Программное содержание: ознакомить с числом и цифрой 4; дать представление о числе 4 как существенном признаке явления окружающего мира; закрепить представления о временах года, частях суток, упражнять в отгадывании загадок; расширять познавательный интерес, закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью слов, выражающих пространственное расположение предметов: предлогов «за», «после», «перед», «между» и наречий «вперед», «назад», «налево», «направо», навыки счёта и отсчёта предметов в пределах 4, последовательного расположения предметов согласно количеству; ознакомить детей с компасом, частями света; развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность, инициативность, навыки контроля и самоконтроля, коммуникативные качества; стимулировать мыслительную деятельность детей в процессе движений, которые необходимо согласовать со стихотворным текстом.
Материалы и оборудование: Математический картонный театр; фигура Принцессы числа 4; картинки с изображением времен года; предметные карточки с изображением явлений природы; компас; кегли, 4 обруча; карточки с цифрами от 1 до 4; ленты красного цвета; мяч; ватман, часы, стрелка; рабочая тетрадь; индивидуальные карточки с разделительной полосой; предметы для счёта – вырезанные колечки и цветочки; фломастеры на каждого ребенка.
Ход занятия
Двигательный и развивающий компоненты
Методические указания
I часть.
1. Дидактическая игра на внимание «Считай, не ошибись». (П)
Педагог показывает карточки с цифрами. После показа карточки один из детей продолжает счёт с изображен-
Дети выполняют задание, стоя в кругу, педагог стоит в середине круга.
Обратить внимание детей на то, что счёт продолжает-
Продолжение табл.
ной на картинке цифры. Игра продолжается до сигнала «стоп».
Развивается сосредоточенность внимания.
ся с показанного педагогом числа; счёт можно осу- ществлять как индивиду-ально, так и коллективно, не пропуская идущие по порядку числа.
2. Игровая мотивация.
Появление математического театра, Принцессы числа 4, которая пришла в необычном длинном зеленом платье с вышитыми на нём четырьмя снежинками, цветками, ягодками, желтыми листиками, на голове ее – корона с 4 зубцами, у нее длинные, темные волосы. Она рассказывает детям о своём любимом числе (показывает его изображение), просит детей рассказать, что они знают о числе 4: сколько знают времен года, частей суток.
Принцесса числа 4 рассказывает детям сказку «12 месяцев» и показывает свои волшебные временные часы, на которых исчезли все времена года.
Принцесса просит детей отправиться в сказку и восстановить последовательность времён года, повстречавшись сразу с 12 месяцами на волшебной поляне, предлагает получить подарки от каждого времени года. Она дарит детям компас и объясняет, что в дальней дороге он просто необходим, так как показывает четыре стороны света: север, юг, запад, восток – это направления.
Продолжение табл.
Затем Принцесса предлагает детям определить направ-ление движения, по которому они отправятся в сказку:
Задание:
На север пойдёте –
На волшебную поляну попадёте.
II часть.
1. Подвижно-дидактическая игра «Найди направления по компасу». (П, ФК)
Дети внимательно рассматривают компас, определяют, куда показывает стрелка – становятся лицом на север и выполняют движения в каждом направлении.
Выполнив движения, дети оказываются на волшебной поляне.
Дети выполняют движения по направлению стрелки:
восток – 4 приставных шага направо,
запад – 3 подскока налево,
юг – 2 прыжка назад,
север – бег между кеглями змейкой.
Развивается внимание, память, быстрота реакции и координация движений, умение ориен-тироваться в пространстве, самостоятельность (инициатива).
Обратить внимание детей на точность и быстроту выполнения задания: для определения направления надо встать лицом на север, куда показывает красная стрелка, и выполнять движения, ориентируясь по правой и левой руке; смену движений производить быстро, не наталкиваясь друг на друга.
Подвижно-дидактическая игра «Восстанови часы времен года».
Попав на поляну, дети обнаруживают, что картинки с часов времени разбросаны, а некоторые вообще исчезли. Нужно найти (восстановить) часы времен года, отгадав загадки про времена года:
Развивается внимание, быстрота реакции и координация движений, чувство ритма, пантомимическая выразительность, логика, мышление, творческое воображение.
Продолжение табл.
1) Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасила витрины? (Зима. )
Дети выкладывают картинку с изображением зимы на волшебные часы и под «музыку метели» выполняют задания, предложенные в стихотворении «Зима»:
Выпал беленький снежок,
Собралися мы в кружок.
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Мы на лыжи дружно встали,
Друг за другом побежали.
Мы снежки скорей слепили,
И друг в друга запустили.
Слушая стихотворение, дети выполняют дви-жения: становятся в круг, поднимают попеременно руки вверх-вниз; выполняют бег по кругу, руки за спиной; широкий скользящий шаг, руки согнуты в локтях; имитацию бросания снежка, руки сжаты в кулачок.
Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания. Побуждать при выполнении движений ориентироваться на показ педагога, выполнять движения в общем ритме, смену движений осуществлять в быстром темпе.
Дети выкладывают картинку с изображением весны на часы и под «музыку капели» выполняют задания, предложенные в стихотворении «Весна»:
Улыбаются все люди,
Ведь весна – она повсюду.
Плачет от тепла сосулька,
И на крыше талый снег,
Дети выполняют движения по кругу в парах:
повороты друг к другу, ритмичные хлопки по ладошкам друг друга;
бег в разном темпе (быстром и медленном) по кругу;
Продолжение табл.
За собой зовет он всех.
На поляне из-под снега
Появилися цветы,
Появилися листочки
И бутоны расцвели.
приседания – руки над головою (показать, как распускается цветок), вставая, развести руки медленно в стороны.
3) Солнце печёт
Всё растёт и цветёт
Кругом жара,
Жужжит мошкара. (Лето. )
Дети выкладывают картинку с изображением лета на часы и выполняют задания, предложенные в стихо-творении «Лето»:
Летом все мы загораем,
Ноги выше поднимаем,
Держим, держим, напрягаем.
Прыгнем мы в водичку сами
И гребём скорей руками.
Дети выполняют движения лежа на ковре:
и. п. – лежа на спине, выполнять поднимание и опускание ног, не сгибая их в коленях;
и. п. – стойка прямо, ноги вместе, выполнять прыжок вперед, круговые движения руками (имитация плавания).
4) Кто все листья золотит,
Урожай собрать велит,
К югу птичек отправляет
И дождями поливает? (Осень. )
Дети выкладывают картинку с изображением осени на часы и выполняют задания, предложенные в стихо-творении «Осень»:
Дети выполняют движения, стоя в кругу:
ритмично потирают ладошки;
выполняют наклоны вперед (махи поднятыми руками);
Продолжение табл.
Осень листья золотит,
Ветерок ими шуршит.
Он с деревьев их разносит.
Поиграет, снова бросит.
Вверх поднимет, закружит
И на месте завертит,
Соберёт в большую кучу,
Убежит и сядет в тучу.
выполняют бег в разных направлениях, кружась;
собираются в общий круг, держась за руки, делают шаги вперёд-назад (сужая, расширяя круг).
Подвижно-дидактическая игра «Мяч бросай, быстро отвечай».
Педагог играет с детьми в игру с мячом (вопрос – ответ):
1) Какое время года идёт за осенью (перед летом, после весны, между летом и зимой)?
2) Когда тает снег (опадают листья, бегут ручьи и т. д. )?
3) В какое время года можно купаться в речке (кататься на коньках, играть в песочнице, строить скворечники и т. д. )?
4) Когда бывает Новый Год (8 Марта, День Нептуна, День Победы и т. д. )?
5) Когда бывает светло (темно)?
6) Когда солнце только восходит? Когда на небе видны звёзды? Если солнце в небе высоко, то какое время суток?
Дети стоят в кругу, педагог – в середине круга. Он бросает игрокам мяч, задает поочередно каждому вопрос и получает на него ответ.
Развивается внимание, зрительная ориентировка, быстрота реакции, логика мышления, навыки контроля.
Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: ловлю мяча осуществлять двумя руками, не прижимая к груди; поймав мяч, быстро ответить на вопрос и передать мяч двумя руками от груди назад педагогу; при ответе на вопрос не выкрикивать, а дожидаться, когда попросят ответить.
2. Физкультминутка «Гори-гори ясно». (З)
Детям необходимо развести огонёк на волшебной поляне, чтобы там собрались все 12 месяцев вместе.
Дети выполняют построение в колонну парами.
Обратить внимание детей на быстроту и правильность
Продолжение табл.
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три – беги!
В руках у каждого ленточки. Выбирается ведущий.
По окончании стихотворения игроки должны собрать ленточки, чтобы «зажечь огонь».
Дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны: один – справа, другой – слева, стремясь соединиться в пару вначале колонны. Ловишка же старается поймать одного из них и взять за руку с ленточкой, то есть образовать пару. Водящим становится оставшийся без пары игрок. Далее игра повторяется.
Игра развивает внимание, ловкость, быстроту реакции и сенсомоторные координации.
выполнения задания: быст-ро ориентироваться при смене движений, не мешая другим, и не наталкиваясь друг на друга; во время произнесения текста ловишка не должен оглядываться, ловить играющих нужно сразу после произнесения слов, до того как дети возьмутся за руки.
3. Подвижная игра «Кольцо прокати – домой попади». (ФК)
Дети обнаруживают возле костра волшебное кольцо. Они поочередно прокатывают его друг другу по прямой дорожке и попадают домой.
Дети, отталкивая обруч двумя руками, прока- тывают его друг другу по прямой.
Развивается внимание, глазомер, ловкость.
Обратить внимание детей на правильность выполнения задания: прокатывать обруч нужно по прямой дорожке, сильно отталкивая его, но так, чтобы он не падал.
4. Фронтальная работа (задание выполняется за столами).
1) «Выложи предметы на полоски и узнай, чего больше».
Развивается внимание, мелкая моторика рук, логика мышления
Обратить внимание детей на правильность выполне-
Окончание табл.
Дети выкладывают на одну полоску 4 колечка, на вторую – 3 цветочка, рядом кладут карточку с цифрой, соответствующей количеству выложенных предметов. Работа выполняется на индивидуальных карточках.
Вопросы:
– Чего больше? На сколько?
– Как сделать так, чтобы предметов было поровну?
2) «Обведи в круг предметы, которых по 4» (работа в пособии).
ния заданий: при отсчёте предметов выкладывать их слева направо, соответственно цифре; выкладывая предметы на вторую полоску, размещать их строго под предметами первой полоски; при обведении предме-тов в круг быть внимательными, не делать сильного нажима на фломастер
III часть.
Итог занятия. (К)
Вопросы:
– Что узнали нового?
– Сколько времен года (частей света, суток) вы знаете?
– Сколько месяцев в году? Назовите их