Программное содержание: продолжать знакомить с числом и цифрой 4; закрепить представление о числе 4 как существенном признаке явлений окружающего мира, представления о временах года, частях суток, частях света, умение ориентироваться в пространстве, используя в речи предлоги «за», «после», «перед», «между» и наречия «вперед», «назад», «налево», «направо»; закрепить знания о геометрических формах, упражнять в выкладывании изображений животных из геометрических фигур, совершенствовать конструктивные навыки, навыки счёта до 10, счёта и отсчёта в пределах 4, выкладывания предметов, сопоставления их количества с соответствующей цифрой; упражнять в определении частей света с помощью компаса; развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность, чувство ритма и пантомимическую выразительность, коммуникативные качества; стимулировать мыслительную деятельность детей в процессе движений.
Материалы и оборудование: Математический картонный театр; фигура Принцессы числа 4; картинки с изображением времен года; письмо, журнал «Мурзилка» с изображением пустых фоторамок; мягкий кубик с изображениями атрибутов зимних видов спорта (санки, коньки, лыжи и т. д. ); домик, игрушка собака; компас, фотоаппараты, игрушки животные, изображения животных; карточки с цифрами от 1 до 4; клей, мольберт, карточки с силуэтами животных из геометрических фигур, вырезанные цветные согласно силуэтам геометрические фигуры.
Ход занятия
Двигательный и развивающий компоненты
Методические указания
I часть.
1. Дидактическая игра на внимание «Что изменилось? ». (П, К)
Детям предлагаются картинки с изображением явлений природы разных времен года. Дети закрывают глаза,
Развивается сосредоточенность внимания.
Дети стоят полукругом у доски.
Побуждать детей быть внимательными при рассматри-
Продолжение табл.
а педагог меняет картинки местами (последовательность их расположения) и предлагает детям объяснить, что изменилось, используя в рассказе предлоги «за», «между», «после», «перед».
вании картинок (восстановлении последовательности в их расположении), в рас-сказе об изменениях использовать предлоги, выражающие пространственное расположение предметов.
2. Игровая мотивация.
Появление Математического театра, Принцессы числа 4. Она предлагает детям вспомнить: чего на свете бывает по 4, сколько бывает времен года, частей суток, частей света. Принцесса числа 4 показывает детям письмо из Простоквашино и журнал «Мурзилка», на страничках которого изображены пустые рамки для фотографий. Она просит детей отправиться в деревню, поохотиться с фоторужьем и помочь Шарику собрать фотографии животных, которых можно считать четвероногими друзьями.
II часть.
1. Подвижно-дидактическое упражнение «Зима в Простоквашино». (ФК, П)
Детям предлагается добраться до деревни Простоквашино различными способами, а каким именно, они узнают, подбросив мягкий кубик с картинками, сопровождая бросок словами «Раз, два, три – картинку покажи».
Дети побрасывают кубик 3 раза и ловят его двумя рука-
Дети выполняют движения соответственно картинке:
санки – сидя на полу (ковре), передвигаться вперед, не сгибая ног в коленях;
коньки – стойка на одной ноге (другая нога отведена назад, параллельна полу), руки в стороны, удерживать равновесие;
Обратить внимание детей на правильность выполнения задания: смену движений осуществлять точно, быстро, не наталкиваясь друг на друга, соответст- венно картинке и только
Продолжение табл.
ми, рассматривая верхнюю картинку, выполняют соответствующие движения.
Справившись с заданием, дети оказываются возле знакомого домика друзей.
лыжи – широкий скользящий шаг, руки согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулак;
сугробы – ходьба с высоким подниманием коленей.
Развивается внимание, быстрота реакции и координация движений, самостоятельность (инициатива).
после бросания кубика с картинкой.
2. Подвижно-дидактическая игра «Ответь как галчонок».
Оказавшись возле дверей домика, детям предлагается поздороваться с его обитателями.
Игра повторяется 2–3 раза.
Дети стоят парами в колонне, а один из игроков, оставшийся без пары, стоя к ним спиной, стучится в дверь домика, все остальные дети отвечают «Кто там? » столько же раз, сколько услышат стуков в дверь.
Развивается внимание, быстрота реакции на звук, умение оценивать правильно свои действия и действия других детей.
Обратить внимание детей на то, что отвечать «Кто там? » необходимо столько раз, сколько они услышат стуков в дверь. Побуждать детей проверять правильность выполнения задания.
3. Игра-физкультминутка «Вот лежит лохматый пёс». (З, С)
К детям выходит пёс Шарик, жалуется, что зимой в деревне стало скучно, дядя Федор приезжает редко (учится в школе). Шарик предлагает детям поиграть в игру:
Вот лежит лохматый пёс.
В лапы свой уткнувший нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим
И увидим, что же будет.
Выбирается водящий – пес Шарик. Дети, идя в гости к Шарику, выполняют ходьбу на носочках – медленно (крадучись), дойдя до него, должны дотронуться, а после того как услышат его лай – разбежаться врассыпную, чтобы водящий их не поймал.
Развивается внимание, быстрота реакции и координация движений, умение действовать по сигналу.
Побуждать всех детей при-нимать участие в игре.
Обратить внимание детей на правильное выполнение задания: осуществляя движения, стараться не наталкиваться друг на друга; бег врассыпную выполнять только после того, как услышат сигнал – лай собаки.
Продолжение табл.
4. Подвижно-дидактическая игра «Определи направление и сфотографируй четвероногих животных». (С, П)
Дети рассказывают Шарику, зачем пришли, а он раздаёт детям фотоаппараты и предлагает по компасу определить направление движения, чтобы не заблудиться в зимнем лесу.
Дети становятся лицом на север и делятся на четыре подгруппы, определяя тем самым направление: впереди – север, сзади – юг, справа – восток, слева – запад. Игроки идут в этих направлениях, «фотографируют» четвероногих животных (собирают картинки) и, вер- нувшись к домику, становятся в круг.
Дети выполняют ходьбу в разных направлениях строевым шагом.
Развивается внимание, зрительная ориенти-ровка, быстрота реакции, умение действовать по сигналу – направлению стрелки компаса.
Обратить внимание детей на то, что для определения направления надо встать лицом на север, куда показывает красная стрелка, и выполнять движения, ориентируясь на правую и левую руки. Напомнить, что движения нужно осуществлять четко, не наталкиваясь друг на друга и на игрушки.
Подвижно-дидактическая игра «Сосчитай и изобрази».
Дети считают «фотографии» одинаковых животных, объединяя их в группы, выкладывают в обруч и кладут рядом цифру, соответствующую количеству снимков.
Далее дети сравнивают группы животных: на сколько лошадок больше, чем собак? На сколько зайцев меньше, чем лис? Какое число больше: 4 или 3? На сколько?
Дети по группам считают животных, затем имитируют повадки тех животных, изображения которых они положили в обруч.
Развивается внимание, быстрота реакции и координация движений, чувство ритма, пантомимическая выразительность.
Обратить внимание детей на точность выполнения задания: выполняя счёт, не пропускать идущие по порядку числа; точно передавать повадки животных, выполняя движения четко и согласованно.
Окончание табл.
5. Фронтальная работа (задание выполняется стоя у мольберта и сидя за столами (по подгруппам). (ХТ, П)
1) «Вклей фото четвероногих друзей в журнал “Мур- зилка”».
Детям предлагается вклеить собранные картинки с изо-бражением животных, распределив их предварительно на домашних и диких животных с комментированием.
2) «Выложи контур животного из геометрических фигур, называя фигуры и получившихся животных».
Развивается внимание, мелкая моторика рук, логика мышления.
Обратить внимание детей на правильность выполнения задания: при вклеивании картинок не путаться, распределяя их по группам: домашние и дикие. Поощрять умелое обращение детей с клеем, поддерживать проявления детской фантазии при выкладывании контура животного.
III часть.
1. Подвижно-дидактическая игра «Поезд». (П, ФК)
Дети «возвращаются домой», играя в уже знакомую игру: выполняют движения в разных направлениях (по сигналу – гудку и стрелке компаса) и в разном темпе (медленном и быстром), имитируя движение поезда. Игра продолжается до сигнала «Стоп! ».
Дети строятся в 3–4 колонны на одной стороне площадки, кладут руки на плечи стоящего впереди. По стрелке компаса и гудку выполняют движения в колоннах в нужных направлениях, сначала медленно, затем в ускоренном темпе, переходя на бег. По следующему гудку движение прекращается.
В игре развивается внимание, быстрота реакции, умение действовать по сигналу
Обратить внимание детей на точность сменяемых движений: выстраиваться в колонну необходимо быстро, движения в разные направления и остановки осуществлять по сигналу, стараться не наталкиваться друг на друга
2. Итог занятия.
Вопросы:
– Где были?
– Что делали, кому помогали?
– Что узнали нового?