Занятие 5. Взрослые и дети
Цш.ь: составление простых предложений по предметным картинкам о каждом члене семьи. Задачи: - уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Семья»; активизировать словарь антонимов; - учитьдетей правильно образовывать имена существительные при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением; - формировать у детей понимание родственных и гендерных отношений; - Логопед может итпользовать рисрики детдй в качестве тесте для оценки психологического состояния детей в семье - учить детей определять возраст каждого члена семьи; - развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление; - стимулировать мыслительную и речевую активность детей; - учить детей работать сообща, помогать друг другу.
Ход занятия I. Оргмомент Логопед. Ребята, кто из вас может вспомнить, о чем мы говорили на предыдущем занятии? (Дети по желанию дают ответы.) Давайте поиграем в игру с мячом «Скажи ласково». Я буду называть вам родственника, а вы должны сказать, как его можно назвать ласково. Например: «Мама - мамочка, сестра - сестренка...» и т.д. II. Основная часть занятия 1. Введение в тему занятия Логопед. Ребята, сегодня мы с вами снова поговорим о семье и об отношениях между взрослыми и детьми. Но перед этим давайте повторим упражнения для пальчиков рук упражнение на развитие плавного речевого выдоха. 2. Пальчиковая гимнастика и упражнения Упражнения «Покажите пальчики» (описание см. в занятии 3), «Пальчик-мальчик...» и «Веселый ветерок» (описание см. в занятии 4).
Составление предложений по предметным картинкам Логопед. Скажите, ребята, как вы думаете, чем взрослые отличаются от детей? (Дети дают свои ответы.) Посмотрите на картинки и назовите их. (Бабушка, де дщика, папа, мама, девояка и мальчик младенческого возраста, девочка и мальчик дошкольного возраста, девочка и мальчик старшего школьного возраста). Кто в этой семье самый младший, кто постарше, а кто самый старший? Давайте расставим картинки с изображениями родственников в этой семье от самых старших, пожилых людей (бабушки и дедушки), до самых младших (девочка.. мальчик младенческого возраста). Возьмите каждый по одной картинке и попробуйте рассказать, чем может заниматься каждый из этих людей. Кто из них работает, а кто - нет? Почему? Кем могут работать эти люди? А что все эти люди могут делать дома? Дети по очереди отвечают на вопросы и рассказывают о своем герое. Физкультминутка. На усмотрение логопеда. /. Активизация словаря детей по теме и составление предложений Логопед. Скажите, ребята, как взрослые ухаживают за детьми? А как дети могут помогать взрослым? (Дети отвечают.) Что могут сделать взрослые и дети, чтобы доставить друг другу радость? Давайте возьмем наш волшебный мячик и поиграем с ним. Тот, у кого он окажется в руках, расскажет нам, как можно доставить радость своим близким. (Примерные ответы детей: «Можно подарить подарки на праздники. Можно вместе отправиться куда нибудь от дыхать. А можно помогать маме по хозяйству дома».) Да, ребята, но еще человек может радоваться, когда делает что-то нужное и доброе для других людей. Конечно, всегда приятно получать подарки. Но гораздо приятнее сделать подарок близкому человеку и видеть, как он рад, что о нем помнят и заботятся. Можно доставить большую радость своим близким хорошим поведением и учебой. Не забывайте об этом!
Ш. Подведение итогов занятия Логопед подводит итоги занятия, благодарит всех детей за старание, выделяет наиболее активных рассказчиков. Дети аплодируют им. Занятие 6. Дружная семья Цель: составление рассказа по сюжетной картине. Задачи: - уточнять, расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Семья»; - формировать у детей понимание родственных и гендерных отношений в семье; - учить детей правильному словоизменению (употреблению имен существительных в форме родительного падежа единственного числа); - учить детей правильно отвечать на вопросы логопеда; - учить детей составлять рассказ с опорой на сюжетную картину и вопросы логопеда; - развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление; - стимулировать мыслительную и речевую активность детей; - учить детей работать сообща, помогать друг другу. Ход занятия I. Оргмомент Логопед. Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру с мячом «Кого мы можем видеть в большой семье?» Передавая мяч друг другу, мы по очереди будем назвать членов семьи. Начинать свои ответы мы будем так: «И большой семье мы можем видеть... (маму, папу и т.д.)». Игра проводится в быстром темпе. Дети должны следить за ответами товарищей и не допускать остановок при передаче мяча. Логопед, в случае затруднений, приходит на помощь. II. Основная часть занятия I. Введение в тему занятия Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять рассказ по картине, которая называется «Дружная семья». Перед этим давайте вспомним нашу знакомую потешку для пальчиков и разучим новую, а также научимся плавно дуть на каждый пальчик. 2. Пальчиковая гимнастика и упражнения па развитие речевого выдоха
3. Рассматривание картины «Дружная семья».
Обучение детей составлению ответов на вопросы логопеда по содержанию картины. Логопед прикрепляет на доску сюжетную картину «Дружная семья» и поочередно задает детям вопросы по содержанию картины. Логопед. Ребята, рассмотрите картину и ответьте на мои вопросы. Кого вы видите на этой картине? Как можно назвать картину? Как вы думаете, это дружная семья? Почему? Кто чем занимается в этой семье? Кто помогает маме? Кто помогает папе? А с кем занимаются бабушка и дедушка? Вам нравится эта картина? Почему? И т.д. Физкультминутка. На усмотрение логопеда. 4. Составление предложений по сюжетной картине «Дружная семья». Объединение предложений в короткий рассказ Логопед. А теперь давайте попробуем по цепочке составить небольшой рассказ по этой картине. Я возьму волшебный мячик. Он всегда помогает красиво говорить тому, кто его держит. (Логопед берет мячик.) А начнем мы рассказ так: «На той картине нарисована большая семья». А теперь я передаю мячик кому-то из вас. Тот, у кого оказался мячик, должен посмотреть на картину и рассказать что-нибудь об этой семье. Дети по очереди составляют предложения по картине, передавая мячик друг другу. Логопед внимательно следит за ответами детей, помогает им в случае затруднений. После составления рассказов логопед благодарит всех детей за старание. Ill Подведение итогов занятия Логопед подводит итоги занятия, выделяет наиболее активных рассказчиков. Дети аплодируют им.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|