Программное содержание: продолжать знакомить детей с числом и цифрой 1, символом единства в животном мире – царем зверей львом; упражнять в различении хищных и травоядных животных (учить проводить классификацию), в умении выкладывать картинку из 6 и более частей, в различении плоскостных и объемных круглых форм, углов, проведении геометрической аналогии (находить предметы, похожие на шар, круг, сферу); закрепить навык порядкового счета до 10 в игровой ситуации, знания о геометрических фигурах, умение выделять контрастные признаки; развивать логическое мышление, мелкую моторику рук при написании цифры 1, самостоятельность, инициативу, двигательную активность, умение работать вместе, помогая друг другу.
Материалы и оборудование: Математический картонный театр; фигура Царя Математики – Единицы; эмблемы, щиты или доспехи рыцарей (игрушки, картинки) изображенным на них львом; игрушка лев; «бананы» и «кости» из цветного картона; кегли; «кочки» с геометрическими формами, «ладошки», «следы» на каждую команду; 2 обруча; игрушки, муляжи – помидор, яблоко, тарелка, колесо, шар воздушный, мяч (на 2 команды); разрезные картинки с изображением льва на скрепочке и веревочке; медали с цифрой 1 и эмблемы с животными на веревочке на каждого ребенка; фломастеры на каждого ребенка.
Ход занятия
Двигательный и развивающий компоненты
Методические указания
I часть.
1. Игровая мотивация:
В группе появляется Математический театр и Царь Единица. Он обращает внимание детей на занавес, изображения на нем, а также на принесенные им предметы – доспехи, эмблемы, щиты, знакомит детей
Продолжение табл.
с символом единства в животном мире – царем зверей львом, изображенном на них.
2. Дидактическая подвижная игра «Джунгли зовут».
Царь Единица предлагает детям отправиться в царство зверей к отважному, храброму и умному его правителю и посоревноваться с ним в смелости, ловкости и смекалке. Дети делятся на 2 команды: «Хищники» и «Травоядные». Каждая команда строится в одну колонну и рас-считывается по порядку.
Дети выполняют ходьбу в колонне по одному вслед за ведущим. По команде «В две колон-ны – марш» перестраиваются в 2 колонны.
Развивается внимание, быстрота реакции, умение действовать по сигналу.
Обратить внимание детей на то, что во время ходьбы спину нужно держать прямо, голову не наклонять, перестроение и расчет про-изводить быстро.
II часть.
1. Подвижно-дидактическая игра «Найди дорогу». (П, Б, ФК)
В случае победы команда получает приз: «кость» или «банан».
По сигналу воспитателя участники соревнований пробегают змейкой, вокруг кеглей (изображая кривую дорогу) до стойки, а возвращаясь назад выполняют бег по прямой дорожке между кеглями.
Выигрывает команда, быстрее закончившая выполнять задание.
Развивается внимание, быстрота реакции и координация движений, умение оценивать правильность своих действий и действия других детей.
2. Дидактическое упражнение «По кочкам через болотце».
Воспитатель предлагает детям посоревноваться в прыжках по «кочкам», «следам» и «ладошкам», имеющим разную геометрическую форму – круг, квадрат, треуголь-
Дети поочередно выполняют прыжки по «кочкам» по словесному сигналу воспитателя, обегают стойку и возвращаются назад бегом.
Развивается внимание, быстрота реакции, умение действовать по сигналу, самостоятель-
Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: если «кочки» расположены не в той последователь-
Продолжение табл.
ник, прямоугольник. Команда, перебравшаяся через болотце первой, выигрывает и получает приз: «кость» или «банан».
ность (инициативу), абстрактное мышление (геометрическая аналогия и ориентировка в пространстве).
ности, что указана воспита-телем, то необходимо повернуться и выполнить прыжок уже в нужном направ- лении.
3. Подвижно-дидактическая игра «На болоте».
Воспитатель предлагает детям найти «на болоте» предметы указанной воспитателем формы – плоскостные и объемные круглые предметы – и собрать их в свой обруч.
Команда, выполнившая задание быстрее, получает приз: «кость» или «банан».
Дети в командах поочередно бегут до «болота» (стол с разложенными на нем предметами), берут предмет названной воспитателем формы и, вернувшись, кладут его в свой обруч.
Развивается внимание, быстрота реакции, умение оценивать правильно свои действия и действия других детей, самостоятельность (инициативу), абстрактное мышление.
Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания.
Указаниями и поощрениями стимулировать детей быстро ориентироваться при выборе необходимой фигуры и контролировать правильность выполнения задания членами команды.
4. Подвижно-дидактическое упражнение «Допрыгни до обезьянки».
Для выполнения четвертого задания сказочной страны необходимо допрыгнуть до обезьянки, забрать у нее фрагмент картинки и сложить мозаику.
Дети друг за другом подбегают к гимнастической лестнице и выполняют прыжок с места вверх, взмахивая руками вперед вверх. Необходимо дотронуться до обезьянки, сидящей на лиане, и взять у нее фрагмент картинки.
Развивается внимание (зрительная ориенти-ровка), ловкость, быстрота и координация движений.
Обратить внимание детей на то, что во время прыжка необходимо сильно оттолкнуться вперед вверх, при-земляться на полусогнутые ноги.
Окончание табл.
5. Подвижное упражнение «Доберись до Льва».
Собрав картинку, дети выясняют, что царем джунглей является Лев; чтобы добраться до его логова, нужно пройти по мостику.
Дети проползают на четвереньках по мягкому модулю – «бревну», огибают стойку и бегом возвращаются назад к команде.
Развивается внимание, ловкость, быстрота и координация движений.
Обратить внимание детей на то, что ползание по бревну нужно осуществлять быстро.
6. Физкультминутка «Веселая зарядка». (З)
Звучит веселая детская песенка, и обучающиеся выполняют пластические и ритмичные движения в соответствии с музыкой.
Развивается внимание, чувство ритма, пан- томимическая выразительность, фантазия и воображение.
Обратить внимание детей на точность выполнения упражнения при передаче повадок животных, а также на то, что при выполнении движений нужно стараться не мешать друг другу.
7. Фронтальная работа «Награда победителю» (выполняется за столами). (С)
Царь зверей благодарит детей за смекалку, ловкость и дарит награды – медали за победу в соревнованиях; дети изображают на медалях цифру 1 (сначала обвести имеющийся контур, а затем написать большую и маленькую цифру 1).
Развивается внимание, мелкая моторика рук
Обратить внимание детей на правильность выполнения задания: при письме держать фломастер правильно, не делая сильного нажима; написание цифры осуществлять с ее «носика» – снизу наискосок вверх и прямо вниз.
III часть.
Итог занятия.
Награждение команд, объявление победителей