Занятие 18. Отгадываем загадки об овощах
Цель: обучение детей «чтению» и отгадыванию загадок об овощах по карточкам с условными обозначениями и предметным картинкам. Задачи: - активизировать словарь по теме «Овощи»; - учить детей «читать» и отгадывать загадки об овощах по карточкам с условными обозначениями и предметным картинкам; - учить детей составлять простые предложения по картинкам; - развивать произвольное внимание, логическое мышление детей. Оборудование: картинки с изображениями овощей (помидор, капуста, огурец, репа, свекла, морковь); карточки с условными обозначениями цвета, формы и размера, альбомы 1 (по количеству детей), цветные карандаши, мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска. Ход занятия I. Оргмомвнт В начале занятия логопед прикрепляет на доску картинки-подсказки, с изображениями овощей: помидор, капусту, огурец, репу, свеклу, морковь. Логопед. Ребята, давайте вспомним, какого цвета и формы бывают овощи, и поиграем в игру с мячом «Вспомни и назови». Встаньте передо мной полукругом. Я буду называть овощи и бросать вам мяч. Тот, кто поймал мяч, должен вспомнить и назвать цвет и форму этого овоща, а затем вернуть мне мяч. Например, я называю слово - «капуста». Тот, кто поймал мяч, дает свой ответ - «Капуста зеленая круглая» - и возвращает мяч. Картинки-подсказки -на доске. Основная часть занятия 1. Введение в тему занятия Логопед. Сегодня на занятии мы будем учиться «читать» и отгадывать загадки об овощах по карточкам с условными обозначениями и предметным картинкам. Но сначала проведем разминку. 2. Пальчиковая гимнастика и упражнения Упражнения «Зашеины ушки» и «Сдуем пушинки» (описание см. в занятии 17).
3. Работа в альбомах по развитию связной речи. Логопед. А сейчас мы с вами научимся определять размер овощей. Откройте ваши альбомы по развитию речи (альбом 1, с. 11). Рассмотрите картинки и условное обозначение размера (три мячика). Овощи бывают крупные (большой мячик), средние (средний мячик) и мелкие (маленький мячик). Давайте выполним задания по порядку. Дети выполняют предлагаемые задания и составляют предложения о размере овощей. Логопед. А теперь переверните страничку альбома (альбом 1, с. 12). Давайте «прочитаем» и отгадаем загадки, которые для вас приготовила мама-зайчиха. Рассмотрите маму-зайчиху. Она пришла к нам из леса и принесла с собой загадки об овощах. Загадки находятся на карточках. Давайте попробуем их «прочитать». Рассмотрите первую карточку. Она состоит из трех частей. Мы с вами уже знакомы с некоторыми условными обозначениями. Скажите, ребята, что может обозначать клякса, которая находится в первой части карточки-загадки? (Цвет овоща.) А что может обозначать геометрическая фигура? (Форму овоща.) А кто вспомнит, что обозначает изображение мячиков? (Размер овоща.) Да, ребята, вы правильно назвали условные обозначения. А теперь давайте прочитаем первую загадку мамы-зайчихи целиком. Образец: «Этот овощ оранжевого цвета, треугольный по форме и среднего размера». А теперь рассмотрите изображения овощей под карточками-загадками и догадайтесь, о каком овоще составила мама-зайчиха первую загадку? (О морковке.) Как вы догадались? (Дети отвечают.) Правильно, ребята. Возьмите в руки карандаш такого же цвета, как морковка, и соедините первую загадку с картинкой-отгадкой. Дети выполняют задание. Со второй карточкой проводится аналогичная работа. Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
Логопед. Мама-зайчиха очень довольна, что вы уже так много знаете об овощах и смогли отгадать ее загадки. А кто из вас может составить загадку об оставшемся овоще? По желанию кто-то из детей составляет загадку. После выполнения заданий логопед благодарит всех детей за старание, выставляет оценки за занятие в альбомы. III. Подведение итогов занятия Логопед подводит итоги, оценивает работу детей на занятии, отмечает наиболее активных. Занятие 19. Как вырастили картофель Цель: составление пересказа по тексту и серии сюжетных картин. Задачи: - активизировать словарь по теме «Овощи»; - учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту; - учить детей составлять пересказ по тексту и серии сюжетных картин; - развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление детей. Оборудование: альбомы 1 (по количеству детей), мягкий мяч среднего размера. Ход занятия I. Оргмомент Логопед. Ребята, давайте поиграем в игру с мячом «Вершки и корешки». Вершки и корешки - народные названия съедобных частей овощей. Вершки - это плоды, растущие над землей (помидоры, огурцы), а корешки - это плоды, растущие под землей, или корнеплоды (морковь, свекла, картофель). Встаньте передо мной полукругом. Я буду называть овощи и бросать вам мяч. Тот, кто поймал мяч, должен вспомнить и назвать, что съедобное у этого овоща - вершки или корешки, - и вернуть мне мяч. Например, я называю слово - «огурец». Тот, кто поймает мяч, дает свой ответ - «У огурца едят вершки» - и возвращает мяч. П. Основная часть занятия 1. Введение в тему занятия Логопед. Сегодня мы будем учиться составлять пересказ «Как вырастили картофель» по тексту и серии сюжетных картин. Но сначала проведем разминку.
Пальчиковая гимнастика и упражнения на развитие речевого выдоха
3. Работа в альбомах по развитию связной речи. Знакомство с текстом рассказа. Обучение детей ' умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста Логопед. Сегодня на занятии мы будем учиться составлять пересказ рассказа «Как вырастили картофель»., Откройте альбомы (альбом 1, с. 13). Послушайте рассказ и рассмотрите картинки. Ответьте на мои вопросы. Логопед выразительно читает детям рассказ, затем следит, чтобы дети отвечали на вопросы полным ответом. Примерные вопросы: Куда отправились папа, Маша и Ваня? Когда сажали картофель? Что делал на участке папа? А что делали Ваня и Маша? Что значит «присыпать землей»? Как ухаживали за картофелем летом? Конспекты подгрупповых занятий Когда убирали урожай картофеля? Что делал папа, а что - Маша и Ваня? Довольны ли они были выращенным урожаем? Как вы думаете, Ване и Маше понравилось помогать папе? Что можно сказать о ребятах? Физкультминутка. На усмотрение логопеда. 4. Составление пересказа по тексту и серии опорных картин Логопед. А теперь вам нужно составить пересказ этого рассказа с опорой на картинки серии. Сколько частей в рассказе? (Три.) Кто хочет рассказать о том, что происходит в первой части на первой картинке? Во второй части? В третьей? Дети по желанию составляют пересказы частей. После составления общего пересказа логопед благодарит всех детей за старание, выставляет оценки в альбомы. Ш. Подведение итогов занятия Логопед подводит итоги занятия, оценивает работу детей, отмечает наиболее активных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|