Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания к работе по развитию связной речи у детей 4-5 лет с ОНР




Введение

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) говорят мало­понятно для окружающих. У детей данной категории спе­циалисты отмечают более позднее появление первых слов и фраз - к трем-четырем, а иногда даже к пяти годам. В устной речи, помимо грубых нарушений звукопроизно-шения и недостаточного фонетического оформления, на­блюдается большое количество аграмматизмов. Дети пло­хо усваивают навыки словоизменения и словообразования. Их словарный запас отстает от нормы как по количествен­ным, так и по качественным показателям.

Особенно страдает связная речь. У детей с ОНР отмеча­ются трудности программирования содержания разверну­тых высказываний и их языкового оформления. Экспрес­сивная речь детей с ОНР отстает от импрессивной. Ребенок, понимая обращенную к нему ситуативную речь, не может сам правильно рассказать о чем-либо и составить собствен­ное связное речевое высказывание.

При составлении пересказа и рассказа по серии сю­жетных картинок дети затрудняются выделить основную мысль повествования. Часто наблюдаются ошибки в пере­даче логической последовательности событий, смысловые пропуски. Дети с ОНР не вполне понимают смысл прочи­танного, опускают при пересказе существенные для изло­жения детали, нарушают последовательность повествова­ния, допускают повторы, затрудняются в подборе необхо­димых слов.

Рассказы-описания и рассказы по сюжетным картинам в большинстве случаев оказываются им недоступными. Дети ограничиваются перечислением изображенных на карти­нах отдельных предметов и их частей, действующих лиц и выполняемых ими действий. Причинно-следственные вза­имоотношения ускользают от внимания детей.


Специалистами доказано, что полноценное овладение деть­ми с ОНР навыками связной монологической речи возможно лишь в условиях специально организованного целенаправлен­ного обучения (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.)- В связи с этим формирование связной монологической речи дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значе­ние в общем комплексе коррекционных мероприятий.

Предлагаемое методическое пособие (оно стоит первым в нижеследующем перечне) входит в комплект «Развиваем связную речь детей 4-5 лет с ОНР», который включает:

1) методическое пособие с тематическим планировани­е, календарными планами и конспектами подгрупповых занятий;


2) методическое пособие с тематическим планирова­нием, календарными планами и конспектами фрон­тальных занятий;

3) годовое понедельное планирование работы логопеда в средней логопедической группе для детей с ОНР;

4) годовое понедельное планирование работы воспитате­ля в средней логопедической группе для детей с ОНР;

5) три индивидуальных альбома по развитию связной речи детей (альбом 1 «Мир растений», альбом 2 «Мир животных», альбом 3 «Мир человека»);

6) демонстрационные материалы к занятиям по развитию связной речи (большие и маленькие иллюстрации)


В данном пособии обобщена многолетняя работа авто­ра по развитию связной речи у детей с ОНР. В дополнение к комплекту пособий для проведения фронтальных и под-групповых занятий логопедам рекомендуется использо­вать следующие пособия Н.Е. Арбековой:

-Арбекова, Н.Е. Картинки на пружинке. Дидактиче­ский материал по развитию логического мышления и связной речи у детей / Н.Е. Арбекова. - М.: Изда­тельство ГНОМ, 2012. Выпуск 1. Мир растений. - 16 с. Выпуск 2. Мир животных.-16 с. Выпуск3. Мир человека.-16 с. Семьи домашних животных. - 16 с.

-Арбекова, Н.Е. Карточки по лексическим темам. Упражнения по развитию навыков словообразова­ния, словоизменения и связной речи у детей с речевы­ми нарушениями / Н.Е. Арбекова. - М.: Издатель­ство ГНОМ, 2012.

«Овощи» и «Фрукты». - 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Мебель» и «Посуда». - 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Домашние животные». - 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Дикие животные». - 16 с. [текст]: 40 с. [ил.].

Методические указания к работе по развитию связной речи у детей 4-5 лет с ОНР

 

 

Проблема коррекции речи, воспитания и обучения де­тей с ОНР решается комплексно, совместными усилиями логопеда, воспитателей, психолога, физкультурного и му­зыкального руководителей при осуществлении тесного контакта с родителями.

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения. Помимо формирования пра­вильного произношения и фонематического слуха, специ­альные занятия по развитию связной речи предназначены для развития всех компонентов речи и дальнейшей под­готовки детей к школе. Все логопедические занятия стро­ятся с учетом требований как общей, так и специальной педагогики. Преодоление общего недоразвития речи (ОНР) у детей осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи.

К основным задачам логопедических занятий в средней логопедической группе относятся:

- развитие понимания речи;

- расширение словарного запаса детей;

- формирование практических навыков словообразо­вания и словоизменения;

- обучение детей ведению диалога;

- обучение детей составлению пересказа;

- обучение детей составлению различных видов рас­сказов;

- обучение детей самостоятельному рассказыванию.

Логопедическая работа в средней логопедической груп­пе для детей с ОНР по пособиям комплекта предполагает проведение подгрупповых, фронтальных и индивидуаль­ных занятий с детьми. В предлагаемой на с. 8 сетке заня­тий представлено планирование логопедических занятий на неделю обучения каждого периода.

Таким образом, каждую неделю первого периода обу­чения (со второй половины сентября по ноябрь включи­тельно) в средней группе для детей с ОНР логопед прово­дит:

- три подгрупповых занятия по развитию лексико-грамматических навыков, навыков словообразова­ния, словоизменения и связной речи (с каждой под­группой детей);

- ежедневные индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.

Каждую неделю второго и третьего периодов обучения (с декабря по февраль и с марта по май включительно) в средней группе для детей с ОНР логопед проводит:

- три фронтальных занятия по обучению детей пра­вильному произношению, грамоте и навыкам связ­ной речи (два занятия по обучению детей правильно­му произношению и грамоте, одно занятие по разви­тию связной речи);

- два подгрупповых занятия по развитию лексики (ак­тивного и пассивного словаря), грамматических на­выков, навыков словообразования, словоизменения и связной речи;

- ежедневные индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.

 

 

* Иллюстрации, необходимые для проведения занятий, представ­лены в пособиях II.Е. Арбековой «Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Сюжетные картины к конспектам занятий логопеда» (большие иллюстрации) и «Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Опорные картинки к конспектам занятий логопеда* (малень­кие иллюстрации).


День недели Фронтальные занятия Подгрупповые занятия Индивидуальные з«нятия
  Первый период обучения  
Понедельник Развитие связной речи {подгруппа 1) Развитие связной речи (подгруппа 2) На усмотрение логопеда
Вторник   На усмотрение логопеда
Среда Развитие связной речи (подгруппа 1) Развитие связной речи (подгруппа 2) На усмотрение логопеда
Четвер   На усмотрение логопеда
Пятница Развитие связной речи (подгруппа 1) Развитие связной речи (подгруппа 2) На усмотрение логопеда
  Второй и третий периоды обучения  
Понедельник   Развитие связной речи (подгруппа 1) Развитие связной речи (подгруппа 2) На усмотрение логопеда
Вторник Занятия по коррекции звуко-произношения и обучению детей грамоте   На усмотрение логопеда
Среда   Развитие связной речи (подгруппа 1) Развитие связной речи (подгруппа 2) На усмотрение логопеда
Четверг Занятия по произношению и обучению детей грамоте   На усмотрение логопеда
Пятница Обучение детей связ»юй речи   На усмотрение логопеда

 

Работа по развитию у детей с ОНР лексико-грамматических навыков, навыков словообразования, словоизме­нения и связной речи проводится в течение трех периодов обучения (тридцать шесть недель учебного года) на базе тридцати лексических тем. Ниже предлагается тематиче­ский план и порядок прохождения лексических тем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...