Программное содержание: продолжать знакомство детей с числом и цифрой 3; дать представление о числе 3 как существенном признаке явлений окружающго мира и его символах: планете Марс, металле – железо; учить соотносить цифры с количеством предметов в пределах 3, восстанавливая последовательность количественного ряда предметов и цифр; упражнять в счете в прямом и обратном порядке; закрепить знания детей о геометрических формах (круг, квадрат, треугольник, овал); развивать логическое мышление, внимание, память, самостоятельность (инициативу), навыки контроля и самоконтроля, коммуникативные качества (умение работать вместе, помогать друг другу), умения импровизировать, согласовывать движения со словами текста.
Материалы и оборудование: Математический театр с Принцем-воином числа 3; репродукция картины «Три богатыря»; макет планет Солнечной системы; треугольный щит; карточки – ключи к щиту: магнит, цифра 3, зеркальный треугольник; звездолет; железные и пластмассовые предметы; дорожка «Следы – ладошки»; большие геометрические формы; 3 комплекта цифр (1, 2, 3); 3 робота; 9 цветов из 3 лепестков с зеркальными серединками разных геометрических форм; картинки с изображением последовательности событий; карточки с последовательным увеличением или уменьшением количества предметов, карточки для завершения ряда; 2 мольберта; 3 обруча; 3 цветных кубика; бубен.
Ход занятия
Двигательный и развивающий компоненты
Методические указания
I часть.
1. Подвижно-дидактическое упражнение «Летает – не летает». (П, ФК)
Педагог называет детям слова, а они, услышав слово, которое означает летающий объект – машут руками, если не летающий – приседают.
Пример: ворона, школа, голубь, книга, самолет, карандаш, ракета, кошка, воробей.
Участники игры стоят в шеренгу по одному. Выполнять взмах необходимо прямыми руками. Во время приседаний руки поставить на пояс.
Развивается внимание, сообразительность, логика мышления.
Обратить внимание детей на правильное выполнение задания: при взмахе руками, локти не сгибать, при при-седании, руки держать на поясе.
2. Игровая мотивация.
Появление Математического театра с Принцем-воином числа 3, Царём Единицей, Царицей числа 2. Царь Единица и Царица числа 2 предлагают детям вспомнить, что является символами их чисел (у числа 1 – Солнце, металл золото, у числа 2 – Луна, металл серебро) Принц числа 3 показывая детям свой наряд, рассказывает о том, что его символический металл – железо, его доспехи – кольчуга, шлем, щит, меч, как у трех великих богатырей Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, – сделаны из железа. Его любимая цифра – 3, форма – треугольник (его щит – треугольный), любимая планета – Марс, (она красного цвета, так как на ней много железа – железо расплавляется, становится красным). Царь и Царица сообщают детям, что с планеты Марс поступил сигнал бедствия. Принц числа 3 просит детей отправиться на эту планету на звездолёте и добыть
Дети сидят полукругом возле Математического театра.
Развивается интерес к познанию нового, желание помочь.
Вовлечь детей в беседу и игру. Помочь им вспомнить символы чисел 1 и 2, познакомить с символами числа 3.
Продолжение табл.
ключи для электронного щита, чтобы он мог помогать её жителям. Чтобы добыть ключи, надо проявить сме-калку и ловкость.
II часть.
1. Дидактическая игра «Сосчитай, не ошибись». (П)
Дети «заходят в звездолет». А чтобы он взлетел, осуществляют счет в пределах 5 в прямом и обратном порядке (под «космическую» музыку).
Развивается память, сосредоточенность.
Выполнять задание следует стоя, счет производить быстро, хором, не пропуская чисел (при обратном счете нужно также соблюдать последовательность чисел).
2. Подвижно-дидактическая игра «Очисти планету Марс» («Найди железные предметы»).
Педагог рассказывает детям, что на планете Марс скопилось много лишнего мусора, а должны на ней находиться только железные предметы.
Детям предлагается собрать только железные предметы.
Вопросы:
– Как проверить, все ли железные предметы мы собрали?
– Что притягивает железные предметы? (Магнит. )
Педагог проверяет с помощью магнита, не ошиблись ли дети при выполнении задания. За правильное выполнение задания дети получают ключ – магнит.
Дети делятся на команды и выстраиваются в колонны на стартовой линии. По сигналу воспитателя участники игры выполняют последовательно следующее задание: проползти на четвереньках по дорожке «Следы – ладошки» до обруча, найти любой железный предмет, вернуться прыжками на двух ногах по тре-угольникам. Положив предметы в обруч, встать в конец колонны.
Обратить внимание детей на то, что следует чередовать положение рук и ног при ползании, двигаться быстро, не задерживая других, быть внимательным при выборе железных предметов, прыжки осуществлять только по треугольникам, регулировать силу толчка, взмах руками, мягко приземляться.
Продолжение табл.
Подвижно-дидактическая игра «Живые цифры».
Продолжив путь, дети находят сломанных роботов. Они решают, как им помочь.
Детям раздаются цифры от 1 до 3, предлагается восстановить последовательно цифровую программу, чтобы роботы заработали снова.
Вопросы:
– Почему цифра 1 стоит первой? (Начинает счет. )
– За какой цифрой стоит 2? На сколько она больше чем 1?
– За какой цифрой стоит 3? На сколько она больше чем 2?
Дети меняются цифрами, игра повторяется. По окончании игры последовательность цифр размещается на мольберте. За правильно выполненное задание дети получают второй ключ – карточку с цифрой 3.
Дети бегают врассыпную, по сигналу бубна должны построиться в шеренгу, соблюдая последовательность цифр.
Развивается быстрота, ловкость, внимание, память, навыки контроля и самоконтроля.
Обратить внимание детей на то, что бег надо выполнять легко, не толкая друг друга, по сигналу достаточно быстро восстановить последовательность цифр, найдя свое место в колонне.
3. Физкультминутка «Робот». (З)
Детям предлагается изобразить движения робота под песню «Робот» (сл. и муз. Ю. Михайленко).
Дети осуществляют имитацию движений робота, вначале повторяя за воспитателем, а затем самостоятельно.
Развивается способность к перевоплощению, воображение.
Показать детям движения робота, нацелить их на самостоятельное творческое перевоплощение.
Продолжение табл.
4. Подвижно-дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Продолжив путешествие, дети обнаруживают поляну с зеркальными цветами. Чтобы попасть на эту поляну, педагог предлагает с помощью волшебной палочки превратиться в насекомых и выполнить задание:
бабочки перелетают к полянке по узкой дорожке (подскоками);
жучки и гусенички проползают по широкой дорожке.
Добравшись до полянки, дети бегают врассыпную между цветами.
По сигналу: «Раз, два, три, – цветок сорви», игроки поднимают цветы и отвечают на вопросы:
– Сколько у ваших цветов лепестков? (По 3. )
– Назовите, какой формы серединка у ваших цветов.
Педагог, заглядывая в зеркальные серединки, сообщает детям, что цветы сфотографировали события их пребывания на планете Марс. Если восстановить последовательность событий, то можно будет найти ключ для щита и вернуться домой.
Участники игры выполняют имитацию движений насекомых: бабочки летают, жучки ползают (на четвереньках).
Развивать внимание, мышление, творческое воображение при создании необходимого образа.
Обратить внимание детей на то, что одни насекомые летают, другие ползают.
Побуждать правильно выбрать дорожку для прохождения по заданию, движения выполнять согласно образу, по сигналу быстро называть геометрические формы.
Стоя полукругом, дети выкладывают карточки, составляя последовательность событий. Педагог переворачи-вает последний цветок и сообщает детям, что ключом к щиту служит зеркальная серединка последнего цветка.
Вопросы:
– Какой формы серединка? (Треугольной. )
Развивается память, сообразительность, навык взаимопомощи, умение работать вместе.
Напомнить, что надо восстановить последовательность событий от начала до конца, помогать друг другу в работе.
Окончание табл.
– Относится ли она к цифре 3, почему? (Да, потому что у нее 3 угла. )
5. Фронтальная работа (задание выполняется индивидуально, стоя у мольберта).
Педагог объясняет: чтобы вернуться домой, надо запустить программу звездолёта. Детям предлагаются кар- точки с последовательным расположением количества предметов в порядке увеличения или уменьшения (от 1 до 3). Проследив закономерность, дети должны закончить программу, положив нужную завершающую карточку.
Развивается самостоятельность (инициатива), логика мышления.
Обратить внимание детей на то, что необходимо правильно отследить законо-мерность построения ряда, закончив его нужной кар-точкой.
III часть.
Итог занятия. (К)
Вернувшись домой на звездолете, дети наклеивают ключи в углы электронного щита. Принц числа 3 благодарит детей и прощается с ними.
Вопросы:
– Где побывали?
– Кому помогали?
– Назовите форму, цифру и металл, которые являются главными для Принца числа 3
Развивается речь, умение делать правильные умозаключения
Привлечь детей к активной беседе по пройденному материалу