Занятие 14 Отгадываем загадки о фруктах
Цель: обучение детей «чтению» и отгадыванию загадок о фруктах по карточкам с условными обозначениями и предметным картинкам. Задачи: - активизировать словарь детей по теме «Осенью в деревне. Фрукты»; - учить детей «читать» и отгадывать загадки о фруктах по карточкам с условными обозначениями и предметным картинкам; - учить детей составлять простые предложения по картинкам; , - развивать произвольное внимание, логическое мышление детей. Оборудование: предметные картинки с изображениями фруктов, карандаши с привязанными к ним за ниточки желтыми, красными и оранжевыми листочками, вырезанными из тонкой двусторонней цветной бумаги, и альбомы 1 (по количеству детей), мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска. Ход занятия I. Оргмомент Логопед. Ребята, давайте поиграем в игру с мячом «Вспомни вкус и назови». Встаньте передо мной полукругом. Я буду называть, какой еда бывает по вкусу, и бросать вам мяч. Тот, кто поймал мяч, должен вспомнить один из фруктов такого же вкуса, назвать его и его вкус и вернуть мне мяч. Например, я называю слово - «кислый». Кто-то из вас ловит мяч, дает свой ответ - «Кислый лимон» - и возвращает мяч. II. Основная часть занятия 1. Введение в тему занятия Логопед. Сегодня на занятии мы будем учиться «читать» и отгадывать по карточкам и картинкам загадки о различных фруктах. Но сначала проведем разминку. 2. Пальчиковая гимнастика и упражнения па развитие речевого выдоха
3. Повторение пройденного
Логопед. Ребята, давайте вспомним, какие бывают фрукты по цвету, форме и вкусу. Возьмите у меня на столе по одной картинке. По образцу назовите цвет, форму и вкус того из фруктов, который вы выбрали. Образец: «У меня на картинке нарисовано яблоко. Это яблоко красное, круглое и сладкое». Дети поочередно выполняют задание. Физкультминутка. На усмотрение логопеда. 4. Работа в альбомах по развитию связной речи. «Чтение» и отгадывание загадок по карточкам с условными обозначениями и предметным картинкам Логопед. А сейчас мы с вами будем учиться «читать» и отгадывать загадки, которые для вас приготовил ежик. Откройте ваши альбомы по развитию речи (альбом 1, с. 5). Рассмотрите ежика. Он пришел к нам из сада и принес с собой две загадки о фруктах. Загадки находятся на карточках. Давайте попробуем их «прочитать». Рассмотрите первую карточку. Она состоит из трех частей. Мы с вами уже знаем некоторые условные обозначения. Скажите, ребята, что может обозначать цветная клякса, которая находится в первой части карточки-загадки? (Цвет фруктов.) А что может обозначать геометрическая фигура? (Форму фруктов.) А кто вспомнит, что может обозначать изображение колобка? (Вкус фруктов.) Да, вы правильно назвали условные обозначения. А теперь давайте прочитаем первую загадку ежика целиком. Образец: «Этот фрукт желтого цвета, овальный по форме и кислый на вкус». А теперь рассмотрите изображения фруктов под карточками-загадками и догадайтесь, о каком из фруктов ежик составил первую загадку? (О лимоне.) Как вы догадались? (Дети отвечают.) Правильно. Возьмите в руки карандаш такого же цвета, как лимон, и соедините первую загадку с картинкой-отгадкой. (Дети выполняют задание.)
Со второй карточкой проводится аналогичная работа. Логопед. Ежик очень доволен, что вы уже так много знаете о фруктах и смогли отгадать его загадки. А кто из вас может составить загадку об оставшемся фрукте? По желанию кто-то из детей составляет загацку. После выполнения заданий логопед благодарит всех детей за старание, выставляет оценки в альбомы. Ill Подведение итогов занятия Логопед подводит итоги занятия, оценивает работу детей, отмечает наиболее активных рассказчиков. Занятие 15. Как приготовили кисель Цель: составление пересказа по тексту и серии сюжетных картин. Задачи: -уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Осенью в деревне. Фрукты» - учить детей правильному образованию имен прилагательных от имен существительных; - учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту; - учить детей составлять пересказ рассказа по тексту и серии сюжетных картин; -развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление детей. Оборудование: корзина с фруктами или муляжами фруктов, большой платок, карандаши с привязанными к ним за ниточки желтыми, красными и оранжевыми листочками, вырезанными из тонкой двусторонней цветной бумаги, альбомы 1 (по количеству детей). Ход занятия I. Оргмомент Логопед. Ребята, что мы с вами учились делать на прошлом занятии? (Отгадывать загадки.) Посмотрите, перед вами на подносе лежат фрукты. Назовите их. (Яблоко, лимон, слива, персик.) А теперь послушайте мои загадки об этих фруктах и назовите отгадку. Образец: «Этот фрукт синего цвета, овальный по форме, сладкий на вкус» Логопед составляет загадки о каждом из фруктов, дети отгадывают их и объясняют свои решения. II. Основная часть занятия 1. Введение в тему занятия Логопед. Сегодня на занятии мы будем учиться составлять пересказ по тексту «Как приготовили кисель» и серии сюжетных картин. Но сначала проведем разминку. 2. Пальчиковая гимнастика и упражнения на развитие речевого выдоха
3. Составление простых предложений
На столе у логопеда большая корзина с фруктами или муляжами фруктов. Корзина накрыта большим платком. Логопед. Посмотрите, ребята, какая красивая корзина находится у меня на столе. Как вы думаете, что в ней лежит? Возьмите по одному предмету и скажите, что вы взяли из корзины. Дети по очереди подходят к корзине, достают фрукты и составляют предложения по образцу: «Я взял из корзины яблоко». Логопед. Скажите, а как можно назвать все предметы, которые вы достали из корзины? (Фрукты.) А кто из вас знает, что можно приготовить из фруктов? Дети по очереди составляют предложения по образцу : «Из фруктов можно приготовить варенье (компот, повидло...)». Логопед. Какие напитки вы знаете? (Чай, компот, лимонад, сок...) А как называется компот, если его приготовили из яблок? (Яблочный.) Из груш? (Грушевый.) Из слив? (Сливовый...) А вы знаете, что такое кисель? Кисель - это густой напиток. Его варят из разных фруктов и ягод. 4. Работа в альбомах по развитию связной речи. Логопед. Сегодня на занятии мы будем учиться составлять пересказ рассказа о том, как мама вместе с дочкой Машей приготовили вкусный кисель. Откройте альбомы (альбом № 1, с. 6). Послушайте рассказ и рассмотрите картинки. Ответьте на мои вопросы. 1 Логопед выразительно читает детям рассказ, затем следит, чтобы дети отвечали полным ответом. Примерные вопросы: Когда произошла эта история? „ Куда отправились мама и Маша? Зачем они пошли в сад? Как Маша помогала маме? Что решили приготовить из слив? Что делала Маша, а что - мама? Когда мама разлила кисель по бокалам? Какой получился кисель?
Как вы думаете, понравился Маше и ее маме кисель? Что можно сказать о Маше? Физкультминутка. На усмотрение логопеда. 5. Составление пересказа рассказа с опорой на серию сюжетных картин Логопед. А теперь вам нужно составить пересказ этого рассказа с опорой на картинки серии. Сколько частей в этом рассказе? (Три.) Кто хочет рассказать о том, что происходит в первой части на первой картинке? Во второй части? В третьей? Желающие составляют пересказы частей. После составления общего пересказа логопед благодарит всех детей за старание, выставляет оценки в альбомы. III. Подведение итогов занятия Логопед подводит итоги, оценивает работу детей на занятии, отмечает наиболее активных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|