Занятие 26. Такие разные грибы
Цель: составление рассказов-описаний грибов по предметным картинкам и опорному плану. Задачи: - активизировать словарь детей по теме «Грибы»; - учить детей составлять простые предложения о строении и цвете частей различных грибов с опорой на предметные картинки; - развивать произвольное внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление детей. Оборудование: альбомы 1 (по количеству детей), мягкий мяч среднего размера. Ход занятия I. Оргмомент \ Логопед. Ребята, вспомним игру с мячом «Четвертый лишний». Встаньте передо мной полукругом. Я буду называть грибы, деревья, фрукты или овощи и бросать вам мяч. Тот, кто поймал мяч, должен найти и назвать лишнее слово, и вернуть мне мяч. Например, я называю слова: «боровик, подберезовик, дуб, мухомор». Тот, кто поймал мяч, дает свой ответ - «Лишнее слово - дуб. Дуб - это дерево, а боровик, подберезовик и мухомор - грибы» - и возвращает мяч. П. Основная часть занятия 1. Введение в тему занятия Логопед. Сегодня на занятии мы будем учиться составлять рассказы-описания грибов по предметным картинкам и опорному плану. Но сначала проведем разминку. 2. Упражнения на развитие речевого выдоха Упражнения «По грибы» и «Ветер по лесу гуляет» (описание см. в занятии 25). 3. Работа в альбомах по развитию связной речи. Логопед. Откройте ваши альбомы (альбом 1, с. 23). Рассмотрите картинки. Давайте составим небольшие рассказы о грибах. Рассмотрите знакомые условные обозначения слева. В любом рассказе должен быть порядок. Поэтому составлять рассказы мы будем с опорой на картинный план.
Скажите, ребята, о чем можно рассказать по первой карточке? (О том, какие, шляпка и ножка у гриба.) О чем можно рассказать по второй карточке? (О цвете шляпки и ножки гриба.) О чем можно рассказать по третьей карточке? (Съедобный гриб или ядовитый.) О чем можно рассказать по четвертой карточке? (Где растет гриб.) Да, вы правильно назвали условные обозначения. Для того чтобы получились рассказы грибах, мы составим по порядку предложения по этому картинному плану. Кто хочет составить рассказ о любом грибе? Начать рассказ можно так: «Я хочу рассказать о...». Желающие составляют рассказы-описания. В случае затруднений логопед приходит на помощь. Физкультминутка. На усмотрение логопеда. После составления рассказов логопед благодарит всех детей за старание, выставляет оценки в альбомы. Ill Подведение итогов занятия Логопед подводит итоги занятия, отмечает наиболее активных детей. Занятие 27. Пересказ рассказа ВТ. Сутеева «Живые грибы» Цель: составление пересказа по тексту и опорным картинкам. Задачи: - активизировать словарь по теме «Грибы»; - учить детей понимать иронию автора при выборе названия текста; - учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту; - учить детей составлять пересказ по тексту и опорным картинкам; I - развивать произвольное внимание, логическое мышление детей. Оборудование: текст рассказа В.Г. Сутеева «Живые грибы» (с. 228), предметные картинки для составления пересказа (маленькие иллюстрации 62-67), мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска. Ход занятия I. Оргмомент Логопед. Ребята, давайте поиграем в игру с мячом «Назови грибы». Встаньте в круг. Будем быстро передавать мяч друг другу и называть по одному грибу. 11. Основная часть занятия 1. Введение в тему занятия Логопед. Сегодня на занятии мы будем учиться составлять пересказ рассказа «Живые грибы» по опорным картинкам. Но сначала проведем разминку.
2. Упражнения на развитие речевого выдоха и пальчиковая гимнастика Упражнения «По грибы» и «Ветер по лесу гуляет» (описание см. в занятии 25). 3. Знакомство с текстом рассказа. Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста Логопед. Послушайте рассказ Владимира Григорьевича Сутеева «Живые грибы». Ответьте на мои вопросы. Логопед выразительно читает детям рассказ, затем следит, чтобы дети отвечали полным ответом. Примерные вопросы: Когда произошла эта история? Для чего ежик вышел из дома? Набрал ли ежик грибов? Кто еще решил сходить в лес за грибами? Как звали мальчиков? Попадались ли мальчикам грибы в лесу? Что увидели Никита и Денис под деревом? Какие грибы были на холмике? Что сделали мальчики, увидев грибы на холмике? А что сделал холмик? Как повели себя мальчики? Что сделал ежик? Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Живые грибы?» Физкультминутка. На усмотрение логопеда. 4. Составление пересказа по серии опорных картин Логопед. А теперь вам нужно составить пересказ этого текста с опорой на картинки. Логопед прикрепляет на доску картинки парами: маленькие иллюстрации 62-63, 64-65, 66-67.) Логопед. Рассмотрите первую пару опорных картинок. Что на них нарисовано? (Ежик и грибы.) О чем можно рассказать по этой паре картинок? (О том, как ежик отпра \ился за грибами.) Рассмотрите вторую пару опорных картинок. Что на них нарисовано? (Мальчики и перечеркнутые грибы.) О чем можно рассказать по этой паре картинок? (О том, как мальчики отправились в лес и не могли найти ни одного гриба.) Рассмотрите третью пару опорных картинок. Что на них нарисовано? (Холмик из грибов и холмик с ножками убегает.) О чем можно рассказать по этой паре картинок? (О том, как мальчики увидели холмик из грибов, а потом эmот холмик убежал.) Послушайте рассказ «Живые грибы» еще раз. Логопед повторно читает детям рассказ. Логопед. А теперь давайте попробуем составить пересказ этого рассказа по опорным картинкам. Кто хочет поведать о событиях, которые происходили в рассказе, по первой паре картинок? По второй паре? По третьей? Желающие составляют пересказ по каждой паре картинок. Логопед. Скажите, как можно закончить этот рассказ? Что можно сказать про мальчиков? А про ежика?
Дети отвечают. После составления общего пересказа логопед благодарит всех детей за старание. Ill Подведение итогов занятит Логопед подводит итоги занятия, оценивает работу детей, отмечает наиболее активных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|