Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 3. Какие бывают люди?




Цель: составление простых и сложных предложений со словами-антонимами. Задачи:

- уточнять, расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Че­ловек. Строение человека»;

- учить детей правильно подбирать и использовать в речи слова-антонимы;

- учить детей составлять и распространять предложе­ния по парным картинкам-антонимам;

- развивать у детей произвольное внимание, зритель­ную и словесно-логическую память, логическое мыш­ление.

Оборудование: пары картинок, иллюстрирующих слова-
антонимы добрый - злой, веселый - грустный,
сильный - слабый, здоровый больной, высокий - низкий, полный (человек) - худой
(малень­кие иллюстрации 10-21), небольшой мягкий мяч, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Оргмомент

Логопед. Ребята, давайте вспомним игру на внимание.«еть у человека или нет?» Я назову различные части тела челсшека, животных или птиц. Если вы услышите название ч..«ти тела, которая есть у человека - хлопните в ладоши. Ксли вы услышите название части тела, которая есть толь­ко у животных или птиц - спрячьте руки за спину.

II. Основная часть занятия

I Введение в тему занятия

Логопед. Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о том, какие бывают люди. Но сначала мы выполним разминку.

Пальчиковаягимнастика и упражнения на развитие плавного речевого выдоха

Содержание упражнений Выполняемые действия
Вот помощники мои. Описание упражнения см. в занятии 1
Покажите пальчики
Сожмите пальчики обеих рук в кулачки. А теперь покажите только большие пальчики; указательные; средние; безымянные; мизинчики Логопед следит за тем, чтобы дети, показывая названную пару пальчи­ков, остальные пальцы удерживали в кулачках
Ветерок Описание упражнения см. в занятии 1

Составление предложений по заданию логопеда

Логопед. Нас окружают самые разные люди. Все они обладают разной внешностью.

-А еще - у каждого человека свой характер и поведение. Поэтому мы не путаем при встрече друг друга. Встаньте парами, посмотрите друг на друга. Кто хочет рассказать о своем друге или подруге? А может быть, кто-то захочет рассказать о себе?

Дети по желанию составляют предложения о внешнем виде и осо­бенностях характера друг друга или рассказывают о себе.

Логопед. Рассмотрите картинки.

Логопед прикрепляет в производном порядке картинки, иллюстри­рующие пары слов-антонимов.

Логопед. Скажите, как можно назвать каждого чело­века на картинке, какой он? (Этот человек - веселий, а этот - сильный. И т.д.)

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

4. Составление простых и сложных предложений по предметным картинкам со словами-антонимами

Логопед. А теперь мы поиграем в игру «Все наоборот» и расставим на доске все эти картинки парами. Я беру пер­вую картинку «веселый человек» и прикрепляю ее на доску слева. Скажите, а если человек не веселый, то он какой? (Грустный.) Найдите картинку с изображением грустного человека и поставьте ее рядом с первой картинкой справа.

Аналогичная работа проводится с остальными картинками.

Логопед. Давайте посмотрим, какие у нас получились пары картинок, и назовем их.

Дети по очереди составляют с каждой парой картинок предложения по образцу: «Этот человек веселый, а этот — грустный».

Логопед. Скажите, ребята, а какие люди вам больше нравятся: злые или добрые, веселые или грустные, силь­ные или слабые? Объясните, почему? (Дети отвечают.)

Какими бы ни были люди вокруг нас, мы должны учить-«и уважать их, хорошо относиться к ним, быть вежливы­ми. Тогда самый злой человек станет добрее.

А каким человеком хочет стать каждый из вас, когда иырастет? Давайте возьмем в руки наш волшебный мячик. иоиграем в игру, которая называется «Когда я вырасту большим...». Тот, к кому в руки попадет мячик, должен бу-дет рассказать о том, каким человеком он хочет стать, когда иырастет.

Дети отвечают по очереди, передавая мячик друг другу. После вы­ступления детей логопед благодарит всех за старание.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги занятия, оценивает работу де­той на занятии, отмечает наиболее активных детей.

Занятие 4 Что такое семья?

Цель: составление простых предложений о членах семьи.

Задачи:

- уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Семья»;

- формировать у детей понимание родственных и ген­дерных отношений в семье (бабушка, дедушка, папа, мама, дети, братья, сестры; мальчики - девочки, мужчины - женщины);

- учить детей определять возраст каждого члена семьи;

- учить детей подбирать слова-антонимы на слух;

- учить детей правильно образовывать имена суще­ствительные с уменьшительно-ласкательным значе­нием в форме единственного числа;

- развивать произвольное внимание, зрительную и сло­весно-логическую память, логическое мышление детей.

Оборудование: предметные картинки с изображениями чле­нов семьи: бабушка, дедушка, папа, мама, девочка и мальчик старшего школьного возраста, девочка и маль­чик

возраста, девочка и мальчик младен­ческого возраста (маленькие иллюстрации 22-31), не­большой мягкий мяч, магнитно-маркерная доска.

Предварительная работа: логопед просит воспитателей нарисовать вместе с детьми рисунки по теме «Моя семья» для логопедического занятия.

Ход занятия

I. Оргмомент Логопед. Ребята, давайте поиграем в игру с мячом «Все наоборот». Я буду называть, какой может быть человек, и бросать кому-то из вас мяч. Тот, у кого мяч, должен на­звать слово-признак «наоборот» и вернуть мне мяч. На­пример, я произношу сочетание слов: «Грустный человек». А кто-то из вас ответит: «Веселый человек».

II. Основная часть занятия

1. Введение в тему занятия

Логопед. Скажите, как можно назвать всех, кто пришел сегодня на наше занятие? (Мальчики и девочки, люди.) И у каждого из вас есть свой дом, место, где вы живете. Рас­скажите, какие еще люди живут вместе с вами в квартире.

Дети называют родственников: пап и мам, бабушек и дедушек, се­стер и братьев.

Логопед. Все названные вами люди - это ваши родствен­ники. Человек окружен ими сразу после своего рождения. А как можно назвать одним словом всех ваших родствен­ников? (Семья.) Сегодня мы поговорим о семье. Но сначала давайте поиграем.


Содержание упражнений Выполняемые действия
Покажите пальчики
Описание упражнения см. в занятии 3
Пальчик-мальчик...
Пальчик-мальчик, где ты был? Обращаемся к большому пальцу
С этим братцем - в пес ходил. С этим братцем - щи варил. С этим братцем-кашу ел. С этим братцем-песни пел. Большой палец прикасается к кон­чикам остальных по очереди
Веселый ветерок
Сегодня к нам снова прилетел ве­селый ветерок. Давайте поиграем вместе с ним. Он подул сначала вперед, на до­рожку. Потом-вверх, на облака. На елочку, растущую справа от до­рожки. На камушки, лежащие на дорожке. И на березку, растущую слева от до­рожки Логопед предлагает детям вы­двинуть вперед губы, надавли­вая на щеки ладошками. В таком положении детям нужно сделать короткий вдох носом и длитель­но подуть вперед в трубочку из губ. Затем - снова короткий вдох носом и подуть вверх; на правое плечо; вниз; на левое плечо

2. Пальчиковая гимнастика и упражнения на Называние и систематизация предметных картинок

Логопед предлагает детям рассмотреть и назвать предметные кар­тинки, выставленные парами на магнитно-маркерной доске (ма­ленькие иллюстрации 22-31).

Логопед. Рассмотрите и назовите картинки, на которых «.ображены люди из одной семьи. (Ответы детей.) Когда дети еще маленькие, их называют мальчиками и девочка-м и. А когда они подрастают, то сначала становятся юноша­ми и девушками, а потом - мужчинами и женщинами.

Давайте разделим наши картинки на две группы. В пер­вую группу мы поместим картинки, на которых изображе­ны люди женского пола, а во вторую группу - мужского.

Дети по очереди подходят к доске и раскладывают картинки в две стопки.

Логопед. А теперь расставим картинки в каждой группе по порядку: от самого молодого (маленького) члена семьи до самого старшего.

Дети выполняют задание, прикрепляя картинки каждой группы на доску сверху вниз. Логопед задает детям вопросы и показывает на пары соответствующих картинок.

Логопед. Скажите, в семье мальчик для мамы и папы кто? (Сын.) А девочка? (Дочь.)

А для дедушки и бабушки мальчик кто? (Внук.) А де­вочка? (Внучка.)

А кто друг другу в семье мальчик и девочка? (Брат и се стра.)

4. Физкультминутка

Логопед. Давайте поиграем с вами в игру с мячом «Ска­жи ласково». Я буду называть вам человека, а вы долж­ны сказать, как его можно назвать ласково. Например: «Мама - мамочка, папа - папочка...» и т.д.

5. Составление простых предложений о своей семье
Логопед.
Скажите, как можно назвать всех родных друг

другу людей, если они живут все вместе, в одном доме или квартире? (Ответы детей.) Правильно, семья. А еще бы­вают тети и дяди, двоюродные братья и сестры. Эти род­ственники чаще всего живут отдельно, своими семьями.

Если с человеком живет много родственников - значит у него большая семья. Скажите, а что нужно делать этим людям, чтобы семья у них была крепкой и дружной? (Дети по очереди дают свои ответы.)


Да, если люди любят друг друга и заботятся о своих близких, помогают им, получается крепкая и дружная се­мья. Каждый человек в такой семье чувствует себя счаст-ливым, нужным и обязательно старается радовать своими делами и поступками своих родных

А сейчас подойдите к столам. Возьмите рисунки, на ко­торых вы нарисовали свою семью. Прикрепите их на доску и но очереди расскажите о своей семье*.

Дети прикрепляют рисунки и, как могут, рассказывают о своей се­мье. Логопед приходит на помощь детям в случае затруднений.

III. Подведение итогов занятит Логопед подводит итоги занятия, благодарит всех детей..«старание, отмечает наиболее активных рассказчиков. Дети аплодируют им.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...