Программное содержание: продолжать знакомить детей с числом и цифрой 2, расширяя представления детей о числе как существенном признаке явления природы, ознакомить с металлом – серебром, его свойствами; закрепить знание цифр 1 и 2, навык счёта до 5 (10), понятие «пара», «цвета» и «цветовые оттенки»; упражнять детей в счёте и отсчете в пределах 2, соотнесении (сравнении) количества предметов с числом, классификации предметов по одному признаку, в нахождении парных предметов путем проведения аналогии, развивать логическое мышление, умение работать вместе (сообща), помогая товарищу, и самостоятельно, проявляя инициативу, развивать мелкую моторику рук, творческую и двигательную активность, внимание, быстроту реакции и ловкость в играх с математическим содержанием.
Материалы и оборудование: Математический картонный театр; фигура Царицы числа 2; цифры 1 и 2 на больших кругах; 2 лебедя; обиходные предметы из серебра (монеты, браслеты, кольца, чашки, зеркала); монеты из цветного картона (пластмассы) золотого и серебряного цвета с написанными на них цифрами (1, 2), обручи; варежки для детей, клубочки; серебряный мешочек (корзина), пластмассовые мячики для сухого бассейна (цветные шерстяные нитки, свёрнутые в клубок); дорожка «Следы и лапки», пара следов, обруч; ватман для панно с силуэтом озера, разбитого на осколки, осколки в виде двух кружков, двух варежек и двух сапожков из цветного картона серебряного цвета, клей; цветные карандаши (или фломастеры), рабочие тетради – пособие по математике «Знакомимся с числами» (программа «Радуга») на каждого ребёнка.
Ход занятия
Двигательный и развивающий компоненты
Методические указания
I часть.
1. Игра на внимание «Не зевай, построение выполняй». (П, ФК)
Воспитатель в произвольном порядке показывает детям карточки с нарисованными на них цифрами 1 и 2 и предлагает быстро выполнить задание:
– на цифру 1 – построение в колонну по одному;
– на цифру 2 – перестроение в пары.
Дети выполняют ходьбу в колонне по одному. Увидев поднятую карточку, выполняют задание: строятся в колонну по одному или в пары.
Развивается внимание, быстрота реакции на сигнал, умение действовать по сигналу.
Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: быстро реагировать на сигнал (карточку) воспитателя, смену движений выполнять, не мешая друг другу.
2. Игровая мотивация.
Появление математического театра, Царицы числа 2, которая приносит с собой серебряные украшения, предметы из серебра (отличающиеся от золотых). Все рассматривают принесённые предметы, воспитатель обращает внимание детей на зеркало. Царица повествует о том, что это любимый ее предмет, он также содержит серебро и имеет свойства отражать, исцелять. Царица предлагает детям из принесенных ею предметов найти 2 одинаковых (пары).
Вопрос: чего на свете (в природе) бывает по 2? (Руки, ноги, глаза и т. д. )
Царица дополняет перечисления детей о неразлучных парах (мама и папа, мама и ребенок) и предлагает необычную сказку – историю о любви и заботе в стране
Продолжение табл.
Серебряной Ночи, которая разлучила маму-лебедя и ее малыша, заколдовала озеро, превратив его в ледяное зеркало. Царица просит детей собрать осколки сереб- ряного озера и, соединив их, расколдовать его и помочь встретиться маме и малышу-лебедю.
II часть.
1. Подвижно-дидактическая игра «Найди, не ошибись». (П, ФК)
Царица числа 2 предлагает детям найти осколки сереб-ряного озера, которое, превратившись в ледяное зеркало, разбилось. Но найти осколки можно лишь после того, как будет правильно выполнено задание: из большого количества монет (золотые и серебряные с различными цифрами) нужно выбрать только серебряные с цифрой 2 и сложить их в обручи (по пять монет в каждый обруч).
Выполнив правильно задание, дети получают 1–2 осколка серебряного озера и находят их место на панно.
Вопрос: на что похожи осколки (в паре)?
Дети бегут по кругу, по сигналу воспитателя (удар в бубен) выбирают серебряные монеты с цифрой 2 и складывают в обручи.
Развивается внимание, быстрота реакции, самостоятельность (инициатива), умение действовать на сигнал, логическое мышление.
Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания. Побуждать детей всех принимать участие в игре и самостоятельно делать выводы по её окончании. В ходе игры нацелить детей на пересчёт монет, отмечая правильное или ошибочное выполнение задания.
В конце – выполнение задания у мольберта: дети помещают осколки в виде монет на соответствующий силуэт.
Подвижно-дидактическая игра «Клубочки».
Чтобы найти недостающие осколки серебряного озера, необходимо выполнить еще несколько заданий:
Дети выполняют метание мяча (клубочка) в серебряный мешочек (корзину), попав – достают одну варежку.
Обратить внимание детей на точность выполнения задания: метание клубочка
Продолжение табл.
1) «Попади в цель»: дети бросают клубочек в серебряный мешочек и достают по одной варежке.
2) «Найди пару»: собрав варежки, детям необходимо объединиться в пары по сигналу.
3) «Посчитай варежки»: дети решают математическую задачку: «Сколько варежек получится из 2 клубочков, если из 1 клубочка можно связать 2 варежки? »
Дети выкладывают у каждого клубочка по 2 варежки и осуществляют счёт.
Вопрос: сколько ребят наденет эти варежки и почему?
Выполнив задание, дети получают от Царицы ещё пару осколков в виде варежек и находят им место на панно.
Выполняя бег врассыпную по пространству группы, дети по сигналу воспитателя образуют пары (в пары объединяются игроки с одинаковыми варежками).
К имеющимся клубочкам дети кладут по 2 варежки, соответствующего цвета (расцветки) и выполняют счет.
Развивается внимание, координация движений, быстрота реакции, координация и ловкость движений, самостоятельность (инициа-тива), мышление.
осуществлять, предварительно оценив направление его движения и рассчитав силу броска; бежать быстро, не мешая друг другу и не наталкиваясь друг на друга; выстраиваться в пары и выкладывать варежки соответственно их цвету (расцветке).
Задание выполняется у мольберта. Осколки в виде варежек дети помещают на необходимый силуэт.
Подвижно-дидактическая игра «Следы». (С, П)
Детям предлагается угадать, кто оставил следы (отпе-чатки обуви).
По окончании задания дети, выяснив, кому принадлежит след, получают пару осколков в форме обуви и помещают их на соответствующее место на панно.
Дети выполняют ходьбу на высоких четвереньках (по следам) с чередованием рук и ног; дойдя до обруча, выполняют приставной шаг в него и, становясь точно на следы, сравнивают свои следы со следами в обруче.
Развивается внимание, координация движений и ловкость, логика мышления.
Обратить внимание детей на правильность выполнения задания: сравнивая след, необходимо совмещать пяточку с пяточкой, носочек с носочком; выполнять ходьбу следует поочередно.
2. Физкультминутка «Лебедь». (З)
Собрав все осколки озера, Царица числа 2 расколдовы-вает его, а педагог соединяет под музыку пару лебедей – маму и ее ребенка.
Дети становятся в круг и выполняют пласти-ческие танцевальные движения руками, туло-вищем и головой, изображая лебедя.
Обратить внимание детей на точность и плавность движений, положение рук,
Окончание табл.
Детям предлагается выполнить пластические движения, изображая лебедей.
Развивается внимание, ловкость и координация движений, чувство ритма, пластика, пантомимическая выразительность, фантазия и воображение.
шеи, туловища. Объяснить, что движения нужно выполнять согласованно, не мешая друг другу.
3. Фронтальная работа (задание выполняется индивидуально, сидя за столами).
Прощаясь с детьми, Царица числа 2 просит их выполнить задания в тетради:
1) Соединить линией пару.
2) Обвести по контуру цифру 2.
Развивается мелкая моторика рук, умение работать самостоятельно
Побуждать детей правильно выполнять задания: соединяя пары линией, регулировать силу нажима на карандаш; обводить цифру, не отрывая руки, чётко по контуру
III часть.
Итог занятия. (К)
Вопросы:
– О каком металле узнали?
– Что такое пара?
– Назовите пары предметов, существующих в жизни (природе)