Методические указания к работе по развитию связной речи у детей 4-5 лет с ОНР
Стр 1 из 34Следующая ⇒ Введение Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) говорят малопонятно для окружающих. У детей данной категории специалисты отмечают более позднее появление первых слов и фраз - к трем-четырем, а иногда даже к пяти годам. В устной речи, помимо грубых нарушений звукопроизно-шения и недостаточного фонетического оформления, наблюдается большое количество аграмматизмов. Дети плохо усваивают навыки словоизменения и словообразования. Их словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям. Особенно страдает связная речь. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Экспрессивная речь детей с ОНР отстает от импрессивной. Ребенок, понимая обращенную к нему ситуативную речь, не может сам правильно рассказать о чем-либо и составить собственное связное речевое высказывание. При составлении пересказа и рассказа по серии сюжетных картинок дети затрудняются выделить основную мысль повествования. Часто наблюдаются ошибки в передаче логической последовательности событий, смысловые пропуски. Дети с ОНР не вполне понимают смысл прочитанного, опускают при пересказе существенные для изложения детали, нарушают последовательность повествования, допускают повторы, затрудняются в подборе необходимых слов. Рассказы-описания и рассказы по сюжетным картинам в большинстве случаев оказываются им недоступными. Дети ограничиваются перечислением изображенных на картинах отдельных предметов и их частей, действующих лиц и выполняемых ими действий. Причинно-следственные взаимоотношения ускользают от внимания детей.
Специалистами доказано, что полноценное овладение детьми с ОНР навыками связной монологической речи возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленного обучения (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.)- В связи с этим формирование связной монологической речи дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Предлагаемое методическое пособие (оно стоит первым в нижеследующем перечне) входит в комплект «Развиваем связную речь детей 4-5 лет с ОНР», который включает: 1) методическое пособие с тематическим планирование, календарными планами и конспектами подгрупповых занятий; 2) методическое пособие с тематическим планированием, календарными планами и конспектами фронтальных занятий; 3) годовое понедельное планирование работы логопеда в средней логопедической группе для детей с ОНР; 4) годовое понедельное планирование работы воспитателя в средней логопедической группе для детей с ОНР; 5) три индивидуальных альбома по развитию связной речи детей (альбом 1 «Мир растений», альбом 2 «Мир животных», альбом 3 «Мир человека»); 6) демонстрационные материалы к занятиям по развитию связной речи (большие и маленькие иллюстрации) В данном пособии обобщена многолетняя работа автора по развитию связной речи у детей с ОНР. В дополнение к комплекту пособий для проведения фронтальных и под-групповых занятий логопедам рекомендуется использовать следующие пособия Н.Е. Арбековой: -Арбекова, Н.Е. Картинки на пружинке. Дидактический материал по развитию логического мышления и связной речи у детей / Н.Е. Арбекова. - М.: Издательство ГНОМ, 2012. Выпуск 1. Мир растений. - 16 с. Выпуск 2. Мир животных.-16 с. Выпуск3. Мир человека.-16 с. Семьи домашних животных. - 16 с. -Арбекова, Н.Е. Карточки по лексическим темам. Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с речевыми нарушениями / Н.Е. Арбекова. - М.: Издательство ГНОМ, 2012.
«Овощи» и «Фрукты». - 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Мебель» и «Посуда». - 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Домашние животные». - 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Дикие животные». - 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. Методические указания к работе по развитию связной речи у детей 4-5 лет с ОНР
Проблема коррекции речи, воспитания и обучения детей с ОНР решается комплексно, совместными усилиями логопеда, воспитателей, психолога, физкультурного и музыкального руководителей при осуществлении тесного контакта с родителями. Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения. Помимо формирования правильного произношения и фонематического слуха, специальные занятия по развитию связной речи предназначены для развития всех компонентов речи и дальнейшей подготовки детей к школе. Все логопедические занятия строятся с учетом требований как общей, так и специальной педагогики. Преодоление общего недоразвития речи (ОНР) у детей осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. К основным задачам логопедических занятий в средней логопедической группе относятся: - развитие понимания речи; - расширение словарного запаса детей; - формирование практических навыков словообразования и словоизменения; - обучение детей ведению диалога; - обучение детей составлению пересказа; - обучение детей составлению различных видов рассказов; - обучение детей самостоятельному рассказыванию. Логопедическая работа в средней логопедической группе для детей с ОНР по пособиям комплекта предполагает проведение подгрупповых, фронтальных и индивидуальных занятий с детьми. В предлагаемой на с. 8 сетке занятий представлено планирование логопедических занятий на неделю обучения каждого периода. Таким образом, каждую неделю первого периода обучения (со второй половины сентября по ноябрь включительно) в средней группе для детей с ОНР логопед проводит: - три подгрупповых занятия по развитию лексико-грамматических навыков, навыков словообразования, словоизменения и связной речи (с каждой подгруппой детей);
- ежедневные индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения. Каждую неделю второго и третьего периодов обучения (с декабря по февраль и с марта по май включительно) в средней группе для детей с ОНР логопед проводит: - три фронтальных занятия по обучению детей правильному произношению, грамоте и навыкам связной речи (два занятия по обучению детей правильному произношению и грамоте, одно занятие по развитию связной речи); - два подгрупповых занятия по развитию лексики (активного и пассивного словаря), грамматических навыков, навыков словообразования, словоизменения и связной речи; - ежедневные индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.
* Иллюстрации, необходимые для проведения занятий, представлены в пособиях II.Е. Арбековой «Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Сюжетные картины к конспектам занятий логопеда» (большие иллюстрации) и «Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Опорные картинки к конспектам занятий логопеда* (маленькие иллюстрации).
Работа по развитию у детей с ОНР лексико-грамматических навыков, навыков словообразования, словоизменения и связной речи проводится в течение трех периодов обучения (тридцать шесть недель учебного года) на базе тридцати лексических тем. Ниже предлагается тематический план и порядок прохождения лексических тем. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|