Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала Задание 1 (с. 108) Выполняется по образцу, приведенному в учебнике, с оформлением таблиц, а) в = 0, 1, 2, 3, 4; б) в = 0, 1. Закрепление изученного материала Задание 2 (с. 108) Способ I. Задача решается с помощью чертежа. ________________________________ ____________________ 35 + 8 = 43 (м) Способ II. Можно рассуждать так. Длина первого куска — уменьшаемое, длина второго куска — вычитаемое. Тогда 35 м — разность. Вопрос задачи можно сформулировать так: «Какой будет разность, если вычитаемое (длину второго куска) уменьшить на 8?». Если вычитаемое уменьшить на 8, разность увеличится на 8. (35 + 8 = 43.) Задание 3 (с. 108) 20 т 290 кг 22 м 42 см 8 ч 41 мин Задание 7 (с. 109) 5004; 7015; 52047; 200 000; 420 002. Задание 8 (с. 109) 107; 0; 3250; 3527. Подведение итогов урока 7. Домашнее задание: № 9, № 10, стр. 109
МАТЕМАТИКА Тема: Вычитание многозначных чисел без перехода через разряд Цели: повторение алгоритма поразрядного вычитания трёхзначных и четырёхзначных чисел; перенести алгоритм вычитания трёхзначных чисел на многозначные в простых случаях. Организационный момент Устный счёт Игра "Круговые примеры" 50·8 720 - 80 200 + 40 160:8 400:2 100-50 80·9 640:4 240:3 20·5 Задание 6 (с.111) Неравенства решаются подбором. Получаются решения: х < 9 (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8); 806-х > 804 (0, 1). Задание 3 (с. 111) а) Сумма не изменится. б) Сумма увеличится на 150. в) Сумма увеличится на 199. Задание 5* (с. 111) Если из 9 гирь брать по 2 гири и взвешивать их, то взвешиваний может быть и больше двух. Потому нужно сначала взять 6 гирь и положить по 3 гири на весы. Если они в равновесии, то бракованная гиря будет среди трех оставленных, а если нет, то среди трех, которые легче. Определив группу из трех гирь, в которой находится бракованная, положим по одной гире из этой группы на весы. Если они будут в равновесии, то третья гиря этой группы — бракованная, если нет, то бракованная гиря та, которая легче.
Решите задачи ü У продавца было 40 кг лимонов, это составляет 1/6 часть от количества апельсинов. Сколько всего фруктов было у продавца? ü В доме 11 этажей, на каждом этаже 40 квартир. Сколько квартир в 5 таких домах? ü Периметр прямоугольника 32 см, ширина 3 см. Найдите площадь. Задание 7 (с. 111) 9 • 4 = 36 (см) — периметр квадрата и прямоугольника; 36: 2 = 18 (см) — полупериметр прямоугольника (длина и ширина); 18 - 4 = 14 (см) — длина прямоугольника. Сообщение темы и целей урока Объяснение нового материала Задание 1 (с. 110) Решение примеров сопровождается проговариванием алгоритма вычитания. Например: 1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками и т. д. 2. Вычитаю единицы: 7 ед. - 5 ед. = 2 ед. Пишу под единицами. 3. Вычитаю десятки: 2 дес. - 1 дес. - 1 дес. Пишу под десятками. 4. Вычитаю сотни: 5 с.-4 с. = 1 с. Пишу под сотнями. 5. Вычитаю тысячи: 6 тыс. - 3 тыс. = 3 тыс. Пишу под единицами тысяч. 6. Вычитаю десятки тысяч: 4 дес. тыс. - 2 дес. тыс. = = 2 дес. тыс. Пишу под десятками тысяч. Задание 2 (с. 110) Примерная задача. Всего посажено 8758 деревьев: из них елей — 2230, а сосен и елей — 5434 дерева. Сколько посажено сосен и сколько лип? 1) 5434 - 2230 = 3204 (д.) — сосен. 2) 8758 - 5434 = 3324 (д.) — лип. Закрепление изученного материала Задание 4 (с. 111) 1) 20 • 20 = 400 (м2); 2) 400: 4 = 100 (м2); 3) 400 - 100 = 300 (м2). Задание 9 (ст. 1) (с. 111) - самостоятельно Подведение итогов урока 7. Домашнее задание: № 9 (ст. 2), № 8, стр. 111
МАТЕМАТИКА Тема: Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд Цели: повторить алгоритм вычитания трехзначных чисел без перехода через разряд; перенести алгоритм вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд на многозначные числа.
Организационный момент Устный счёт Устно решите записанные на доске уравнения. Объясните решения. х + 160 = 380 200: х = 50 х · 60 = 360 х - 160 = 360 Решите задачи: а) В маленькой бочке помещается 30 кг меда, это на 25 кг меньше, чем помещается в большой. На сколько больше килограммов меда помещается в двух больших бочках, чем в трех маленьких? б) Автомобиль за 4 ч прошел 240 км. Сколько километров он пройдет за 7 часов, если его скорость увеличится на 6 км/ч? в*) Через какое время бамбук высотой 20 см достигнет 3 м, если за сутки он вырастает на 40 сантиметров? Задание 5* (с. 113) ___________ ________________________ 20 ________________________ 1) 20:5 = 4 (ябл.) 2) 4 • 2 = 8 (ябл.) Ответ: в одном пакете 4 яблока, а в двух других по 8 яблок. Задание 7 (с. 113) Числа, при которых неравенства будут верными, дети находят перебором. Например, в задании а): 60: 1 > 4 (да) 60: 20 > 4 (нет) 60: 5 > 4 (да) 60: 30 > 4 (нет) Задание 8 (с. 113) а) 18 прямоугольников, из них 8 квадратов; 10 прямоугольников не являются квадратами. Прямоугольников (не квадратов) на 2 большее, чем квадратов (10 -8 = 2). б) Прямоугольников — 11, квадратов — 6, не квадратов — 5; 6-5 = 1. Сообщение темы и целей урока Объяснение нового материала Задание 1 (с. 112) – устно Сначала ученики внимательно рассматривают образец приведенного в таблице примера вычитания, обращают внимание на то, как напечатаны числа в таблице, как подписаны друг под другом, объясняют значение нуля в записи числа 2043. После этого подробно рассматривается процесс «дробления» и замены 1 единицы высшего разряда 10 единицами низшего соседнего разряда: «Из трех единиц нельзя вычесть 8 единиц. Возьмем один десяток и заменим его 10 единицами. Из нуля сотен также нельзя вычесть 5 сотен. Возьмем одну тысячу и заменим ее 10 сотнями. В таблице видно, что единиц после дробления стало 13, десятков — 3 (на один меньше), сотен — 10, тысяч — 1 (на одну меньше). Сейчас можно выполнять вычитание чисел поразрядно: из единиц — единицы, из десятков — десятки, из сотен — сотни, из тысяч — тысячи. При записи вычитания в столбик ученики ставят для памяти точки над теми разрядами, которые подвергались дроблению. Аналогично объясняется вычитание чисел 5028 и 1654. 1. Вычитаю единицы: 8 ед. - 4 ед. = 4 ед. Пишу под единицами.
2. Вычитаю десятки: 2 дес. - 5 дес. — нельзя вычесть. Нужно взять одну единицу следующего разряда — сотню. Однако в разряде сотен нет единиц. Возьмем одну единицу в разряде тысяч — это 10 сотен. Одну из этих сотен переносим в разряд десятков — это 10 десятков: 10 дес. + 2 дес. = 12 дес. Выполняю вычитание: 12 дес. - 5 дес. = 7 дес. Пишу под десятками. 3. Вычитаю сотни. В разряде сотен — 9 единиц: 9 с. - 6 с. = 3 с. Пишу под сотнями. 4. Вычитаю тысячи. В разряде тысяч — 4 единицы: 4 тыс. — 1 тыс. = 3 тыс. Пишу под тысячами. 5. Читаю ответ: 3374. Задание 2 (с. 112) Примеры решаются на доске и в тетрадях с подробным комментированием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|