Программное содержание: продолжать знакомство с числом и цифрой 3, с геометрической фигурой – треугольником; закрепить представление о числе 3 как о существенном признаке явления окружающего мира, навыки счёта и отсчёта в пределах трех, последовательного расположения предметов согласно количеству; учить выделять изменяющиеся признаки (цвет, форма, величина); составлять силуэтное изображение из разных видов треугольников (острых, тупых, равносторонних), согласовывая их по величине; развивать конструктивные навыки, мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность, инициативность, навыки контроля и самоконтроля, коммуникативные качества; стимулировать мыслительную деятельность детей в процессе движений, учить согласовывать движения со словами стихотворного текста.
Материалы и оборудование: Математический картонный театр; фигура Принца-Воина числа 3; силуэтное изображение попугая из треугольников (для выкладывания по силуэту); карточки с треугольниками; цветы с треугольными листьями с 1, 2, 3 лепестками; обруч; треугольники с цифрами 1, 2, 3 в середине, собранные на веревке; мячики для метания; жетоны из разноцветных треугольников; 3–4 резинки (по 1, 5 м); ватман с силуэтом попугая, клей, игрушка попугай; рабочая тетрадь, цветные карандаши на каждого ребенка.
Ход занятия
Двигательный и развивающий компоненты
Методические указания
I часть.
1. Подвижно-дидактическая игра на внимание «Третий – лишний». (ФК, П)
Детям произносятся цепочки из 3 слов, а они должны быстро определить на слух, какое из слов является
Развивается внимание, быстрота реакции, умственная и двигательная активность.
Обратить внимание детей на то, что движения следует
показывать выразительно, показ отгадки должен осу-ществлять тот ребенок, который озвучил ее правильно первым, другие дети должны следить за правильностью выполнения задания.
2. Игровая мотивация.
В группе появляется Математический театр и уже знакомый детям Принц числа 3. Он рассказывает детям о своей любимой фигуре и просит их отгадать загадку, показывая разные виды треугольников (острые, тупые, равносторонние):
Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если стукнуть по углам,
То скорей подскочишь сам.
Вопросы:
– Почему треугольник относится к числу 3?
– Сколько углов, сторон у фигуры?
Далее Принц рассказывает детям о своём разноцветном говорящем друге, который улетел, когда Принц гулял в парке. Принц просит детей отыскать друга, собрав его портрет из треугольников. Дети отправляются в парк и попадают в «комнату кривых зеркал».
Продолжение табл.
II часть.
1. Подвижно-дидактическая игра «Комната кривых зеркал».
Педагог предлагает детям карточки с треугольниками и измененными фигурами (любые комбинации с изме-нением цвета и величины). Дети должны подойти к «кривому зеркалу» и описать произошедшие изменения в геометрической форме.
Пример:
– Я гулял в комнате кривых зеркал (показывается карточка с маленьким зелёным треугольником), у меня изменился цвет, а всё остальное – нет; изменился размер, а всё остальное – нет, и т. д.
По окончании игры детям предлагается найти карточку с формой, которая не изменилась, и взять её с собой, чтобы собрать портрет говорящего друга.
Дети выполняют ходьбу между зеркалами: медленным шагом, врассыпную.
Развивается внимание, самостоятельность (инициатива), логика мышления.
Обратить внимание детей на то, что ходьба выпол- няется с высоким подниманием коленей, смену движений нужно производить быстро, не наталкиваясь друг на друга.
Подвижно-дидактическая игра «Найди волшебный цветок».
Детям предлагается отдохнуть на волшебной поляне и поискать там говорящего друга Принца. Но чтобы попасть на поляну, надо собрать цветы, а когда все цветы будут собраны, необходимо выполнить еще одно задание: построиться в тройки согласно последовательному увеличению количества лепестков на цветах: с 1, 2, 3 лепестками.
Вопросы:
– Сколько лепестков на твоем цветке?
По пути на поляну, дети (по одному), выпол- няют прыжки по дороге из треугольников и, пройдя через обруч боком, берут любой цветок на поляне. Далее, выполняя ходьбу в колонне по одному, выстраиваются в тройки в порядке увеличения количества лепестков.
Развивается внимание, быстрота реакции и координация движений, умение правильно оценивать свои действия и действия других детей.
Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: двигаться, стараясь не наталкиваться друг на друга.
Побуждать детей быстро находить свое место в колонне, а затем и тройке, проверять правильность выпол-
Продолжение табл.
– Есть ли в твоей тройке цветок с 3 лепестками?
– Сколько лепестков у других цветов?
– Правильно построилась ваша тройка? Посчитайтесь.
Отдохнув на поляне, дети забирают с собой только те цветы, у которых три треугольных лепестка.
нения задания другими детьми.
2. Подвижно-дидактическое упражнение «Попади в цель».
Участвуя в парковом аттракционе «Тир», необходимо выполнить задание – попасть в треугольную мишень с номерами, расположенными в разной последова- тельности (расположение цифр меняется для каждого ребенка).
Дети строятся в 3–4 колонны и по очереди выполняют задания: осуществляют метание мяча в треугольную цель с номерами от 1 до 3.
Несколько детей осуществляют броски, а все остальные отслеживают правильность выполнения задания (за правильность выполнения детям вручаются жетоны из треугольников).
Развивается внимание (зрительная ориенти-ровка), быстрота реакции, умение действовать по сигналу, оценивать правильно свои действия и действия товарищей, логика мышления.
Обратить внимание детей на быстроту и точность выполнения задания: если номера мишеней идут не по порядку (не в той последовательности, что указана воспитателем), то необходимо быстро сориентироваться и выполнить бросок в нужной последовательности.
3. Физкультминутка «Волшебная резинка». (З)
Дети в спортзале делятся на тройки и выполняют упражнения с резинкой.
Развивается внимание, быстрота реакции и ловкость движений, сенсомоторные координации, чувство ритма.
Предлагаем для разминки,
Вам задание с резинкой.
Все резинку дружно взяли
И по кругу побежали.
Дети выполняют бег по кругу в тройках, держа резинку правой рукой и осуществляют движения по тексту:
растягивая резинку, образовать треугольник;
Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: при выполнении упражнений
Продолжение табл.
Вмиг резинку зацепили,
В треугольник превратили.
Потянулись вверх с резинкой
И прогнули наши спинки.
Теперь резинку опустили,
Её ногою придавили.
На одной ноге стоять
Будем мы, до трех считать.
1, 2, 3 – ногу быстро ты смени,
1, 2, 3 – ногой резинку удержи.
Её за спинку заведем
И приседания начнем.
Глубже приседай, не спи,
Мышцы ножек укрепи.
Резинку в руки мы возьмем
И прыжки назад начнем.
Если прыгать нам подольше,
Треугольник станет больше,
А теперь прыжки вперед –
Будет всё наоборот.
Нам занятия с резинкой
Укрепляют мышцы спинки.
Перегрузки нипочем,
Мы прыжки опять начнем.
поднять руку с резинкой вверх, отводя назад;
наклониться вперед, резинку зацепить ногой и выполнить стойку поочередно на правой и левой ноге.
Выполняют приседания, держась за резинку.
Выполняют прыжки на двух ногах вперед- назад, с переходом на ходьбу.
спину держать ровно, а движения выполнять четко и согласованно. Побуждать быстро ориентироваться при смене движений, не мешая другим и не наталкиваясь друг на друга.
Окончание табл.
5. Фронтальная работа (задание выполняется индивидуально, сидя за столами). (П, ХТ)
1) «Портрет из разноцветных треугольников».
Детям предлагается собрать портрет друга Принца числа 3 в виде большого панно из разноцветных треуголь-ников, подобрав их по размеру.
Вопрос: угадай, кто изображен на панно?
После правильного ответа к детям прилетает попугай – птица Говорун, которая отличается умом и сообрази-тельностью, и предлагает детям ещё одно задание:
2) Работа в тетради: «Раскрась предметы, которых по 3», «Напиши цифру 3 в треугольниках».
Развивается зрительное внимание, мелкая моторика рук, логика мышления
Обратить внимание детей на правильность выполнения задания: при раскраши-вании держать карандаш правильно, проследить за силой нажима, написание цифры осуществлять сверху вниз, при выполнении панно выбирать фигуры точно по размеру. Поощрять умелое обращение детей с клеем
III часть.
Итог занятия. (К)
Вопросы:
– Что делали? Кого искали?
– Из каких форм составляли портрет?
– Почему треугольник – любимая форма числа 3?