Программное содержание: закреплять знания о цифре 1 в мире растений, животных, металлов, навык счета до 5 в прямом и обратном порядке, не пропуская числительных, знания о круглых геометрических формах (объемных и плоскостных): круг, шар, сфера, окружность; учить находить цифру 1 в силуэтных изображениях предметов; развивать внимание, сосредоточенность, логику высказываний, пространственные представления (направо, налево, прямо), умения работать вместе, согласованно, помогать друг другу, делать логические умозаключения; обобщить знания о цифре 1 в создании числового фриза; совершенствовать двигательные навыки.
Материалы и оборудование: сказочные атрибуты: камень со стрелками и надписью, сундук с замками и ключами разной геометрической формы, «золотые» украшения: браслеты, монеты, кольца, бусы на каждого ребенка, «золотая» медаль с числом 1, тоннель, кубики (камни) для перепрыгивания, игрушка лев, макет дуба, изображения (ель, еж, жираф, дерево, лицо) со спрятанной в них цифрой 1, ватман, клей-карандаш на каждого ребенка, фломастеры.
Ход занятия
Двигательный и развивающий компоненты
Методические указания
I часть.
1. Подвижно-дидактическая игра «Построй колонну, круг». (П, ФК, С)
Звучит музыка: появляется Математический театр и Царь Единица.
Начинаем представленье
Детворе на удивленье.
Продолжение табл.
Здравствуйте, мои друзья,
Единица – это я.
Рад я с вами поиграть.
Будем весело считать?
Досчитаем до пяти –
Встать в колонну поспеши.
Будем мы считать обратно.
Как дойдем до единицы,
В круг прошу объединиться.
Дети считают в обратном порядке и строятся в круг.
Дети выполняют ходьбу по группе в разных направлениях, считая от 1 до 4, на счет «5» перестраиваются в колонну по одному; выполняют ходьбу по группе в разных направлениях, считая от 5 до 2, на счет «1» перестраиваются в круг.
Развивается быстрота реакции на сигнал (окончание счета), внимание, память.
Обратить внимание детей на то, что строиться надо быстро, не толкаясь, находя свое место, соблюдая равнение в колонне, счет осуществлять последовательно, не пропуская чисел.
2. Игровая мотивация.
Царь Единица предлагает детям посетить его математическую сказочную страну, чтобы принести картинки, которые относятся к его любимому числу 1, для создания числового фриза и вспомнить об этом числе все, что они узнали на предыдущих занятиях.
Сюрпризный момент: сказочный камень на перекрестке трех дорог с надписью: «Направо пойдешь – к царю зверей попадешь, силу обретешь. Налево пойдешь – клад найдешь, награду возьмешь. Прямо пойдешь – в царство Дуба попадешь, ум и ловкость получишь».
Дети выбирают каждое направление движения, пока- зывая руками, где право, лево, прямо.
Дети стоят в кругу, руки на поясе, выполняют движения:
– поворот вправо, правая рука в сторону;
– поворот влево, левая рука в сторону;
– стойка прямо, руки в стороны.
Развивается внимание, сосредоточенность, сенсомоторные координации.
Помочь детям вспомнить, где правая и левая рука, побуждать выполнять дви-жения руками в нужную сторону.
Продолжение табл.
II часть.
1. Подвижное упражнение «Трудный переход».
Выбрав направление «направо», дети осуществляют прыжки через камушки с продвижением вперед. Встречая детей, Царь зверей Лев напоминает им, что он первый, главный в мире животных, и предлагает посоревноваться в ловкости, силе, выносливости.
Дети выполняют прыжки в длину с продвижением вперед через предметы высотой 20 см, расстояние между предметами 40 см.
Развивается ловкость, координация движений, умение действовать в общем темпе.
Напомнить детям, что при выполнении прыжков в длину нужно держать руки на поясе, регулировать силу толчка, мягко приземляться.
2. Подвижно-дидактическая игра «Дольше провиси».
Дети соревнуются висе на кольцах. Победитель награждается «золотой» медалью, а остальные дети получают картинки со львом – символом силы, могущества и величия.
Дети по двое соревнуются в висе на кольцах, остальные считают, сколько каждый провисел.
Развивается сила, волевое усилие.
Напомнить детям, что нужно провисеть как можно дольше, счет осуществлять, не пропуская чисел.
Подвижно-дидактическая игра «Проползи в тоннель».
Возвратившись к камню, дети выбирают другое направление – «налево» и спускаются по тоннелю под землю. В конце пути находят сундук с драгоценностями и вспоминают, что золото – это главный, первый, самый дорогой металл в мире.
Дети выполняют ползание на четвереньках по тоннелю (3 м).
Развивается ловкость, сноровка.
Напомнить детям, что нужно ползать на коленях и ладонях, доползать до конечной линии.
3. Дидактическая игра «Собери предметы такой формы». (П, К)
Рассматривая драгоценности в сундуке, дети вспоми- нают, на какие круглые геометрические формы они похожи:
шар – бусы, драгоценные камни;
Вспомнить с детьми, какие круглые формы они знают (объемные или плоскостные). Нацелить их на то,
Продолжение табл.
круг – монеты, медали;
окружность – браслеты, кольца.
Детям предлагается выбрать драгоценности и по сигналу собраться в группы по определенному признаку – их форме. После правильного выполнения задания дети получают картинки с изображением золотых предметов.
Дети выполняют бег врассыпную; по сигналу воспитателя «В три круга стройся! » образовы-вают три круга с предметами по определенному их признаку (форме).
Развивается внимание, быстрота реакции на сигнал, логическое мышление.
что предметы надо распре-делить в группы согласно форме (круг, шар, окружность).
4. Подвижно-дидактическая игра «Найди, в каких изображения спряталась цифра 1».
Возвращаясь к камню, дети выбирают направление «прямо». Согласно этому направлению, необходимо отправиться к Дубу.
Дуб напоминает детям о своем величии и могуществе в царстве растений. Игрокам предлагается по картинкам определить, кто спрятался в ветвях Дуба, – найти цифру 1 в изображениях ежа, ели, жирафа, дерева, лица.
Цифру 1 дети обводят пальчиком. Дуб дарит им картинки с цифрой 1 и предметами, которые встречаются в жизни только по одному (мама, сердце, солнце, планета Земля), а они объясняют, почему.
Дети выполняют ходьбу в полуприседе.
Развивается концентрация внимания, вынос-ливость, мелкая моторика рук, мышление.
Напомнить детям, что спину следует держать прямо.
Нацелить детей на то, что, увидев цифру 1 на картинке, необходимо объяснить, где она изображена.
6. Фронтальная работа. (ХТ, П)
Создание числового фриза с цифрой 1 из полученных во время путешествия картинок. Наклеивая их на лист ватмана, детям необходимо вспомнить и объяснить,
Дети выполняют задание у мольберта, перемещаясь к столу для подбора картинок и их наклеивания.
Напомнить детям, что при выполнении числового фриза надо выбрать только те
Окончание табл.
что относится к числу 1 и почему, выполнить изобра- жение цифры фломастером.
Развивается внимание, речь, мышление, мелкая моторика рук при написании цифры
картинки, которые относятся к числу 1, и объяснить свой выбор, наклеивать картинку нужно аккуратно, при написании цифры соблюдать силу нажима
III часть.
Итог занятия. (К)
Детям необходимо ответить на вопросы:
– С какой цифрой познакомились?
– О чем узнали в мире растений, животных, металлов?
– Назовите символ царя Единицы. (Солнце. )