Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Адаптация – (от лат. adaptare– приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям.




Е. А. СТРЕБЕЛЕВА, Г. А. МИШИНА

 

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЯЮЩИХСЯ ВАРИАНТОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И

 ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

(учебное пособие)

 

Москва, 2004

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩИХСЯ ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ…………….

1. 1 Предмет, цель и задачи психолого-педагогической диагностики…………………

1. 2 Основные понятия, встречающиеся в учебном пособии…………………………

1. 3 Характеристика детей с отклонениями и нарушениями в развитии…………….

1. 4 История создания психолого-педагогической диагностики отклоняющихся вариантов развития детей………………………………………………………………………

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЯЮЩИХСЯ ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ……………………….

2. 1 Государственная система выявления отклоняющихся вариантов развития детей.

2. 2 Система учреждений…………………………...

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЯЮЩИХСЯ ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ….. ……………………………………………………..

3. 1 Отечественные подходы к оценке познавательного развития ……………………. ….

3. 2 Современный подход к психолого-педагогической диагностике отклоняющихся вариантов развития детей в специальной психологии и коррекционной педагогике………………………………………………………………………………………….

3. 3. Методы психолого-педагогического изучения ребенка………. …………………..

3. 4 Психолого-педагогическая диагностика развития детей младенческого возраста…….

3. 5. Психолого-педагогическая диагностика познавательного развития детей раннего возраста…………………………………………………………………………………………………..

3. 6. Психолого-педагогическая диагностика познавательного развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………

ГЛАВА 4. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РЕБЕНКА И СЕМЬИ………………………..

4. 1 Цель, задачи и этапы консультирования…………………………. ……………..

4. 2 Организационные формы и содержание педагогической помощи семье……..

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЯ 1………………………………………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЯ 2…………………………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ 3………….. ……………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ 4……………. …………………………………………………………


ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие создано с целью ознакомления студентов с историей развития и современными зарубежными и отечественными подходами к диагностике отклоняющихся вариантов развития детей.

Издание представленного учебного пособия обусловлено тем, что в последние годы в печати появилось много работ, раскрывающих вопросы диагностики развития детей. Часть из них представляют практически дословный перевод зарубежных методик. Некоторые их них раскрывают авторские методики, некоторые лишь интерпретируют существующие методики отечественных авторов. При этом представленные методики базируются на различных теоретических основах, многие из них не прошли экспериментальную адаптацию с учетом культурно-исторических условий воспитания и обучения детей в нашей стране. При использовании этих методик результаты не могут считаться достоверными, так как апробированы на незначительном количестве детей. Применение этих методик не может служить в качестве надежного психолого-педагогического инструментария.

Создание данного учебного пособия обусловлено, происходящими в настоящее время в системе образования России, следующими обстоятельствами:

изменением тенденции отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья и их правам;

созданием государственной системы раннего выявления и ранней комплексной реабилитации детей с нарушениями или отклонениями в развитии;

появлением новых организационных форм оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям;

тенденцией сближения общего и специального образования;

разработкой содержания и форм специализированной помощи детям с отклонениями в развитии, интегрированных в общеобразовательные учреждения;

включением нуждающихся в специальном образовании детей-инвалидов.

Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс «Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста» в высших учебных заведениях.

Задачами данного курса являются:

- познакомить студентов с теоретическими основами и практическим применением принципов и методов психолого-педагогической диагностики отклоняющихся вариантов развития детей; вооружить студентов знаниями и умениями практического применения методов психолого-педагогической диагностики развития детей; раскрыть значение раннего выявления и ранней комплексной коррекции отклонений развития; показать необходимость комплексного (медико-психолого-педагогического) обследования детей с различными нарушениями: интеллекта, зрения, слуха, эмоциональных расстройств; познакомить студентов с организацией педагогической работы, направленной на коррекцию вторичных отклонений в развитии, а также с организационными формами помощи родителям, воспитывающих детей со специальными образовательными потребностями; научить студентов наблюдать за процессом обследования детей и устанавливать зависимости развития и проявления психики от степени и характера патологии и времени возникновения первичного нарушения.     

Данное учебное пособие знакомит студентов с понятийным аппаратом основными теоретическими положениями, принципами и инструментарием диагностики отклоняющихся вариантов познавательного развития.

Учебное пособие включает в себя 4 главы. В первой главе раскрываются вопросы, касающиеся исторического аспекта диагностики отклоняющихся вариантов развития детей. Вторая глава представляет собой обзор организационных форм осуществления психолого-педагогической диагностики отклоняющихся вариантов развития детей. В третьей главе представлены подходы к диагностике психического, познавательного, речевого развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. В четвертой главе раскрываются задачи, этапы и содержание консультирования ребенка и семьи.

В конце каждой главы даны контрольные вопросы, задания и список литературных источников для самостоятельной работы студентов.  

В приложениях даны примерные темы курсовых и дипломных работ к каждой из представленных глав, а также образцы заключения и протоколов ПМПК.

 


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩИХСЯ ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. 1 Предмет, цель, объект и задачи психолого-педагогической диагностики.

Предметом  психолого-педагогической диагностики отклоняющихся вариантов развития детей является выявление возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка с теми или иными нарушениями.

Тактика, или установление психолого-педагогического диагноза, может пониматься в широком и узком смысле. В широком смысле она сближается с измерением и может относиться к любому объекту, поддающемуся психологическому анализу, выступая как выявление и измерение его свойств. В более узком смысле имеется в виду измерение индивидуально-психологических особенностей личности (И. Б. Гриншпун).

Психолого-педагогическая диагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Целью психолого-педагогической диагностики отклоняющихся вариантов познавательного развития детей является контроль за ходом психического развития ребенка для последующей коррекции выявленных отклонений.

Объектом психолого-педагогической диагностики отклоняющихся вариантов познавательного развития является процесс изучения психического развития детей, имеющих нарушения или отклонения в развитии.

Задачи психолого-педагогической диагностики:

- раннее выявление отклонений в развитии;

- определение причин и характера первичных нарушений развития обследуемого ребенка, а также определение степени выраженности нарушения;

- выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка;

- определение специфических образовательных потребностей ребенка, путей коррекционно-педагогического воздействия и условий воспитания, а также психолого-педагогической помощи родителям;

- обоснование психолого-педагогического прогноза.

Главная функция психолого-педагогической диагностики отклоняющихся вариантов познавательного развития– определение условий, наиболее благоприятствующих дальнейшему развитию обследуемого ребенка, определение условий определение путей помощи при разработке индивидуальных программ воспитания, обучения и развития.

В психодиагностическом обследовании выделяют три основных этапа:

1. сбор данных (беседа с родителями, информация о состоянии ребенка из других учреждений, изучение медицинской карты, рисунки и др., данные обследования).

2. переработка и интерпретация данных.

3. вынесение решения, как заключение, так и пути помощи.

Заключение неразрывно связано с прогнозом и может устанавливаться на разных уровнях.

Первый уровень – симптоматический или эмпирический. На этом уровне заключениеограничивается констатацией особенностей развития и симптомов (нарушения звукопроизношения, нарушение фонематического восприятия, нарушение внимания, памяти, нарушение зрительного восприятия, аграмматизм, двигательная расторможенность, ограниченность лексического словаря, запинки и т. д. ). Пример логопедического заключения данного уровня: фонетико-фонематические нарушения; аграмматизм и т. д. Пример психологического заключения: нарушение опосредованного запоминания, агрессивность, многоречивость, суетливость, замкнутость, нарушение общения и т. д.

Второй уровень – этиологический, учитывающий не только наличие характеристик, но и причины их возникновения. Пример логопедического заключения данного уровня: ринолалия, дизартрия, дислалия, экспрессивная алалия и др. Пример психологического заключения: низкая самооценка, повышенный уровень тревожности и др.

Высший уровень – типологический, заключающийся в определении места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека (одаренность, нормальное психическое развитие, задержка психического развития, умственная отсталость). Пример логопедического заключения данного уровня: системное недоразвитие речи средней степени (легкой, тяжелой) при умственной отсталости (Р. И. Лалаева, 2001); психологическое заключение: нарушение социального развития, нарушение общения у ребенка с органическим поражением ЦНС и др.

В системе психологического изучения ребенка Л. С. Выготским выделено три главных принципа:

разделение добывания фактов и их толкования;

максимальной социализации методов исследования отдельных функций (в отличие от суммарных методов, стремящихся исследовать все);

принцип динамического типологического толкования добытых при исследовании данных в диагностических целях.     

1. 2. Основные понятия, встречающиеся в учебном пособии.

 Диагностика психического развития - обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической «нормы».

Диагноз (от греческого diagnosis – распознавание), определение существа и особенностей болезни на основе всестороннего исследования больного.

Диагностические методы – это методы, позволяющие при помощи относительно кратких испытаний определить сравнительный уровень умственного развития ребенка, т. е. его соответствие некоторому среднему уровню, установленному для детей данной категории, или отклонение от этого среднего уровня в ту или другую сторону.

Основными методами диагностики выступают изучение истории развития ребенка, наблюдение за ребенком, тестирование (тесты способностей), опрос (диагностика личности), проективные техники, беседа, графические методы, диагностический обучающий эксперимент (экспериментально-психологическое обследование) – один из основных методов психолого-педагогического изучения ребенка в отечественной диагностике.

Впрактике специалисты сталкиваются с разными видами психолого-педагогической диагностики - скрининг-диагностикой и дифференциальной диагностикой.

Скрининг-диагностика (от англ. Screen – «сито», «доска объявлений») – обследование, позволяющее с помощью определенных методов выявить в общей популяции детей ребенка с отклонениями в развитии.

Дифференциальная диагностика – предметом являются индивидуально-психологические особенности личности.

Комплексная диагностика направлена как на выявление симптоматики, так и систематизирование обнаруженных симптомов, соотнесение их проявлений с текущим этапом развития ребенка, установление причинно-следственных связей между нарушениями здоровья и отклонениями в развитии, определение актуального и ближайшего уровня (зоны) развития.

Применение того или другого вида диагностики зависит от задачи, стоящей перед специалистом. На этапе дифференциальной диагностики определяется характер структуры и степень нарушения в каждом конкретном случае, направления коррекционной помощи, виды образовательных дошкольных учреждений.

В ходе проведения психолого-педагогической диагностики специалистам следует придерживаться принципа медицинской деонтологии.

Медицинская деонтология – (от греч. deon. род. Deontos – должное, раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного) - учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинского работника, главным образом, по отношению к больному.      

Онтогенез – процесс индивидуального, прижизненного, развития организма, собой представляющий собой совокупность взаимосвязанных анатомических физиологических, психологических и иных изменений в организме. Онтогенез как развитие индивида сопоставляется с филогенезом как развитием вида.

В нормативно-правовой документации используются несколько понятий, определяющих контингент детей, относимых к системе специального образования. Это такие понятия как “дети с нарушениями в развитии”, “дети с отклонениями в психофизическом развитии”, “дети с ограниченными возможностями здоровья”, “дети с особыми образовательными потребностями”. Все эти термины имеют специфическую область применения.

Дети с нарушениями в развитии - это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности различных или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого), а также вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Термин используется в психолого-педагогической литературе для широкого определения категории детей, нуждающихся в специальном образовании.

Дети с отклонениями в психофизическом развитии – это дети, которые имеют те же отклонения, которые перечислены выше, но степень их выраженности не ограничивает их возможности в столь резкой степени, как у детей с нарушениями в психофизическом развитии. В психолого-педагогической литературе этим понятием также определяются дети с преимущественными нарушениями в психофизическом развитии функционального характера.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, у которых нарушения в развитии предоставляют им возможность иметь бинефицитарный статус, т. е. позволяют пользоваться социальными льготами и пособиями. По традиционной терминологии таких детей раньше называли детьми-инвалидами. Сейчас таких детей часто определяют как проблемных. Поэтому термин “проблемные дети” также широко используется в психолого-педагогической литературе.

Дети с особыми образовательными потребностями - это дети, нуждающиеся в специальной коррекционной поддержке и специфических методах образования, которые могут организовываться как в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения, так и в образовательном учреждении компенсирующего вида. Понятийная парадигма термина широко используется в области специального образования.

Коррекция (от лат. correctio-исправление) - это система психолого-педагогических и лечебныхмероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития.

Компенсация (от лат. сompensatio- возмещение, уравнивание) - это сложный многоуровневый процесс перестройки одних функций организма при нарушениях или утрате других функций.

Компенсаторная перестройка включает восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также замещение последних. В результате развития процессов компенсации функциональное нарушение, вызванное повреждениями, в той или иной степени возмещается.

Социализация - это, во-первых, процесс и результат активного усвоения индивидом социального опыта, который включает в себя социальное познание, социальное научение, социальную адаптацию и социальное преобразование себя и окружающей действительности. Во-вторых, это интеграция человека в систему социальных отношений в различные типы социальных общностей, усвоение ими элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются поведение, самосознание и качества личности.        

Интеграция – процесс воспитания и обучения детей со специфическими образовательными потребностями в условиях общеобразовательных учреждений.

Адаптация – (от лат. adaptare– приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям.

Моторика – вся сфера двигательных функций организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты.

Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.    

Ориентировочная деятельность – деятельность, направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения, стоящих перед субъектом задач.

Тест - (англ. test – проба, испытание, проверка) – в психологической диагностике –стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий. Тест – основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется диагноз.

Надежность теста – постоянство, устойчивость результатов, получаемых с помощью данного теста при повторном тестировании (т. е. независимость получаемых результатов от случайных факторов).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...