Программное содержание: ознакомить детей с числом и цифрой 1; закрепить навык счета наизусть в пределах 10, знание о геометрических фигурах; дать понятие о плоскостных и объёмных округлых формах (круг, шар), упражнять в их различении; учить объединять предметы в группы, проводить геометрическую аналогию (находить предметы, похожие на шар и круг); дать представление о геометрической форме – луч; развивать логическое мышление, мелкую моторику рук, творческую и двигательную активность, внимание, быстроту реакции и ловкость в играх с математическим содержанием, воспитывать желание работать коллективно, помогая друг другу.
Материалы и оборудование: математический картонный театр; фигура Царя Математики – Единицы; глобус; картинки с изображением солнца и цветов, имеющих центрально-симметричное строение (одуванчик, астра, подсолнух); игрушки, имеющие форму шара, круга; игрушка мотылек; мяч с изображенной на нем цифрой 1; большой желтый круг из картона и лучики на каждого ребенка; лист А3 с изображением солнца; фломастеры.
Ход занятия
Двигательный и развивающий компоненты
Методические указания
I часть.
1. Подвижно-дидактическая игра «Поймай мотылька». (ФК)
Воспитатель читает детям стихотворение «Мотылек» и предлагает показать движения мотылька, о котором говорится в стихотворении. Когда дети присаживаются, педагог проносит над их головами бумажного мотылька на веревочке, касаясь головы одного из детей. На слова «и друзей он своих посчитать захотел»,
Дети бегают врассыпную по группе, размахивая руками. Следуя словам стихотворения, приседают на корточки, обхватив руками колени, и ждут окончания стихотворения. Тот ребенок, чьей головы коснулся «мотылек», выпрыгивает из положения сидя и взмахивает руками впе-
Обратить внимание детей на плавность движений рук во время бега; объяснить, что прыжок нужно стараться осуществлять как можно выше, сильно отталкиваясь
Продолжение табл.
ребенок прыгает вверх, касаясь «мотылька», и считает до 10 (пересчитывая детей):
Летал мотылек, Он сел, посидел,
Порхал мотылек. На лужок посмотрел,
Присел мотылек И друзей он своих
На душистый лужок. Посчитать захотел.
ред вверх, стараясь его поймать. Если касание произошло, ребенок считает до 10.
В игре развивается внимание, зрительная ориентировка, ловкость, быстрота и координация движений, умение действовать по сигналу.
от пола, с взмахом рук вперед вверх и мягким при- землением); упражняясь в счете до 10, стараться не пропускать идущие по порядку числа, смену движений выполнять быстро, не наталкиваясь друг на друга.
2. Игровая мотивация.
В группу влетает шар, к которому подвязана «волшебная» коробка. Шар облетает вокруг макета Земли (гло- буса) и останавливается перед детьми на столе. Дети с воспитателем, рассматривая коробку, обнаруживают, что это Математический театр.
II часть.
1. а) Занавес открывается и на сцене появляется Царь Единица, который рассказывает о себе и своей стране Математике. Царь Единица показывает детям свою цифру 1, изображенную на мяче, предлагает поиграть и познакомиться.
Подвижно-дидактические игры «Давайте познакомимся».
Это цифра – единица,
С длинным клювом, как у птицы.
(Показывать. )
По окончании стихотворения дети становятся в круг и, называя свое имя, передают из рук в руки мяч с изображением цифры 1.
Объяснить, что передачу мяча нужно осуществлять двумя руками, быстро, не роняя его.
Продолжение табл.
На одной ноге стоит,
Очень важная на вид.
По окончании игры дети приходят к выводу, что каждый из них на свете один (индивидуален).
В этой игре развивается внимание, быстрота и ловкость движений, самостоятельность, инициатива.
Важно привлечь всех детей к участию в игре.
б) Дети совместно с воспитателем выясняют, что в природе бывает только одно (например: мама, сердце, голова, тело человека, Солнце, Луна).
Подвижно-дидактическая игра «Что на свете бывает только одно? ». (П)
Нос один и рот один.
Я один у мамы сын.
Солнце в небе,
И Луна,
И Земля на всех одна.
Для игры дети становятся в круг и выполняют движения согласно стихотворному тексту:
– указательным пальцем правой руки коснуться носа, указательным пальцем левой руки – рта;
– развести руки в стороны, затем обхватить себя как можно крепче;
– воспитатель стоит в центре круга, а дети, расставив руки в стороны, изображают солнечные лучи, одной рукой касаясь воспитателя;
– наклониться в сторону с вытянутой вверх рукой (над головой);
– выполнять ходьбу по кругу, взявшись за руки.
Обратить внимание детей на точность и быстроту сменяемых действий: смену движений выполнять по словесному сигналу, не наталкиваясь друг на друга, при разведении рук в стороны проследить, чтобы лопатки были сомкнуты.
2. Подвижно-дидактическая игра «Найди похожие предметы».
Царь Единица, рассказывая детям об объемных и плоскостных фигурах, приглашает их поиграть.
Дети, перемещаясь по всему пространству группы, находят предметы необходимой фор-
Обратить внимание детей на быстроту и правильность
Продолжение табл.
мы и складывают их в 2 обруча: объемные шарообразные – в один, а плоскостные круглые – в другой.
В игре развивается внимание и координация движений, умение действовать по сигналу.
выполнения задания, перемещение по группе осуществлять быстро, не наталкиваясь друг на друга.
3. Игра «Солнышко и лучики». (П, С)
Царь Единица предлагает детям внимательно рассмотреть его эмблему и сказать, на что она похожа.
После того как дети угадывают, воспитатель раздает детям «солнечные лучики» и предлагает поиграть в игру.
Игра сопровождается объяснением: солнечные лучи идут от центра солнышка и согревают все, что оказывается у них на пути.
В ходе игры детям необходимо, передвигаясь по комнате, «согреть» лучами те предметы, которые им нравятся больше всего. По окончании игры дети кладут прямые лучи к солнцу.
Развивается внимание, быстрота реакции, самостоятельность, абстрактное мышление (геометрическая аналогия + ориентировка в пространстве).
На пол кладется желтый круг с прикрепленными к нему «лучами» – это солнце. Дети берут по одному «лучику» и под веселую музыку передвигаются по всему пространству группы, «согревая» предметы вокруг себя. По сигналу воспитателя они подходят к «солнцу», стано-вятся рядом и разводят руки в стороны, изо- бражая лучики.
В игре развивается внимание, ловкость и координация движений.
Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: своевременно выполнять смену движений, перемещаясь по группе, не наталкиваться друг на друга.
4. Двигательное задание «Допрыгни до цветочка».
Царь Единица и Солнышко в благодарность за пода- ренное тепло дарят детям цветы, похожие на солнце. Но чтобы их получить, необходимо правильно выполнить двигательное задание.
Дети выполняют один прыжок по прямому «лучику» вперед, забирают цветочек и, не по-ворачиваясь, выполняют прыжок назад (руки на поясе).
Обратить внимание детей на то, что, упражняясь в прыжке, необходимо сохранять равновесие,
Окончание табл.
Развивается быстрота реакции, координация движений.
не наталкиваясь на стоящего рядом товарища.
5. Фронтальная работа:
Прощаясь с детьми, Царь Единица просит нарисовать на общем панно лучики солнца (провести прямые линии от центра).
Дети выполняют задание: подходя к мольберту, подрисовывают к уже имеющемуся изображению солнца, прямые лучи.
Развивается внимание, глазомер, моторика рук
Обратить внимание детей на то, что лучики должны быть прямыми, фломастер нужно держать прямо, не нажимая сильно на него
III часть.
Итог занятия. (К)
Детям необходимо вспомнить и ответить на вопросы:
– Кто приходил к нам в гости?
– С какими геометрическими формами вы познако- мились?
– Почему эмблема Царя Единицы – солнце?