Проведение подгрупповых логопедических занятий по развитию связной речи.
Подгрупповые занятия по развитию связной речи проводятся в первом периоде обучения три раза в неделю, во втором и третьем периодах - два раза в неделю. В первом периоде обучения длительность подгруппового занятия составляет 15 минут, во втором и третьем периоде - 20 минут. Это связано с тем, что четырех-пятилетним детям с ОНР трудно сразу войти в предлагаемый в логопедической группе ритм занятий, им сложно общаться не только с педагогом, но и друг с другом. Как уже говорилось выше, у детей данной группы, помимо нарушений звукопроизношения, отмечается неумение понять обращенную к ним речь и правильно ответить на вопросы, маленький словарный запас, трудности при составлении даже простых предложений, аграмматизм в речи. Из-за ограниченности словарного запаса дети широко пользуются в своей речи мимикой и жестами. Фразовая речь детей непонятна как окружающим, так и их родственникам. Также большинство детей отличаются эмоциональной неуравновешенностью, снижением внимания, памяти, речевой активности, быстрой утомляемостью. Логопед делит группу детей на две-три подгруппы, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Основная задача логопеда и воспитателей на начальном этапе обучения - создать благоприятную атмосферу на занятиях для детей в каждой подгруппе. Только в этом случае дети будут испытывать эмоциональный комфорт и смогут раскрыть свои творческие, а параллельно и речевые возможности. Пока логопед проводит занятия с первой подгруппой, дети другой подгруппы (подгрупп) находятся на занятии воспитателя. На подгрупповых занятиях по развитию связной речи, помимо пополнения и активизации словарного запаса по каждой лексической теме, логопед учит детей:
- вслушиваться в обращенную к ним речь; - правильно выполнять простые инструкции; - отвечать на вопросы по ходу занятия и по содержанию прочитанного текста; - навыкам правильного словообразования и словоизменения; - использовать в речи различные грамматические конструкции; - составлять и распространять простые предложения по следам выполняемых действий, предметным, опорным и сюжетным картинкам; - объединять простые предложения в короткий рассказ; - составлять линейные пересказы по простым текстам, опорным картинкам; - составлять пересказы по сериям сюжетных картин; - составлять рассказы-описания различных предметов с опорой на картинный план. На подгрупповых занятиях логопед регулярно проводит разнообразные игры на развитие координации движений детей, речевого дыхания и мелкой моторики, а также учит детей работать в группе друг с другом. Проведение специальных игр способствует развитию длительного речевого выдоха, точных, четких и синхронных движений пальцев рук, обогащению и активизации словарного запаса детей, а также поддерживает их эмоциональную и речевую активность. Проведение подгрупповых занятий помогает созданию речевой готовности детей для проведения итоговых по лексическим темам фронтальных занятий во втором и третьем периодах обучения. В зависимости от задачи, которую ставит логопед на подгрупповом занятии по развитию связной речи, все занятия условно можно отнести к следующим видам: - составление и распространение простых предложений по предметным и сюжетным картинкам; - обучение детей «чтению» и отгадыванию загадок о предметах по карточкам с условными обозначениями и предметным картинкам; - составление линейного пересказа текста по опорным картинкам; - составление пересказа текста по опорным картинкам;
- составление пересказа по тексту и серии сюжетных картин; - составление рассказа по опорным картинкам; - составление рассказа по сюжетной картине; - составление рассказа по схематичному рисуночному плану; - составление рассказов-описаний предметов с опорой на предметные картинки и схематичный рисуночный план. Несмотря на разнообразие проводимых подгрупповых занятий по развитию связной речи по конспектам данного пособия, их структура одинакова. Она включает три базовые части: I. Оргмомент Эта часть занятия помогает логопеду настроить детей на занятие, активизировать их внимание. Для этих целей часто используются игры с мягким мячом среднего размера. Помимо развития внимания к обращенной речи, дети приобретают умение ловить мяч, понимать вопросы логопеда и быстро отвечать на них. II. Основная часть занятия Эта часть занятия является самой информативной. Она состоит из нескольких подчастей (от трех до пяти - в зависимости от вида проводимого занятия). Можно выделить следующие подчасти: Введение в тему занятия Логопед сообщает детям тему занятия и рассказывает о предстоящей работе. 2. Пальчиковая гимнастика и упражнения на развитие речевого выдоха ( В первом периоде обучения) В первом периоде обучения логопеду важно развивать у детей длительный речевой выдох. Упражнения по развитию речевого выдоха проводятся на каждом подгрупповом занятии. Логопед следит за тем, чтобы в момент выполнения упражнений дети не спешили, не раздували щеки и не поднимали плечи. Упражнения пальчиковой гимнастики традиционно проводятся с параллельным использованием потешек и небольших стихотворений. Как правило, упражнения выполняются сначала пальцами правой руки, затем - левой руки и двумя руками вместе. Логопед следит за четким, точным и правильным выполнением движений. 3. Пальчиковая гимиастика и кинезиологические* упражнения** Для развития тонких движений пальцев рук, а также развития координации движений, помимо упражнений пальчиковой гимнастики, во втором и третьем периодах обучения используются кинезиологические упражнения. Кинезиологические упражнения помогают развить у детей межполушарное взаимодействие, что способствует активизации моторных, речевых и творческих способностей детей. Кинезиологические упражнения на занятиях с детьми проводятся с одновременным использованием пальцев обеих рук. Логопед должен следить за четким ритмом, плавностью и координированностью выполняемых движений.
Все предлагаемые упражнения разучиваются в течение одной недели и периодически повторяются как на логопедических занятиях, так и на занятиях воспитателей по заданиям логопеда.
* Кинезиология - наука к аазвитии умствснных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. ** Во втором и третьем периодах обучения.
Составление предложений В этой подчасти занятия логопед знакомит детей с содержанием различных текстов, сюжетными и предметными картинами, а также учит составлять различные модели предложений по следам выполняемых действий, по вопросам, по предметным и сюжетным картинкам. Физкультминутка Логопед проводит физкультминутку на свое усмотрение, особенно в случаях повышенной утомляемости и истощаемое™ внимания у детей подгруппы. 6. Составление различных видов пересказов и рассказов В этой подчасти занятия логопед стремится активизировать полученные детьми на занятии знания и умения. Предлагает составить самостоятельное связное высказывание, пересказ или рассказ, с обязательной опорой на картины, картинные или рисуночные планы. Большая часть подгрупповых логопедических занятий проводится по индивидуальным альбомам по развитию связной речи. После выполнения заданий логопед благодарит всех детей за старание и выставляет детям в альбомы оценки. Если ребенок правильно выполнил все задания, логопед закрашивает треугольник с буквой «Л» красным цветом (оценка «отлично»), если ответы ребенка неточные - синим цветом (оценка «хорошо»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|