Занятие 1 ЧИСЛО 2. СТИХИЯ – ВОДА. ЖЕМЧУГ. ФОРМА – СПИРАЛЬ
Программное содержание: продолжать знакомить с числом и цифрой 2; расширять представление о числе как существенном признаке явлений природы, ознакомить со стихией – водой, разными её состояниями; закрепить знание цифр 1 и 2, цветов и цветовых оттенков; упражнять в счёте и отсчете в пределах 2, соотношении (сравнении) количества предметов с числом, классификации предметов по одному признаку; ознакомить с формой спирали; упражнять в различении форм путем проведения геометрической аналогии; развивать логическое мышление, мелкую моторику рук (при рисовании спирали, а также сворачивании полоски в виде спирали), творческую и двигательную активность, внимание, быстроту реакции и ловкость в играх с математическим содержанием, умение работать вместе (сообща), помогать товарищу.
Материалы и оборудование: математический картонный театр; фигура Царицы числа 2; глобус; цифры 1 и 2 на больших кругах; картинки с изображением прилива и отлива, дождя, росы, льда, снега, айсберга; муляжи морских животных и растений; бусинки – жемчуг разного цвета; 2 подноса, 2 ложки, 2 обруча; ракушки спиральные и двустворчатые (по 10 шт. ); предметы, похожие на спираль, – пружина, сосульки из фольги, новогодние свечки, флакончики духов; карточки с изображением улитки, фломастеры на каждого ребенка; карточки с разделительной полосой, ракушки, камушки, изображения цифр 1, 2 на каждого ребенка; листик из зеленого картона, полоска бумаги с надрезом для выполнения улитки, клей (на каждого ребенка).
Ход занятия
Двигательный и развивающий компоненты
Методические указания
I часть.
1. Подвижно-дидактическая игра на внимание «Раз, два – не зевай, дружно, вместе выполняй». (П, ФК)
Воспитатель показывает детям карточки с цифрами 1 и 2, предлагая выполнить движения, соответствующие числу.
Исходное положение – основная стойка.
Воспитатель показывает карточку с цифрой 1 – дети выполняют приседание; при демонстрации карточки с цифрой 2 – два прыжка.
Развивается внимание (зрительная ориентировка), быстрота реакции на сигнал и координация движений.
Обратить внимание детей на правильность выполне-ния задания: прыжки осуществлять как можно выше, сильно отталкиваясь от пола, приседать как можно ниже, смену движений выполнять быстро, не наталкиваясь друг на друга.
2. Игровая мотивация.
Появление математического театра, Царицы числа 2. Царица напоминает детям о своем любимом небесном теле – Луне, повествуя о том, что Луна управляет дви-жением воды на нашей планете Земля, сопровождает рассказ картинками.
Вопрос детям: что значит вода в жизни растений (животных, людей)? Как мы ее используем? Как можно закаляться водой? Во что превращается вода зимой? Какие осадки вы наблюдали летом?
Далее Царица предлагает детям рассмотреть глобус и показать те места, где находится вода на нашей планете. (Моря, реки, океаны, озера. )
Продолжение табл.
Царица числа 2 предлагает детям отправиться в путешествие, чтобы познакомиться с обитателями водных глубин и собрать свою коллекцию ракушек новой необычной формы.
II часть.
1. Подвижно-дидактическая игра «Кто лишний».
Детям предлагается стать водолазами и достать со дна морского только тех животных и те растения, которые обитают на суше. В процессе выполнения задания дети выделяют животных, живущих на суше и в воде, делают выводы об их отличительных особенностях.
Вопрос: почему одни животные могут жить в воде, а другие нет? (Жабры, кислород. )
Дети, лежа на ковре, выполняют имитацию движений водолазов: ныряние и плавание – поочередные взмахи руками, прогибание спины с опорой на руки, носками нужно тянуться до затылка – упражнение «Рыбка».
Развивается внимание, координация движений, умение сравнивать и обобщать.
Обратить внимание детей на точность и быстроту сменяемых действий: смену движений выполнять, не наталкиваясь друг на друга; при имитации ныряния чередовать движения рук и головы. Побуждать детей всех при-нимать участие в игре и самостоятельно делать правильные выводы по ее окончании.
Подвижно-дидактическая игра «Пловцы за жем- чугами».
Царица числа 2 знакомит детей со своим любимым камнем – жемчугом, который можно найти в воде в рако- винах ракушек (показ картинок). Дети рассматривают жемчуг, отмечая его необычную расцветку (перламутровую), называют цвета и оттенки (белый, розовый, сиреневый, серый, черный).
Дети становятся в одну шеренгу и делятся на команды (расчетом на первый-второй). По сигналу воспитателя каждая команда поочередно переносит жемчужины в ложке от озера (обруч) до шкатулки.
Обратить внимание детей на точность выполнения задания: движения выполнять, не наталкиваясь друг на друга, при разделении на команды (пересчёте)
Продолжение табл.
Воспитатель предлагает детям разделиться на 2 команды, согласно номерам, названным при расчете, и собрать жемчужины. По окончании задания все вместе считают жемчужины и делают выводы о количестве собранного жемчуга в командах (выясняют, у кого больше).
Развивается внимание, ориентировка в пространстве, ловкость, быстрота и координация.
не пропускать идущие по порядку числа и запоминать свой номер; при выполнении задания не ронять предметы, двигаться быстро, возвращаясь, становиться в конец колонны.
Подвижно-дидактическая игра «Найди одинаковые».
Царица числа 2 приносит детям ракушки, в которых развивается жемчуг: спиральные и двустворчатые.
Рассматривая закрученные ракушки, дети знакомятся с понятием «спираль».
Далее дошкольникам предлагается разложить ракушки на 2 группы.
Вопрос: какие предметы в нашей группе похожи на спираль?
Дети, выполняя задание, раскладывают ракушки в 2 обруча, перемещаясь по пространству группы, от стола к обручу; затем приносят предметы, похожие на спираль.
Развивается внимание, быстрота реакции, самостоятельность (инициатива), логика мышления.
Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: пере-мещение по группе осущест-влять, не наталкиваясь друг на друга, раскладывать предметы в 2 обруча, проверять правильность выполнения задания друг за другом.
2. Физкультминутка «Улитка». (З)
Царица числа 2 предлагает детям изобразить свое любимое животное – улитку.
Дети строятся в одну шеренгу, берутся за руки и идут за ведущим по кругу. Ведущий постепенно начинает сворачивать середину спирали (улитка); затем дети двигаются в обратном направлении, разворачивая спираль.
Развивается внимание, ловкость и координация движений.
Обратить внимание детей на правильность выполнения движений: смену дви-жений выполнять быстро (точно за направляющим), перемещения по группе осуществлять, не наталки- ваясь друг на друга.
Окончание табл.
3. Фронтальная работа (сидя за столом). (П, ХТ)
Царица числа 2 дарит детям на память ракушки и ка-мешки и просит выполнить на прощание еще несколько заданий:
1) «Нарисуй спираль в улитке» – работа фломастером.
2) Работа на индивидуальных карточках (с камешками и ракушками): выложить на первой полосе 1 камешек, на второй полосе – 2 ракушки.
Вопросы:
Чего больше (меньше)?
На сколько? Что надо сделать, чтобы их стало поровну?
Что больше: 2 или 1? На сколько? Какое число идет первым при счёте?
Найдите цифру 1 (2) и положите к ней 1 предмет (2 предмета).
3) «Улитка».
Детям дается задание: «Сверни из полоски спираль и наклей на листик, образуя улитку, дорисуй глазки и усики».
Развивается внимание, глазомер, мелкая моторика рук
Обратить внимание детей на то, что спираль в улитке надо рисовать, не отрывая руки, камешки на полоске выкладывать соответствен-но написанной цифре, сво-рачивание полоски в спираль осуществлять с помощью фломастера, начиная с надрезанной стороны, при рисовании фломастер держать прямо, не делая сильного нажима.
Поощрять умелое владение клеем
III часть.
Итог занятия. (К)
Вопросы:
– Что нового узнали о воде?
– С какой новой формой познакомились?
– О каком камне узнали?