Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 55. Пересказ рассказа АЛ. Седугина «Тихо-тихо»




Цель: составление пересказа с опорой на текст и схематич­ный рисуночный план.

Задачи:

- активизировать словарь детей по теме «Праздник мам»;

- учить детей правильно отвечать на вопросы по тек­сту;

- учить детей составлять пересказа по тексту и опорно­му рисуночному плану;

- развивать у детей произвольное внимание, логиче-

Оборудование: текст рассказа А.А. Седугина «Тихо-тихо» (с. 230), схематичный рисуночный план (логопед ри­сует его маркерами на доске), мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Оргмомент Логопед. Давайте вспомним игру с мячом «Так быва­ет весной или нет?». Встаньте передо мной полукругом. Я буду называть приметы разных времен года и бросать мяч кому-то из вас. Тот, кто поймает мяч, должен сказать, есть такая примета весны или нет, и вернуть мне мяч.

Логопед задает детям вопросы типа: «Перелетные птицы возвра­щаются из жарких стран?» (Да, весной птицы возвращаются из жарких стран и начинают вить гнезда.) И т.д.

П. Основная часть занятия

Введение в тему занятия

Логопед. Сегодня на занятии мы будем составлять пере­сказ рассказа Арсения Александровича Седугина «Тихо-тихо» с опорой на рисуночный план. Но сначала давайте выполним упражнения разминки.

2. Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения

 

Содержание упражнений Выполняемые действия
Прогулка
Описание упражнения см. в занятии 35
Для мамочки и бабушки
Для мамочки и бабушки Испечем оладушки. Правая рука лежит на столе ладонью вниз, левая - ладонью вверх. Ритмично менять положение рук. Движения ускорять

I 3. Знакомство с текстом рассказа. Обучение детей ' умению правильно отвечать на вопросы | по содержанию текста

Логопед. Послушайте рассказ Арсения Александровича Седугина «Тихо-тихо». Ответьте на мои вопросы.

Логопед выразительно читает детям рассказ, затем следит, чтобы дети отвечали на вопросы полным ответом.

I Примерные вопросы:

С кем произошла эта история?

Что в это время делала мама?

А что делали мальчик и его папа?

Чto заметил мальчик у мамы около брови? Что сказал про эту морщинку папа? Почему мальчику стало грустно?

Что решили сын и папа?

Как они сидели в комнате? Почему?

Кто разбудил маму?

Что она сказала?

А что ей ответили сын и муж?

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

4. Составление пересказа текста с опорой на схематичный рисуночный план

Логопед. Давайте составим пересказ этого текста по плану.

Логопед показывает детям пункты плана, схематично нарисован­ные на доске маркерами.

Логопед. В любом рассказе должен быть порядок. Поэто­му сначала мы расскажем о том, где произошла эта история, а затем о том, что делали и о чем говорили папа и его сын.

Логопед знакомит детей с каждым пунктом плана, предлагает де­тям по очереди составлять по каждому пункту плана предложения о приметах весны в лесу. После составления совместного рассказа логопед благодарит всех детей за старание.

Схематичный рисуночный план 7

 


3. Папа напоминает мальчику 4. Решение не огорчать маму.

о том, что он поколотил девочку Шмель будит маму

III Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги занятия, оценивает работу де­тей и отмечает наиболее активных рассказчиков

 

Занятие 56. Наши бабушки и мамы

Цель: составление рассказа о бабушке или маме с опорой на рисуночный план.

Задачи:

- активизировать словарь по теме «Праздник мам»;

- учить детей составлять короткие рассказы о своих мамах с опорой на фотографии и рисуночный план;

- развивать у детей произвольное внимание, логическое мышление

Оборудование: фотографии мам детей, мягкий мяч средне­го размера, магнитно-маркерная доска.

Предварительная работа: изготовление открыток и по­дарков для мам. Помимо этого логопед дает задание детям принести из дома фотографии своих бабушек и мам, нарисовать их портреты.

Ход занятия

I. Оргмомент

Логопед. Ребята, скоро наступит долгожданный празд­ник бабушек и мам. Вы уже приготовили подарки мамам и бабушкам? (Ответы детей.)

11. Основная часть занятия

1. Введение в тему занятия

Логопед. Сегодня мы будем учиться составлять рассказы о ваших бабушках и мамах. Но сначала давайте вспомним и повторим знакомые упражнения разминки.

2. Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения

Упражнения «Прогулка» (описание см. в занятии 35) и «Для мамочки и бабушки» (описание см. в занятии 55).

3. Составление предложений о подготовке к празднику мам

Логопед. Восьмого марта наступит праздник, который носит название Международный женский день, или Празд­ник бабушек и мам. Это праздник наших женщин - мам и бабушек, девушек и девочек. Это самые дорогие и близ­кие нам люди. Папы, дедушки, братья, сыновья и дочери всегда готовятся к этому празднику.

Скажите, как можно поздравить наших бабушек и мам? (Ответы детей.)

Правильно, ребята. Им обязательно нужно сказать о том, как вы их цените и любите, а еще - сделать открытку и подарок своими руками.

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.


4. Составление рассказа о бабушке или маме с опорой на рисуночный план

Логопед. Давайте выставим на доску фотографии ваших бабушек и мам, а также прикрепим ваши рисунки с их портретами. Сегодня вам нужно составить рассказ о ва­ших бабушках и мамах по нарисованному на доске плану.

Логопед показывает детям пункты плана, схематично нарисованные на доске маркерами.

Логопед. В любом рассказе должен быть порядок. Поэто-„ му сначала каждый из вас расскажет по плану о том, кто изображен на ваших портретах и фотографиях, а затем I о том, чем она занимается и какой это человек.

Логопед знакомит детей с каждым пунктом плана, предлагает де- i тям по очереди составлять по каждому пункту плана рассказы о ба­бушках и мамах. После составления рассказов логопед благодарит всех детей за старание.

Схематичный рисуночный план 3


Ш. Подведение итогов занятия Логопед подводит итоги занятия, оценивает работу де­тей и отмечает наиболее активных рассказчиков.

Занятие 57. Бурый медведь

Цель: составление линейного пересказа текста по опорным картинкам.

Задачи:

- активизировать предметный и глагольный словарь по теме «Дикие животные леса»;

- учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту;

- учить детей составлять линейный пересказ текста по опорным картинкам;

- развивать у детей произвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление.

Оборудование: картинки с изображениями диких живот­ных леса, альбомы 2 (по количеству детей), мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Оргмомент Логопед. Ребята, давайте поиграем в игру с мячом «На­зови диких животных леса». Встаньте в круг. Будем бы­стро передавать мяч друг другу и называть по одному ди­кому животному леса.

11. Основная часть занятия

1. Введение в тему занятия

Логопед. Сегодня мы с вами будем учиться составлять пересказ текста «Бурый медведь» по опорным картинкам. Но сначала давайте проведем разминку.


2. Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения

 

Содержание упражнений Выполняемые действия
Сидит белка на тележке
Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Логопед и дети при помощи левой руки по очереди загибают пальцы правой, на- чиная с большого
Светит солнышко с утра
Светит солнышко с утра, Очень рада детвора! Кисть левой руки держать перед собой (пальцы развести в стороны, большой па- лец смотрит вверх). Приставить к ладони кулак правой руки. Ритмично чередовать положение рук

3. Работа в альбомах по развитию связной речи.

^

Знакомство с текстом рассказа. Обучение детей. умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста

Логопед. А сейчас мы познакомимся с рассказом «Бурый медведь» и будем составлять пересказ по картинкам. От­кройте альбомы (альбом 2, с. 19). Послушайте рассказ и рас­смотрите картинки. Ответьте на мои вопросы.

Логопед выразительно читает детям рассказ, затем следит, чтобы дети отвечали на вопросы полным ответом.

Примерные вопросы: Кто живет в лесу? Какое время года любит медведь? Что он ест летом? Что делает медведь зимой?

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.


4. Составление линейного пересказа текста по опорным картинкам

Логопед. А теперь вам нужно составить пересказ этого тек­ста с опорой на картинки. Посмотрите на первую картинку. Что на ней нарисовано? (Лес.) От этой картинки отходит стрел­ка. Кто нарисован на картинке, к которой она приходит? (Бурый медведь.) Вспомните рассказ и догадайтесь, о чем можно рассказать по этим двум картинкам? (В лесу живет большой бурый медведь.) Это и есть начало нашего пересказа. А теперь следите за тем, куда показывают стрелки, и попробуйте со­ставить предложения по следующим парам картинок.

Желающие составляют предложения. После составления переска­за логопед благодарит всех детей за старание, выставляет оценки в альбомы.

Ш. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги занятия, отмечает наиболее ак­тивных детей.

Занятие 58. Заячьи шубки

Цель: составление пересказа по тексту и серии сюжетных картин.

Задачи:

— активизировать словарь по теме «Дикие животные леса»:

— учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту;

— учить детей составлять пересказ по тексту и серии сюжетных картин;

— развивать произвольное внимание, логическое мыш­ление детей.

Оборудование: предметные картинки с изображениями диких животных леса, альбомы 2 (по количеству детей), мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Оргмомент

I Логопед. Давайте поиграем в игру с мячом «Как назы­вается детеныш?». Встаньте передо мной полукругом. Я буду произносить названия диких животных леса и бро­сать кому-то из вас мяч. Тот, кто поймал мяч, должен ска­зать, как называется детеныш этого животного, и вернуть мне мяч. Например, я называю слово: «волк». Кто-то из вас ловит мяч, дает свой ответ - «Детеныш волка - волчонok» - и возвращает мяч.

Основная часть занятия

1. Введение в тему занятия

Логопед. Сегодня на занятии мы будем учиться состав­лять пересказ «Заячьи шубки» по тексту и серии сюжет­ных картин. Но сначала проведем разминку.

2. Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения

Упражнения «Сидит белка на тележке» и «Светит Ьлнышко с утра» (описание см. в занятии 57).

3. Работа в альбомах по развитию связной речи.
Знакомство с текстом рассказа. Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста

Логопед. Сегодня на занятии мы будем учиться состав­ить пересказ текста «Заячьи шубки».

Откройте альбомы (альбом 2, с. 21). Послушайте рассказ и рассмотрите картинки. Ответьте на мои вопросы.

Логопед выразительно читает детям рассказ, затем следит, чтобы I дети отвечали на вопросы полным ответом.

Примерные вопросы:

Когда у мамы-зайчихи появились зайчата?

Какого они были цвета?

Чему учила зайчиха зайчат?

Что делали зайчата летом?

Помогала ли им их серенькая шубка?

Что случилось поздней осенью?

Как изменились шубки зайчат к зиме?

Что делали зайчата зимой?

Почему они весело играли в снегу?


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...