Программное содержание: закрепить знания о числе и цифре 1; упражнять в нахождении объемной формы – шар, развивать умение соотносить форму с реальными предметами (геометрическая аналогия); учить употреблять в речи слова, обозначающие противоположные значения свойств предметов (гладкий – колючий, тяжелый – легкий, мягкий – твердый, большой – маленький); формировать представление об упорядоченной последовательности, учить выстраивать ряд в порядке убывания и возрастания (по величине); развивать ориентировку в пространстве при выполнении двигательных упражнений, память, внимание (нахождение изменений в предметном ряду); воспитывать желание работать вместе, согласованно, оказывать помощь друг другу.
Материалы и оборудование: Математический картонный театр; фигура Царя Единицы; круглые предметы: глобус, орех, большой спортивный мяч, резиновый, теннисный, массажный, тряпочный, баскетбольный мячи; 3 разноцветных шарика из сухого бассейна (красный, синий, желтый); ватман, клей, разноцветные круги из бумаги разной величины с цифрой 1, мольберт.
Ход занятия
Двигательный и развивающий компоненты
Методические указания
I часть.
1. Подвижно-дидактическая игра на внимание: «Шар, круг, сфера». (П, ФК)
Детям предлагается показать движением плоскостные и объёмные геометрические формы, вспомнив их названия: шар – объемный, круг – плоский, сфера – объемная.
Дети стоят в кругу.
При показе шара дети выполняют присед, обхватывая колени руками, показывая круг, выполняют круговые вращения руками, изображая сферу, выполняют упражнение
Обратить внимание детей на согласованность движений рук при выполнении заданий: круговые движения осуществлять одновре-
Продолжение табл.
на дыхание: вдох через нос, выдох через рот.
Развивается внимание, умение согласовывать движения.
менно двумя руками, широко разводя их в стороны. Объяснить, что во время дыхательных упражнений необходимо делать глубокий вдох.
2. Игровая мотивация.
Дети подходят к «Математическому театру», откуда появляется Царь Единица. Он приносит детям глобус и рассказывает, что его любимая форма – круг, а планета Земля, на которой мы живем, тоже круглая и ее форма называется «шар». Он приглашает детей в свою сказочную страну Кругляндию, чтобы познакомиться с ее жителями – круглыми предметами, а также помочь сосчитать и расселить их в королевстве по разным признакам.
На круглой сказочной планете,
Ребята, шарики живут.
Они приходят в гости к детям,
Как только те их позовут.
А чудо в том лишь, что она
Шарами вся заселена.
Все жители ее круглы,
Одни – большие, те – малы.
Вы потихонечку сидите,
Коль познакомиться хотите.
Развивается память, умственная активность.
Вспомнить с детьми объемные и плоские круглые геометрические формы и предметы.
Вовлечь всех детей в беседу и игру.
Продолжение табл.
II часть.
1. Подвижно-дидактическая игра «Угадай, кто спрятался и где». (П, К)
Царь Единица загадывает детям загадки о круглых предметах, отгадав которые, дети должны найти предметы, о которых говорилось, в групповой комнате.
Поиск предметов можно начинать от линии старта, встать на которую можно только после выполнения двигательного задания.
При отгадывании загадок детям необходимо не только назвать предмет, но и рассказать о его свойствах и качествах (какой он? ).
Без головы он и без ножек,
Он весь колючий, но не злой.
Его потрогайте рукой,
Возьмите в руки, и сожмите,
И по ладошкам прокатите.
(Массажный колючий мячик. )
Двигательные задания:
1) Ходьба в полуприседе до «кочек», встать, выполнить три прыжка с кочки на кочку с продвижением вперед.
При выполнении двигательного задания детям необходимо самостоятельно вспоминать положение рук и ног в выполняемом упражнении.
Этот шарик очень мягкий,
Потому, что сшит из тряпки.
(Тряпочный мяч. )
2) Ходьба по веревке приставным шагом до гимнастической лестницы, залезть вверх, дотронуться до мяча.
Этот шарик тверже всех,
Он деревянный, он – … (орех).
3) Ползание на четвереньках до линии, встать, поворот направо, 3 шага вперед, коснуться мяча.
Вот этот мячик звонко скачет,
Когда не прыгает, он плачет.
Он в теннис любит поиграть,
Ну, вспомните, его как звать?
(Теннисный мяч. )
4) Прыжки на одной ноге (руки на поясе) до спортивного уголка, коснуться мяча.
Продолжение табл.
Вот этот мяч – огромный, славный,
Планеты житель самый главный.
Мы покатаемся на нем,
Обхватим, ляжем животом.
Ребят катать согласен он,
Большой и добрый, словно слон.
(Большой спортивный мяч. )
5) Из исходного положения лежа животом на мяче для фитбола перекатиться влево-вправо, вперед-назад, выполнить 3 прыжка, сидя на мяче.
Развивается ориентировка в пространстве, внимание, сообразительность, образное мышление.
Отгадав каждую загадку, дети находят мяч и приносят его на стол.
2. Подвижно-дидактическая игра «Противоположности».
Детям предлагается взять со стола предметы круглой формы из сказочной страны и исследовать их особен-ности, выполняя подбрасывания вверх, надавливания, удары о пол.
Исходное положение – стойка ноги врозь, мяч веред грудью.
Выполнение движений:
– подбрасывание мяча вверх;
– ведение мяча;
– сжимание мяча в руках.
Обратить внимание детей на то, что подбрасывать мяч необходимо на различную высоту, обращая внимание на то, какой мяч легче побрасывать, во время ведения нужно определить, какой мяч лучше отскакивает от пола.
По сигналу воспитателя «Найди пару» дети ищут пару с предметом противоположного свойства и встают рядом:
колючий – гладкий (массажный и резиновый мяч);
мягкий – твердый (тряпочный мяч и орех);
В поисках пары участники игры передвигаются по комнате быстрым шагом. Отыскав пред-меты с соответствующим признаком, дети соединяют их и поднимают вверх.
Развивается логическое мышление, внимание, сообразительность, навыки контроля.
Обратить внимание детей на то, что, необходимо быстро отыскать игрока, у которого в руках предмет с противоположным при-знаком, и образовать с ним
Продолжение табл.
тяжелый – легкий (баскетбольный и воздушный шарик);
большой – маленький (большой мяч и теннисный шарик).
Воспитатель определяет пары, которые выполнили задание быстро, и просит детей назвать свойства предметов, по которым они образовали пару.
пару. Дети должны точно указать противоположное свойство предмета и отследить правильность выполнения задания другой парой.
3. Подвижно-дидактическое упражнение «Построй ряд».
Найденные во время отгадывания загадок предметы круглой формы дети берут в руки и по сигналу воспитателя выстраиваются с ними в шеренгу:
а) в порядке увеличения предметов, от маленького к большому;
б) в порядке уменьшения предметов, от большого к маленькому.
По команде воспитателя «В одну шеренгу становись! » участники игры строятся в одну шеренгу, подняв предмет, который находится в руках, вверх.
Развивается внимание, сосредоточенность, навыки контроля и самоконтроля.
Напомнить детям, что надо внимательно сравнивать размер шариков и быстро находить свое место в ряду согласно заданию.
4. Подвижно-дидактическая игра «Что измени- лось? ».
Трем детям раздают по одному цветному шарику (красный, желтый, синий) и выстраивают их в ряд. Остальные проговаривают последовательность расположения шаров (2–3 раза), затем закрывают глаза. По сигналу воспитателя игроки с шарами в руках меняются местами. Открыв глаза, дети отмечают, что изменилось.
Игра проводится 2–3 раза со сменой водящих.
Из числа детей выбираются трое ведущих, в руках которых разноцветные шары. Все остальные участники игры строятся в полукруг, так, чтобы видеть ведущих. По сигналу воспитателя участники игры отворачиваются, а ведущие меняются местами. Повернувшись, играющие должны отметить изменения в ряде водящих.
Развивается умение сравнивать и сопоставлять, делать правильные умозаключения.
Обратить внимание на то, что участникам игры необходимо внимательно посмотреть на расположение водящих, запомнить последовательность расположения цветных шариков в их руках и заметить произошедшие изменения.
Окончание табл.
5. Физкультминутка «Веселый мяч». (З)
Ты катись, веселый мячик,
Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый мячик,
Танцевать тот будет нам.
Стоя в кругу, дети передают мяч друг другу, на сигнал «стоп» ребенок, в руках которого задержался мяч, выходит в круг и танцует.
Участники игры строятся в круг и, произнося текст, передают мяч из рук в руки. У кого из игроков после окончания стихотворения окажется в руках мяч, тот выполняет танце-вальные движения.
В игре развивается ловкость движений.
Обратить внимание детей на правильность выполнения задания: мяч передавать по кругу, не задерживая в руках, стараться не уронить его.
6. Фронтальная работа «Геометрическое панно из кругов».
Царь Единица, прощаясь с детьми, предлагает им навести порядок в его королевстве, расселив на полянке разноцветные круги с цифрой 1.
Дети отбирают круги с цифрой 1 и наклеивают их на мольберт, создавая красивое панно.
Задание все дети выполняют стоя у стола или мольберта.
Развивается концентрация внимания, умения сравнивать, работать быстро, помогая другим.
Обратить внимание детей на то, что круг – это плоская фигура, ее можно наклеивать; нужно выбирать круги только с цифрой 1, при наклеивании называть их цвет и размер.
III часть.
Итог занятия.
Во время проведения итога занятия детям необходимо ответить на вопросы:
– С жителями какой планеты дети сегодня познако- мились?
– Что о них узнали?
– Какой они формы?
Развивается речь, память
Побуждать детей к участию в беседе по пройденному материалу