Занятие 55. Пересказ рассказа АЛ. Седугина «Тихо-тихо»
Цель: составление пересказа с опорой на текст и схематичный рисуночный план. Задачи: - активизировать словарь детей по теме «Праздник мам»; - учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту; - учить детей составлять пересказа по тексту и опорному рисуночному плану; - развивать у детей произвольное внимание, логиче- Оборудование: текст рассказа А.А. Седугина «Тихо-тихо» (с. 230), схематичный рисуночный план (логопед рисует его маркерами на доске), мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска. Ход занятия I. Оргмомент Логопед. Давайте вспомним игру с мячом «Так бывает весной или нет?». Встаньте передо мной полукругом. Я буду называть приметы разных времен года и бросать мяч кому-то из вас. Тот, кто поймает мяч, должен сказать, есть такая примета весны или нет, и вернуть мне мяч. Логопед задает детям вопросы типа: «Перелетные птицы возвращаются из жарких стран?» (Да, весной птицы возвращаются из жарких стран и начинают вить гнезда.) И т.д. П. Основная часть занятия Введение в тему занятия Логопед. Сегодня на занятии мы будем составлять пересказ рассказа Арсения Александровича Седугина «Тихо-тихо» с опорой на рисуночный план. Но сначала давайте выполним упражнения разминки. 2. Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения
I 3. Знакомство с текстом рассказа. Обучение детей ' умению правильно отвечать на вопросы | по содержанию текста
Логопед. Послушайте рассказ Арсения Александровича Седугина «Тихо-тихо». Ответьте на мои вопросы. Логопед выразительно читает детям рассказ, затем следит, чтобы дети отвечали на вопросы полным ответом. I Примерные вопросы: С кем произошла эта история? Что в это время делала мама? А что делали мальчик и его папа? Чto заметил мальчик у мамы около брови? Что сказал про эту морщинку папа? Почему мальчику стало грустно? Что решили сын и папа? Как они сидели в комнате? Почему? Кто разбудил маму? Что она сказала? А что ей ответили сын и муж? Физкультминутка. На усмотрение логопеда. 4. Составление пересказа текста с опорой на схематичный рисуночный план Логопед. Давайте составим пересказ этого текста по плану. Логопед показывает детям пункты плана, схематично нарисованные на доске маркерами. Логопед. В любом рассказе должен быть порядок. Поэтому сначала мы расскажем о том, где произошла эта история, а затем о том, что делали и о чем говорили папа и его сын. Логопед знакомит детей с каждым пунктом плана, предлагает детям по очереди составлять по каждому пункту плана предложения о приметах весны в лесу. После составления совместного рассказа логопед благодарит всех детей за старание. Схематичный рисуночный план 7
3. Папа напоминает мальчику 4. Решение не огорчать маму. о том, что он поколотил девочку Шмель будит маму III Подведение итогов занятия Логопед подводит итоги занятия, оценивает работу детей и отмечает наиболее активных рассказчиков
Занятие 56. Наши бабушки и мамы Цель: составление рассказа о бабушке или маме с опорой на рисуночный план. Задачи: - активизировать словарь по теме «Праздник мам»; - учить детей составлять короткие рассказы о своих мамах с опорой на фотографии и рисуночный план; - развивать у детей произвольное внимание, логическое мышление Оборудование: фотографии мам детей, мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.
Предварительная работа: изготовление открыток и подарков для мам. Помимо этого логопед дает задание детям принести из дома фотографии своих бабушек и мам, нарисовать их портреты. Ход занятия I. Оргмомент Логопед. Ребята, скоро наступит долгожданный праздник бабушек и мам. Вы уже приготовили подарки мамам и бабушкам? (Ответы детей.) 11. Основная часть занятия 1. Введение в тему занятия Логопед. Сегодня мы будем учиться составлять рассказы о ваших бабушках и мамах. Но сначала давайте вспомним и повторим знакомые упражнения разминки. 2. Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения Упражнения «Прогулка» (описание см. в занятии 35) и «Для мамочки и бабушки» (описание см. в занятии 55). 3. Составление предложений о подготовке к празднику мам Логопед. Восьмого марта наступит праздник, который носит название Международный женский день, или Праздник бабушек и мам. Это праздник наших женщин - мам и бабушек, девушек и девочек. Это самые дорогие и близкие нам люди. Папы, дедушки, братья, сыновья и дочери всегда готовятся к этому празднику. Скажите, как можно поздравить наших бабушек и мам? (Ответы детей.) Правильно, ребята. Им обязательно нужно сказать о том, как вы их цените и любите, а еще - сделать открытку и подарок своими руками. Физкультминутка. На усмотрение логопеда. 4. Составление рассказа о бабушке или маме с опорой на рисуночный план Логопед. Давайте выставим на доску фотографии ваших бабушек и мам, а также прикрепим ваши рисунки с их портретами. Сегодня вам нужно составить рассказ о ваших бабушках и мамах по нарисованному на доске плану. Логопед показывает детям пункты плана, схематично нарисованные на доске маркерами. Логопед. В любом рассказе должен быть порядок. Поэто-„ му сначала каждый из вас расскажет по плану о том, кто изображен на ваших портретах и фотографиях, а затем I о том, чем она занимается и какой это человек. Логопед знакомит детей с каждым пунктом плана, предлагает де- i тям по очереди составлять по каждому пункту плана рассказы о бабушках и мамах. После составления рассказов логопед благодарит всех детей за старание.
Схематичный рисуночный план 3 Ш. Подведение итогов занятия Логопед подводит итоги занятия, оценивает работу детей и отмечает наиболее активных рассказчиков. Занятие 57. Бурый медведь Цель: составление линейного пересказа текста по опорным картинкам. Задачи: - активизировать предметный и глагольный словарь по теме «Дикие животные леса»; - учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту; - учить детей составлять линейный пересказ текста по опорным картинкам; - развивать у детей произвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление. Оборудование: картинки с изображениями диких животных леса, альбомы 2 (по количеству детей), мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска. Ход занятия I. Оргмомент Логопед. Ребята, давайте поиграем в игру с мячом «Назови диких животных леса». Встаньте в круг. Будем быстро передавать мяч друг другу и называть по одному дикому животному леса. 11. Основная часть занятия 1. Введение в тему занятия Логопед. Сегодня мы с вами будем учиться составлять пересказ текста «Бурый медведь» по опорным картинкам. Но сначала давайте проведем разминку. 2. Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения
3. Работа в альбомах по развитию связной речи.
Знакомство с текстом рассказа. Обучение детей. умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста Логопед. А сейчас мы познакомимся с рассказом «Бурый медведь» и будем составлять пересказ по картинкам. Откройте альбомы (альбом 2, с. 19). Послушайте рассказ и рассмотрите картинки. Ответьте на мои вопросы.
Логопед выразительно читает детям рассказ, затем следит, чтобы дети отвечали на вопросы полным ответом. Примерные вопросы: Кто живет в лесу? Какое время года любит медведь? Что он ест летом? Что делает медведь зимой? Физкультминутка. На усмотрение логопеда. 4. Составление линейного пересказа текста по опорным картинкам Логопед. А теперь вам нужно составить пересказ этого текста с опорой на картинки. Посмотрите на первую картинку. Что на ней нарисовано? (Лес.) От этой картинки отходит стрелка. Кто нарисован на картинке, к которой она приходит? (Бурый медведь.) Вспомните рассказ и догадайтесь, о чем можно рассказать по этим двум картинкам? (В лесу живет большой бурый медведь.) Это и есть начало нашего пересказа. А теперь следите за тем, куда показывают стрелки, и попробуйте составить предложения по следующим парам картинок. Желающие составляют предложения. После составления пересказа логопед благодарит всех детей за старание, выставляет оценки в альбомы. Ш. Подведение итогов занятия Логопед подводит итоги занятия, отмечает наиболее активных детей. Занятие 58. Заячьи шубки Цель: составление пересказа по тексту и серии сюжетных картин. Задачи: — активизировать словарь по теме «Дикие животные леса»: — учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту; — учить детей составлять пересказ по тексту и серии сюжетных картин; — развивать произвольное внимание, логическое мышление детей. Оборудование: предметные картинки с изображениями диких животных леса, альбомы 2 (по количеству детей), мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска. Ход занятия I. Оргмомент I Логопед. Давайте поиграем в игру с мячом «Как называется детеныш?». Встаньте передо мной полукругом. Я буду произносить названия диких животных леса и бросать кому-то из вас мяч. Тот, кто поймал мяч, должен сказать, как называется детеныш этого животного, и вернуть мне мяч. Например, я называю слово: «волк». Кто-то из вас ловит мяч, дает свой ответ - «Детеныш волка - волчонok» - и возвращает мяч. Основная часть занятия 1. Введение в тему занятия Логопед. Сегодня на занятии мы будем учиться составлять пересказ «Заячьи шубки» по тексту и серии сюжетных картин. Но сначала проведем разминку. 2. Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения Упражнения «Сидит белка на тележке» и «Светит Ьлнышко с утра» (описание см. в занятии 57). 3. Работа в альбомах по развитию связной речи.
Логопед. Сегодня на занятии мы будем учиться составить пересказ текста «Заячьи шубки». Откройте альбомы (альбом 2, с. 21). Послушайте рассказ и рассмотрите картинки. Ответьте на мои вопросы. Логопед выразительно читает детям рассказ, затем следит, чтобы I дети отвечали на вопросы полным ответом. Примерные вопросы: Когда у мамы-зайчихи появились зайчата? Какого они были цвета? Чему учила зайчиха зайчат? Что делали зайчата летом? Помогала ли им их серенькая шубка? Что случилось поздней осенью? Как изменились шубки зайчат к зиме? Что делали зайчата зимой? Почему они весело играли в снегу?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|