Занятие 74 Как вырастили клубнику в саду
⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34 Цель: составление пересказа по тексту и серии сюжетных картин. Задачи: - активизировать словарь по теме «Ягоды»; - учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту; - учить детей составлять пересказ по тексту и серии сюжетных картин; - развивать произвольное внимание, фантазию, логическое мышление детей. Оборудование: предметные картинки с изображениями различных ягод, альбомы 1 по количеству детей, мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска. Ход занятия I. Оргмомент Логопед. Ребята, вспомним игру с мячом «Четвертый I лишний». Встаньте передо мной полукругом. Я буду назы-I вать ягоды, цветы, деревья и бросать вам мяч. Тот, кто пой-I мал мяч, должен найти и назвать лишнее слово и вернуть I мне мяч. Например, я называю слова: «клубника, роза, смородина, малина». Кто-то из вас ловит мяч, дает свой ответ - «Лишнее слово - роза. Роза - это цветок, а клубни ка, смородина, малина - ягоды» - и возвращает мяч. 11. Основная часть занятия 1. Введение в тему занятия Логопед. Сегодня мы будем составлять пересказ «Как вырастили клубнику в саду» по тексту и серии сюжетных картин. Но сначала давайте выполним упражнения разминки. 2. Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения Упражнения «В лес по ягоды» и «Вместе с мамой в сад пойдем» (описание см. в занятии 73). 3. Работа в альбомах по развитию связной речи. по содержанию текста Логопед. Сегодня на занятии мы будем учиться составлять пересказ текста «Как вырастили клубнику в саду». Откройте альбомы (альбом 1, с. 31). Послушайте рассказ и рассмотрите картинки. Ответьте на мои вопросы.
Логопед выразительно читает детям рассказ, затем следит, чтобы дети отвечали на вопросы полным ответом. Примерные вопросы: В какое время года происходят события этого рассказа? Что решила сделать бабушка Соня в саду? Кто помогал бабушке? Что делал Ваня? А что делала Маша вместе с бабушкой? Как ребята ухаживали за кустиками клубники? Что с кустиками стало летом? Что делала бабушка с созревшими ягодками? Как вы думаете, Ваня и Маша были довольны? Физкультминутка. На усмотрение логопеда. 4. Составление пересказа по тексту и серии сюжетных картин Логопед. А теперь вам нужно составить пересказ этого текста с опорой на картинки серии. Сколько частей в этом рассказе? (Три.) Кто хочет рассказать о том, что происходит в первой части на первой картинке? Во второй части? В третьей? Дети по желанию составляют пересказы частей. После составления общего пересказа логопед благодарит всех детей за старание, выставляет оценки в альбомы. Ш. Подведение итогов занятия Логопед подводит итоги занятия, отмечает активных рассказчиков. Занятие 75. Здравствуй, лето! Цель: составление рассказа о приметах лета в живой и неживой природе. Задачи: -активизировать словарь по теме «Времена года. Лето»; - учить детей составлять рассказ о приметах лета; - развивать произвольное внимание, фантазию, логическое мышление детей. Оборудование: опорные предметные картинки с изображениями примет лета (маленькие иллюстрации 54-59), мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска. Ход занятия I. Оргмомент Логопед. Давайте поиграем в игру с мячом «Так бывает летом или нет?». Встаньте передо мной полукругом. Я буду называть приметы разных времен года, и бросать мяч кому-то из вас. Тот, кто поймает мяч, должен сказать, есть такая примета лета или нет, и вернуть мне мяч. Логопед задает детям вопросы типа: «Дни становятся жаркими?» (Да, летом дни становятся жаркими.) «Перелетные птицы улетают в теплые края?» (Нет, летом птицы уже вернулись и выводят птенцов в гнездах.) И т.д.
Основная часть занятия 1. Введение в тему занятия Логопед. Сегодня мы с вами поговорим о приметах лета в неживой и живой природе. Но сначала выполним упражнения разминки. 2. Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения
3. Составление предложений о приметах лета Логопед. Вспомните, ребята, как мы различаем времена года? (Дети отвечают.) Правильно, у каждого времени года есть свои приметы. Давайте поиграем с вами в игру «Приметы лета». Сначала каждый из вас возьмет по одной картинке, на которой изображены различичные приметы лета (иллюстрации 54-59). После этого вы должны внимательно рассмотреть свою картинку, назвать приметы лета и прикрепить картинку на доску. Дети берут по одной картинке и составляют свои ответы. Примп,. ный ответ: «На моей картинке зреет земляника на полянке. Летом созревают ягоды». Физкультминутка. На усмотрение логопеда. 4. Составление рассказа о приметах лета по картинкам Логопед. Рассмотрите картинки, прикрепленные на доску. На них нарисованы приметы лета. Изменения произошли и в живой, и в неживой природе. Вспомните, что относится к живой природе, а что к неживой? (Дети отвечают.) Давайте теперь попробуем составить рассказ о лете по I этим картинкам. В любом рассказе должен быть порядок. Поэтому сначала мы опишем по картинкам приметы лета в неживой природе, а затем - в живой природе. У нас получится рассказ. Логопед предлагает детям по очереди выбирать по одной картинке и составлять по ней предложения о приметах лета. После состав-ления ответа дети прикрепляют картинки с изображениями примет лета в неживой природе в одну линию на верхнюю строчку, а картинки с изображениями примет лета в живой природе - в одну линию на нижнюю строчку. После составления общего рассказа логопед благодарит всех детей за старание.
III. Подведение итогов заеития Логопед подводит итоги занятия.
Занятие 76. Летом в городе Цель: составление рассказа по сюжетной картине. Задачи: - активизировать словарь по теме «Времена года. Лето»; - учить детей правильно отвечать на вопросы логопеда; - учить детей составлять рассказ по сюжетной картине «Летом в городе»; - развивать произвольное внимание, фантазию, логическое мышление детей. Оборудование: картинки с изображениями примет разных времен года (маленькие иллюстрации 38, 41, 43, 50, 54-59), сюжетная картина «Летом в городе» (большая иллюстрация 8), мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска. Ход занятия I. Оргмомент Логопед. Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (Лето.) Правильно, наступило лето. Давайте поиграем в игру с мячом «Потому, что...». Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди. Тот, кто поймает мяч, назовет любую примету лета. Например: «Сейчас лето, потому что...» (Птицы в гнездах выводят птенцов.) Дети называют приметы лета. Логопед помогает правильно составить предложение в случае затруднений. II. Основная часть занятия 1. Введение в тему занятия Логопед. Сегодня мы будем составлять рассказ по сюжетной картине «Летом в городе». Но сначала выполним упражнения разминки. 2. Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения Упражнения «Человечки» (описание см. в занятии 75 и «Светит солнышко с утра» (описание см. в занятии 57) 3. Составление сложных предложений по картиннам Логопед проводит игру три-четыре раза с разными картинками (миленькие иллюстрации 38, 41, 43, 50, 54-59), следит за ответами детей. Дети по желанию выбирают лишнюю картинку и составляют ответ по образцу: «Ярко светит солнце, зеленые листья на деревьях, птицы выводят в гнездах птенцов - это картинки с приметами лета. Лишняя картинка — снегопад. Снегопад бывает зимой». Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
4. Составление рассказа по сюжетной картине «Летом в городе» Логопед прикрепляет на доску сюжетную картину «Летом в городе» (большая иллюстрация 8). Логопед. Рассмотрите картину и скажите, какое время года на ней изображено? (Лето.) Почему вы так решили? (Дети отвечают.) Где происходят события, изображенные на картине, в городе или в деревне? Как вы догадались? (Ответы детей.) Логопед задает детям ряд вопросов, привлекая их внимание к деталям, изображенным на картине. Например: «Как выглядят деревья? ТраваÌ Кого вы видите на этой картине? Как ведут себя люди и животные? Почему?» И т.д. Логопед. Давайте еще раз назовем все приметы лета в городе по этой картине. У нас получится небольшой рассказ. Логопед по очереди приглашает детей к доске. Дети составляют свои предложения по сюжетной картине. В случае затруднений логопед приходит на помощь. После составления общего рассказа логопед благодарит всех детей за старание. Ш. Подведение итогов занятия Логопед подводит итоги занятия, отмечает наиболее активных рассказчиков. Тексты рассказов и сказок для составления пересказов Живые грибы В.Г. Сутеев Вышел как-то ежик из дому грибов набрать, ежат накормить. Зима впереди долгая, без припасов не обойтись. Много грибов набрал! Всем ежатам хватит, и друзей угостить можно! А Никита и Денис тоже решили сходить в лес за грибами. Да только вот грибы-то все куда-то попрятались, под листиками да веточками укрылись. Вдруг видят ребята под деревом холмик маленький, а на нем грибов видимо-невидимо! И белые, и подберезовики, и маслята! Вот мальчики обрадовались! Бросились к чудесному холмику. А он вдруг вскочил на ножки и как кинется наутек! Вот ребята удивились! Не приходилось им еще живых грибов видеть! А ежик с грибами домой прибежал, всех ежат накормил, еще и на зиму хватило! Что за зверь? Е.И. Чарушин Выпал первый снег. И всё кругом стало белым. Деревья белые, земля белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце - всё покрылось снегом. Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вот она вышла на крыльцо, хочет по ступенькам спуститься в сад и вдруг видит: на крыльце, в снегу, какие-то ямки. Какой-то зверёк ходил по снегу. И на ступеньках следы, и на крыльце следы, и в саду следы. «Вот интересно-то! - подумала девочка Катя. - Что за зверёк, тут ходил? Это надо узнать». Взяла Катя котлетку, положила ее на крыльцо и убежала. День прошёл, ночь прошла. Настало утро.
Проснулась Катя - и скорее на крыльцо: смотреть, съел ли зверёк её котлетку. Смотрит - котлетка цела! Где её положила, тут она и лежит. А следов ещё больше стало. Значит, зверёк снова приходил. Тогда убрала Катя котлетку и положила вместо неё косточку. Из супа. Утром опять бежит Катя на крыльцо. Смотрит - косточку зверёк тоже не трогал. Так что же это за зверёк такой? И косточек не ест. Тогда положила Катя вместо косточки красную морковку. Утром глядит - морковки нет! Зверёк приходил и всю морковку съел! Тогда Катин папа сделал западню. Опрокинул на крыльце ящик кверху дном, подпёр его лучинкой, а к лучинке привязал бечёвкой морковь. Если морковку дёрнуть - лучинка отскочит, ящик упадёт и накроет зверька. На следующий день и папа пошёл, и мама, и даже бабушка - все пошли смотреть, не попался ли зверь в западню. А Катя впереди всех. Есть в западне зверь! Прихлопнул кого-то ящик, упал с подставки! Заглянула Катя в щёлочку, видит - сидит там зверь. Белый-белый, пушистый-пушистый, глаза розовые, уши длинные, прижался в угол, морковку дожёвывает.
Что за зверь? Чарушин Е. И.
Это кролик! Унесли его домой, на кухню. А потом сделали большую клетку. И он стал в ней жить. А Катя его кормила морковкой, сеном, овсом и сухарями.
Тихо-тихо АЛ.Седугин Мальчик и отец не заметили, как мама уснула. - Смотри, папа, - сказал мальчик чуть слышно, - у мамы около брови морщинка. Откуда она взялась? - А помнишь, как ты поколотил маленькую девочку? - спросил папа. - Помню. - Так вот на другой день у мамы появилась морщинка. - А около губ морщинка тоже моя? - Наверное, твоя. Мальчику стало грустно. Папа сказал: - Мы с тобой оба виноваты. Давай не огорчать маму. - И морщинок совсем не будет? - спросил мальчик. - Совсем, - сказал папа. Мама спала, а отец с сыном сидели тихо-тихо. Пролетел сердитый шмель, и мама проснулась. - Что вы на меня так смотрите? - Мы ничего, - сказал папа. - Мы просто так, - сказал мальчик. Список использованной литературы 1. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник / З.Е. Александрова. - М.: Русский язык, 1995. 2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Боро-дич. - М.: Просвещение, 1981. 3. Волкова, Л.С. Логопедия. - М.: Просвещение; Владос, 1995. 4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - Т. 3. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский; под ред. А.М. Ма-тюшкина.-М.: Педагогика, 1983. 5. Гвоздев, АЛ. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М., 1961. 6.Глухое. В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. -2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. 7. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи / Л.Н. Ефименкова. -2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. 8. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у до-школьников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филиче-ва. - М.: Просвещение, 1989. 9. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы: методическое пособие / В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. 10. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. Пособие для воспитателя детского сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1982. 11. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 1999. 12. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Ле 13.Мурашковска, И.Н. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке) / И.Н. Мурашковска, Н.П. Валюмс. -СПб.: Издательство «ТРИЗ-ШАНС», 1995. 14.Нестеренко,АЛ. Страна загадок. - Р/н-Д, издательство Ростовского ун-та, 1993. 15.Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, B.B. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-є изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. 16.. Программа по развитию творческого воображения и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов ТРИЗ / сост. И.Я. Гуткович и др. - Ульяновск, 1994. 17.Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984. 18.Сидорчук, Т.А. Технология составления творческих текстов по картине: пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений / Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецова. - Челябинск, 2000. 19.Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. - М.: Просвещение, 1987. Оглавление Введение................................................................................. 3 Методические указания к работе по развитию связной речи у детей 4-5 лет с ОНР............................................................ 6 Календарное,планирование подгрупповых занятий....... 19 Конспекты подгрупповых занятий Занятие1. Как устроен человек?....................................... 30 Занятие 2. Что может делать человек?.............................. 33 Занятие 3- Какие бывают люди?..................................... 36 Занятие 4- Что такое семья?............................................... 39 Занятие 5. Взрослые и дети.............................................. 43 Занятие 6. Дружная семья.................................................. 46 Занятие 7 Времена года. Приметы осени......................... 49 Занятие 8. Ранняя осень. Какая она?................................. 52 Занятие 9. Осень в городе................................................... 54 Занятие 10. Прогулка в осенний сад................................. 56 Занятие II. Ежик в саду....................................................... 60 Занятие 12. Каковы фрукты по форме?............................. 62 Занятие 13. Каковы фрукты на вкус?................................ 64 Занятие 14- Отгадываем загадки о фруктах..................... 67 Занятие 15. Как приготовили кисель................................ 70 Занятие 16. Осенью в огороде............................................ 74 Занятие 17. Заяц в огороде.................................................. 76 Занятие 18. Отгадываем загадки об овощах.................... 79 Занятие 19. Как вырастили картофель.............................. 82 Занятие 20. Такие разные фрукты...................................... 84 Занятие 21. Такие разные овощи....................................... 86 Занятие 22. Белочка и дуб................................................... 88 Занятие 23. Осенний букет................................................. 91 Занятие 24- Такие разные деревья...................................... 94 Занятие 25. Лесная поилка.................................................. 96 Занятие 26. Такие разные грибы........................................ 99 Занятие 27 Пересказ рассказа В.Г. Сутеева «Живыегрибы».................................................................. 101 Занятие 28. Поздняя осень. Какая она?........................... 104 Занятие 29. Приметы поздней осени............................... 107 Занятие 30. Прогулка в осенний лес................................ 109 Занятие 31- Зима в городе................................................ 112 Занятие 32. Пересказ рассказа Е.И. Чарушина «Чтозазверь?»................................................................... 115 Занятие 33. Ванины ботинки............................................ 118 Занятие 34. Большая стирка............................................. 121 Занятие 35. Кормушка...................................................... 123 Занятие 36. Синичка.......................................................... 125 Занятие 37 Подготовка к новогодним праздникам........ 128 Занятие 38. Украшаем елочку............................................ 130 Занятие 39. Кукла для Маши............................................ 133 Занятие 40. Новая игрушка............................................... 136 Занятие 41 Новый шкаф.................................................... 138 Занятие 42. Табурет............................................................ 140 Занятие 43- Как приготовили котлеты........................... 142 Занятие 44- Обед в походе............................................... 145 Занятие 45. Домашние животные. Какие они?.............. 147 Занятие 46. Буренка......................................................... 149 Занятие 47 Кот Барсик....................................................... 152 Занятие 48. Такие разные домашние животные............. 154 Занятие 49. Цыплята.......................................................... 156 Занятие 50. Гусыня и гусята............................................ 159 Занятие 51. Защитники Отечества................................. 161 Занятие 52. Наши дедушки и папы................................ 164 Занятие 53. Приметы весны.............................................. 167 Занятие 54- Весной в лесу................................................. 169 Занятие 55 Пересказ рассказа А.А. Седугина «Тихо-тихо» 172 Занятие 56. Наши бабушки и мамы................................ 175 Занятие 57- Бурый медведь............................................... 178 Занятие 58. Заячьи шубки................................................ 180 Занятие 59. Инструменты................................................ 182 Занятие 60. Клк Шарику построили будку.................... 185 Занятие 61. Удачная рыбалка......................................... 187 Занятие 62. Новая игра.................................................... 190 Занятие 63. В мире машин............................................... 192 Занятие 64. Как работает почта?..................................... 194 Занятие 65. Поездка к бабушке и дедушке..................... 196 Занятие 66. Такой разный транспорт............................... 199 Занятие 67. Летом на лугу................................................ 201 Занятие 68. Муравейник.................................................. 203 Занятие 69. Этот День Победы........................................ 205 Занятие 70. Собаки-миноискатели на войне.................. 208 Занятие м Ландыши............................................................ 211 Занятие 72. Такие разные цветы...................................... 214 Занятие 73- Птичка в саду................................................. 216 Занятие 74- Как вырастили клубнику в саду.................. 219 Занятие 75- Здравствуй, лето!.......................................... 221 Занятие 76. Летом в городе............................................... 224 Тексты рассказов и сказок для составления пересказов Живые грибы. В.Г.Сутеев................................................. 228 Что за зверь? Е.И.Чарушин................................................. 228 Тихо-тихо. А.А.Седугин..................................................... 230 Список использованной литературы................................ 231
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|