Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 18. Отгадываем загадки об овощах




Цель: обучение детей «чтению» и отгадыванию загадок об овощах по карточкам с условными обозначениями и предметным картинкам.

Задачи:

- активизировать словарь по теме «Овощи»;

- учить детей «читать» и отгадывать загадки об овощах по карточкам с условными обозначениями и пред­метным картинкам;

- учить детей составлять простые предложения по кар­тинкам;

- развивать произвольное внимание, логическое мыш­ление детей. Оборудование: картинки с изображениями овощей (поми­дор, капуста, огурец, репа, свекла, морковь); карточ­ки с условными обозначениями цвета, формы и раз­мера, альбомы 1 (по количеству детей), цветные ка­рандаши, мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Оргмомвнт

В начале занятия логопед прикрепляет на доску картинки-подсказки, с изображениями овощей: помидор, капусту, огурец, репу, свеклу, морковь.

Логопед. Ребята, давайте вспомним, какого цвета и фор­мы бывают овощи, и поиграем в игру с мячом «Вспомни и назови». Встаньте передо мной полукругом. Я буду на­зывать овощи и бросать вам мяч. Тот, кто поймал мяч, дол­жен вспомнить и назвать цвет и форму этого овоща, а затем вернуть мне мяч. Например, я называю слово - «капуста».

Тот, кто поймал мяч, дает свой ответ - «Капуста зеленая круглая» - и возвращает мяч. Картинки-подсказки -на доске.

Основная часть занятия

1. Введение в тему занятия

Логопед. Сегодня на занятии мы будем учиться «читать» и отгадывать загадки об овощах по карточкам с условны­ми обозначениями и предметным картинкам. Но сначала проведем разминку.

2. Пальчиковая гимнастика и упражнения
на развитие речевого выдоха

Упражнения «Зашеины ушки» и «Сдуем пушинки» (опи­сание см. в занятии 17).

3. Работа в альбомах по развитию связной речи.
«Чтение» и отгадывание загадок по карточкам с условными обозначениями и предметным картинкам

Логопед. А сейчас мы с вами научимся определять раз­мер овощей. Откройте ваши альбомы по развитию речи (альбом 1, с. 11). Рассмотрите картинки и условное обо­значение размера (три мячика). Овощи бывают крупные (большой мячик), средние (средний мячик) и мелкие (ма­ленький мячик). Давайте выполним задания по порядку.

Дети выполняют предлагаемые задания и составляют предложения о размере овощей.

Логопед. А теперь переверните страничку альбома (аль­бом 1, с. 12). Давайте «прочитаем» и отгадаем загадки, ко­торые для вас приготовила мама-зайчиха.

Рассмотрите маму-зайчиху. Она пришла к нам из леса и принесла с собой загадки об овощах. Загадки находятся на карточках. Давайте попробуем их «прочитать».

Рассмотрите первую карточку. Она состоит из трех ча­стей. Мы с вами уже знакомы с некоторыми условными обозначениями. Скажите, ребята, что может обозначать клякса, которая находится в первой части карточки-загадки? (Цвет овоща.) А что может обозначать геометри­ческая фигура? (Форму овоща.) А кто вспомнит, что обозна­чает изображение мячиков? (Размер овоща.) Да, ребята, вы правильно назвали условные обозначения. А теперь да­вайте прочитаем первую загадку мамы-зайчихи целиком.

Образец: «Этот овощ оранжевого цвета, треугольный по форме и среднего размера».

А теперь рассмотрите изображения овощей под карточками-загадками и догадайтесь, о каком овоще со­ставила мама-зайчиха первую загадку? (О морковке.) Как вы догадались? (Дети отвечают.) Правильно, ребята. Возьмите в руки карандаш такого же цвета, как морковка, и соедините первую загадку с картинкой-отгадкой.

Дети выполняют задание. Со второй карточкой проводится анало­гичная работа. Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

Логопед. Мама-зайчиха очень довольна, что вы уже так много знаете об овощах и смогли отгадать ее загадки. А кто из вас может составить загадку об оставшемся овоще?

По желанию кто-то из детей составляет загадку. После выполнения заданий логопед благодарит всех детей за старание, выставляет оценки за занятие в альбомы.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги, оценивает работу детей на за­нятии, отмечает наиболее активных.

Занятие 19. Как вырастили картофель

Цель: составление пересказа по тексту и серии сюжетных картин.

Задачи:

- активизировать словарь по теме «Овощи»;

- учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту;

- учить детей составлять пересказ по тексту и серии сюжетных картин;

- развивать произвольное внимание, зрительную и сло­весно-логическую память, логическое мышление детей.

Оборудование: альбомы 1 (по количеству детей), мягкий мяч среднего размера.

Ход занятия

I. Оргмомент

Логопед. Ребята, давайте поиграем в игру с мячом «Вершки и корешки». Вершки и корешки - народные названия съедоб­ных частей овощей. Вершки - это плоды, растущие над зем­лей (помидоры, огурцы), а корешки - это плоды, растущие под землей, или корнеплоды (морковь, свекла, картофель).

Встаньте передо мной полукругом. Я буду называть ово­щи и бросать вам мяч. Тот, кто поймал мяч, должен вспом­нить и назвать, что съедобное у этого овоща - вершки или корешки, - и вернуть мне мяч. Например, я называю слово - «огурец». Тот, кто поймает мяч, дает свой ответ - «У огурца едят вершки» - и возвращает мяч.

П. Основная часть занятия

1. Введение в тему занятия

Логопед. Сегодня мы будем учиться составлять пересказ «Как вырастили картофель» по тексту и серии сюжетных картин. Но сначала проведем разминку.

Содержание упражнений Выполняемые действия
Зайкины ушки
Описание упражнения см. в занятии 17
Засолка капусты
Мы капусту рубим, рубим. Делать рубящие движения ребром пря­мых ладошек
Мы морковку трем, трем. Тереть кулак об кулак (со стороны пальце)
Мы капусту солим, солим. Перетирать пальцы, сложенные щепотью
Мы капусту жмем, жмем. Ритмично сжимать-разжимать пальчики
Сдуем пушинки
Описание упражнения см. в занятии 17

Пальчиковая гимнастика и упражнения на развитие речевого выдоха

 

 

3. Работа в альбомах по развитию связной речи.

Знакомство с текстом рассказа. Обучение детей ' умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста

Логопед. Сегодня на занятии мы будем учиться состав­лять пересказ рассказа «Как вырастили картофель».,

Откройте альбомы (альбом 1, с. 13). Послушайте рассказ и рассмотрите картинки. Ответьте на мои вопросы.

Логопед выразительно читает детям рассказ, затем следит, чтобы дети отвечали на вопросы полным ответом.

Примерные вопросы:

Куда отправились папа, Маша и Ваня?

Когда сажали картофель?

Что делал на участке папа? А что делали Ваня и Маша?

Что значит «присыпать землей»?

Как ухаживали за картофелем летом?

Конспекты подгрупповых занятий

Когда убирали урожай картофеля?

Что делал папа, а что - Маша и Ваня?

Довольны ли они были выращенным урожаем?

Как вы думаете, Ване и Маше понравилось помогать папе?

Что можно сказать о ребятах?

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.


4. Составление пересказа по тексту и серии опорных картин

Логопед. А теперь вам нужно составить пересказ этого рас­сказа с опорой на картинки серии. Сколько частей в рассказе? (Три.) Кто хочет рассказать о том, что происходит в первой части на первой картинке? Во второй части? В третьей?

Дети по желанию составляют пересказы частей. После составления общего пересказа логопед благодарит всех детей за старание, вы­ставляет оценки в альбомы.

Ш. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги занятия, оценивает работу де­тей, отмечает наиболее активных.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...