего планирование последовательных этапов урока[10], которые, как правило, сводятся к следующим трем:

1. Начало урока – подготовка учащихся к занятиям, формулировка цели урока, создание атмосферы общения.

2. Центральный этап урока – введение нового материала, его закрепление в ходе выполнения упражнений, речевая практика, работа с текстом.

3. Завершающий этап урока – подведение итогов, контроль, оценка работы, задание на дом.

Эти основные этапы можно и нужно детализировать как при подготовке к уроку, так и при анализе урока, на котором Вы присутствуете “пассивно”.

Рассмотрим подробнее, из чего состоит урок.

1. Организационный этап (1–2 мин) – приветствие, проверка присутствия, в зависимости от уровня учеников проверка и запись на доске даты, дня недели, времени.

2. Фонетическая разминка (2–3 мин) – настройка речевого и слухового аппарата учеников на иностранный язык, например, с помощью скороговорок, способствующих совершенствованию произношения и пополняющих словарный запас учеников. Они, кроме того, создают доброжелательно-деловую атмосферу на уроке. На продвинутых языковых уровнях этот этап можно опустить.

3. Проверка домашнего задания (ДЗ) (10 мин) – необходимый этап и в обучающем, и в дисциплинарном смысле. Он освежает в памяти учеников пройденный материал, стимулирует совместную работу учащихся, взаимообучение, когда не учитель, а сами ученики исправляют ошибки друг друга.

4. Введение в новую тему (5–10 мин) – от того, как будет введена тема, насколько удастся заинтересовать учащихся, пробудить у них потребность в новом языковом материале, во многом зависит успех усвоения ими этого материала и, соответственно, успех урока. Как правило, новый материал, лексический или грамматический, вводится в виде речевой модели, включенной в контекст рассказа, песни, игры и т. д.

5. Обучающий этап (10 мин) – как правило, обучение проходит на устном или письменном материале – учащиеся несколько раз читают или слушают текст и выполняют упражнения, направленные на постепенное фокусирование их внимания на новом языковом материале – лексическом или грамматическом, если урок с языковым фокусом, или на особенностях того или иного речевого умения, если фокус у урока речевой. Работа на этом этапе может иметь индуктивный характер (когда ученики в результате наблюдения над фактами языка выводят языковую закономерность) и дедуктивный характер (когда сначала дается языковое правило, которое затем подкрепляется примерами, иллюстрирующими его использование в речи).

6. Практика (5–15 мин) – многоступенчатый этап, на котором тренировочное использование учащимися нового языкового материала или речевого навыка постепенно усложняется от контролируемого до более свободного.

Система тренировочных упражнений включает в себя:

имитативные – формирование фонетических, лексических и грамматических навыков базируется на механическом повторении образца[11],

подстановочные – формирование речевых автоматизмов происходит при замене слова или группы слов по образцу[12],

трансформационные – преобразование предложения в соответствии с инструкцией, например, преобразование прямой речи в косвенную,

ситуативные – автоматизация нового материала в условиях учебной ситуации, когда учащиеся выбирают форму высказывания в соответствии с заданием.

При переходе к условно-речевым (выполняются на материале учебных ситуаций) и речевым (моделируют ситуации реального общения) упражнениям происходит формирование речевых умений учащихся. К числу речевых упражнений относятся:

вопросно-ответные – по содержанию прочитанного или прослушанного текста или ситуаций общения;

ролевая игра – учащиеся разыгрывают ситуации общения в соответствии со своими ролями[13];

репродуктивные – воспроизведение учащимися прочитанного / прослушанного текста или видео/аудио ряда. К числу репродуктивных упражнений относятся пересказ и драматизация;

описательные – с использованием зрительной опоры при построении учащимися собственного высказывания (описание картинки, таблицы, графика);

дискурсивные – обсуждение учащимися интересующей их проблемы, события с опорой на ключевые лексико-грамматические единицы[14].

7. Завершающий этап (5–10 мин) – подведение итогов, что именно узнали, как поработали, что планируется на следующий урок. На этом этапе прорабатываются типичные ошибки, выдается домашнее задание, выставляются оценки. На этом же этапе можно провести так называемую «психологическую минутку»[15].

Указание в плане урока четкого времени начала каждого этапа и его продолжительности облегчает хронометраж во время проведения урока и помогает сокращать или удлинять тот или иной этап в зависимости от текущей ситуации на уроке.

Однако организация времени – это не только планирование этапов урока, но и распределение времени урока между тремя взаимо-пересекающимися временными категориями:

1) собственно длительность урока – традиционно, школьный урок длится 40–45 мин, но в некоторых школах уроки спаренные и длятся 80–90 мин. В таком случае этапы могут длиться дольше или урок имеет две взаимосвязанные цели. Такие продолжительные уроки обычно делятся между двумя практикантами и ведутся ими по очереди;

2) время речи учителя — объяснения, задания и иное устное взаимодействие учителя с учащимися, а также время использования доски и других наглядных и технических средств обучения;

3) время активной работы учеников – устная и письменная работа учеников на уроке – их речевое взаимодействие с учителем и друг другом, обдумывание и выполнение устных и письменных заданий, а также взаимообучение.

Очевидно, что следует стремиться к увеличению времени активной работы учеников за счет организации таких форм работы[16], при которых одновременно занято максимальное число учащихся.

Речь учителя, обращенная ко всем ученикам, – организационный этап, инструкции по выполнению заданий, подведение итогов – следует по возможности сокращать и перемежать с речью учеников. Поэтому давайте задание ясно, четко и коротко, так, чтобы оно не вызывало вопросов, не требовало дополнительных разъяснений.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.