Программное содержание: продолжать знакомить детей с числом и цифрой 1; закрепить знания о геометрических фигурах (круг, луч, шар), умение классифицировать предметы, объединяя их в группы по форме, проводя геометрическую аналогию (находить предметы, похожие на шар и сферу); упражнять в различении плоскостных и объемных форм; дать представление о геометрической форме – сфера; развивать логическое мышление, фантазию, воображение, а также мелкую моторику рук (при выполнении фронтальной работы – изображении цифры 1 в рисовании, лепке, аппликации), творческую и двигательную активность, внимание, быстроту реакции и ловкость в играх с математическим содержанием; побуждать к сотрудничеству во время какой-либо деятельности.
Материалы и оборудование: Математический картонный театр; фигура Царя Математики – Единицы; «Мыльные пузыри»; мячи для пинг-понга, тенниса, баскетбола, волейбола, легкие – резиновые; деревянные и металлические шарики; яблоко; плоскостной круг из дермантина; игрушки круглой формы; изображения цифр на цветном картоне; индивидуальные карточки с цифрой 1, фломастеры, клей, вырезанные геометрические малые формы – кружки, треугольники; природный материал – фасоль, горох, бобки из вишни, фиников, абрикоса, мелкие ракушки и речные камешки, бусинки, бисер.
Ход занятия
Двигательный и развивающий компоненты
Методические указания
I часть.
1. Игровая мотивация.
В группе вновь появляется Математический театр и Царь Единица. Царь благодарит детей за рисунки, выполненные на прошлом занятии, и предлагает вспомнить объемные и плоскостные геометрические формы,
Продолжение табл.
внимательно рассмотрев предметы, которые он принес с собой.
Выводы: круг – плоский, как лист, его не покатаешь, им не поиграешь, а шар – объемный, как Солнце, яблоко, арбуз.
2. Подвижно-дидактическая игра «Покажи геомет-рическую фигуру».
Вспомнив с детьми объемные и плоские фигуры, Царь Единица предлагает изобразить их по сигналу движе- ниями (показываются геометрические формы – круг, луч, шар).
Изображая круг, дети из исходного положе- ния основная стойка поднимают руки вверх, а по сигналу воспитателя опускают прямые руки вниз через стороны и соединяют внизу в замок. Изображая шар, дети выполняют группировку (присаживаясь на корточки, прижимают голову к коленям и соединяют руки в замок над головой). Изображая лучи, дети выполняют стойку руки в стороны, соединяясь прямыми руками (одна рука каждого ребенка касается центра).
Развивается внимание, ловкость и координация движений, умение действовать по сигналу.
Обратить внимание детей на правильность выполнения задания: смену движений осуществлять быстро, не мешая друг другу.
II часть.
1. Подвижно-дидактическая игра «Надуй и поймай мыльные пузыри».
Царь Единица благодарит детей за внимание и дарит им «Мыльные пузыри», предлагая с ними поиграть. В ходе игры воспитатель знакомит детей с геометри-
Побуждать всех детей принимать участие в игре и самостоятельно делать
Продолжение табл.
ческой формой – сферой, объясняя при этом, что внутри сферы – воздух.
выводы по окончанию игры.
Подвижно-дидактическая игра «Найди похожие предметы».
Познакомив детей с новой геометрической формой, Царь Единица, приглашает их поиграть.
В ходе игры детям необходимо найти в группе предметы сферической и шарообразной формы и разложить их на 2 группы.
По сигналу воспитателя дети, перемещаясь по всему пространству группы, находят пред-меты необходимой формы, раскладывают их в 2 обруча: шарообразные – в синий обруч, а сферической формы – в красный.
Развивается внимание, быстрота реакции, самостоятельность, абстрактное мышление (геометрическая аналогия + ориентировка в пространстве).
Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: пере-мещение по группе осущест-влять быстро, не наталкиваясь друг на друга.
Подвижно-дидактическая игра «Сравни мячи».
Царь Единица приглашает детей поиграть с объемными круглыми предметами.
Игрокам предлагается, подержав в руках мячи, определить, какой из них легкий, а какой – тяжелый. По сигналу воспитателя дети прокатывают мячи по дорожкам, поясняя, какой мяч катится быстрее – легкий или тя- желый.
Дети в парах по выложенным шнурами дорожкам прокатывают мячи.
Развивается глазомер, сила толчка и ловкость.
Обратить внимание детей на точность и быстроту выполнения заданий: построиться в пары необходимо быстро, мяч отталкивать пальцами рук точно по дорожке, предварительно рассчитав силу толчка.
2. Упражнение «Найди единицу».
Царь Единица предлагает детям вспомнить цифру 1 и найти ее изображение среди других цифр, показать
Дети перемещаются по пространству группы и ищут цифру 1 среди других цифр.
Исходное положение – основная стойка.
Обратить внимание детей на необходимость точно следовать сигналам.
Продолжение табл.
движением, на что она похожа (согласно тексту стихо-творения «Цапля)»:
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
1) По сигналу воспитателя (1 хлопок) поднять правую ногу и согнуть в колене, руки поднять в стороны.
2) По сигналу воспитателя (2 хлопка) принять исходное положение.
Развивается внимание, координация движений и ловкость.
3. Физкультминутка «Часики».
Царь Единица приглашает детей пофантазировать – представить себя стрелками часов и выполнить имитационные движения.
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так!
Налево – раз! Направо – раз!
Мы тоже можем так!
Дети становятся в круг
Исходное положение – стойка ноги врозь, руки на поясе.
Выполнить наклоны головы в стороны, наклоны туловища в стороны.
Развивается координация движений, чувство ритма.
Обратить внимание детей на то, что наклоны головы и туловища нужно выполнять точно под стихотворный текст.
4. Фронтальная работа.
Прощаясь с детьми, Царь Единица дарит им контурное изображение своей цифры и просит ее украсить с помощью лепки, аппликации, рисования.
Дети выполняют задание, сидя за столами (индивидуально).
Развивается мелкая моторика рук, фантазия и воображение, умение работать самостоя- тельно.
Обратить внимание детей на точность передачи образа цифры 1:
в лепке – с помощью природного материала, бусинок, бисера;
в аппликации – с помощью знакомых геометрических форм: кругов и треугольников;
Окончание табл.
в рисовании – обводя контур и закрашивая его, украшая полосками, кружочками, горошинами.
III часть.
1. Закрепление навыка счета.
Дети выполняют разные движения, закрепляя навык счета.
Дети становятся в круг.
На счет «1» выполняют различные движения:
один хлопок, один кивок (вперед-назад или вправо-влево), один прыжок (вперед-назад или влево-вправо).
Развивается внимание, координация движений, умение действовать по сигналу
Обратить внимание детей на то, что действия необходимо выполнять точно по сигналу
2. Итог занятия.
Вопросы:
– Чем отличается шар от сферы?
– С какой цифрой мы сегодня играли?