Занятие 1 ЧИСЛО 5. ЦИФРА 5. ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО
Программное содержание: ознакомить детей с числом и цифрой 5, ее символом в животном мире – обитателями морей морскими звёздочками; дать представление о числе как существенном признаке явления окружающего мира; закрепить навыки счета до 10 и более (в игровой ситуации), прямого и обратного счёта в пределах 4, знание цветов (цветовых оттенков), умение классифицировать предметы по признаку (свойству), знание слов, выражающих пространственное расположение предметов; упражнят ь в умении выкладывать последовательно картинки (соответственно цифре и количеству предметов); развивать логическое мышление, мелкую моторику рук (при обведении ладошек, написании цифры 5), самостоятельность (инициативу), двигательную активность, умение работать вместе, помогая друг другу.
Материалы и оборудование: Математический картонный театр; фигуры Царя Математики – Единицы, Царицы числа 2, Принца числа 5; картинки на занавесе с изображением цифры 5 в различных шрифтах, ладошек (кистей рук), морских звезд; игрушки, муляжи, изображающие морских обитателей; обручи; «медузка» с цветными палочками («щупальцами»); вырезанные из цветного картона ладошки (кисти рук), «следы» из ткани; карточки домино с морскими обитателями; карточки из цветного картона с цифрами от 1 до 4 на каждого ребенка; изображение цифры 5 на голубом картонном круге; ватман, цветные фломастеры на каждого ребенка.
Ход занятия
Двигательный и развивающий компоненты
Методические указания
I часть.
1. Игра на внимание «Билет в театр». (П, С)
Педагог раздаёт детям карточки c цифрами от 1 до 4 и предлагает выполнить задание на внимание и скорость:
Дети, получив карточки с цифрами, выполняют задания, предлагаемые воспитателем:
Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания:
Продолжение табл.
а) встать по порядку от 1 до 4, согласно номерам, ука-занным на карточках, называя свой номер по порядку;
б) выполнить прямой и обратный счёт, показывая и называя карточки;
в) построиться в тройки, пары, выполняя повороты налево-направо;
г) выбрать и посчитать, сколько карточек с цифрой 4, находится в коробке.
Воспитатель показывает цифру 5 – это пропуск в театр.
– становятся в колонну друг за другом по по-рядку номеров – 1, 2, 3, 4;
– осуществляют в строю порядковый счёт по номерам (прямой и обратный);
– перестраиваются в 2, 3 колонны, осуществляют повороты направо-налево.
Развивается внимание, быстрота реакции и ловкость движений, самостоятельность, умения действовать по сигналу (слово воспи- тателя), правильно оценивать свои действия и действия других детей, ориентироваться в пространстве.
не пропускать идущие по порядку числа, соблюдая закономерность; построение в 1, 2, 3 колонны, а также повороты выполнять быстро, находя свое место в колонне (команде). Побуждать детей проверять правильность выполнения задания.
2. Игровая мотивация.
Появление Математического театра, Царя Единицы, Царицы числа 2, Принца числа 5 (на занавесе – цифры 5, морские звезды, изображения детских и взрослых ладошек). Принц знакомит детей с числом и цифрой 5, предлагает рассмотреть свой наряд – голубой плащ и звёзды на нем. Рассказывая о символике числа, пред-лагает вспомнить, где еще встречается число 5. (В подводном царстве. ) Рассказывает о своих подружках – морских звёздах.
Далее Принц повествует детям историю о мальчике Ване и его маме, Варваре-красе, длинной косе. Морской Царь украл маму Вани, обиделся на весь людской мир. Принц числа 5 предлагает детям спасти маму Вани, выполнив задания Морского Царя.
Продолжение табл.
II часть.
1. Подвижно-дидактическая игра «Найди подводных обитателей» («Чистая вода»). (П, ФК)
Морской Царь зол на людей – они засорили всё его подводное царство, из-за этого он не может найти своих подданных. Детям предлагается очистить морское дно от мусора, быстро взяв по одному предмету, который не должен находиться в море, в результате останутся только морские обитатели.
Вопросы:
– Почему вы собрали именно эти предметы? (Потому что это посуда, игрушки, инструменты, остатки пищи. )
– На дне остались только морские, подводные обита- тели. Почему их так называют? (Живут, обитают в море. )
Дети, перемещаясь по пространству группы вокруг голубого полотна (море), собирают в мешок предметы, которых не должно быть на морском дне.
Развивается внимание, быстрота реакции, умение действовать по сигналу и оценивать правильно свои действия и действия других детей, логика мышления.
Обратить внимание детей на быстроту и правиль-ность выполнения задания: при передвижении, стараться не наталкиваться друг на друга и не мешать друг другу.
Побуждать детей собирать только те предметы, которые не являются морскими обитателями, проверяя свои действия и действия других детей.
Подвижно-дидактическая игра «Разложи морских обитателей в группы и посчитай, показав количество цифрой».
Воспитатель предлагает детям собрать морских обитателей в группы по внешнему виду: морские звезды, рыбы, водоросли, ракушки, медузки. После того как дети раз- ложат морских обитателей по группам, их необходимо пересчитать, называя количество.
Вопросы:
– Назовите, каких морских обитателей меньше всего (больше всего)? (Медуз, морских звезд. )
Дети, взяв по одному предмету, обегают обручи змейкой, складывают в них предметы, группируя по внешнему виду.
Развивается внимание, быстрота реакции и координация движений, умение оценивать правильно свои действия и действия других детей, логика мышления.
Обратить внимание детей на точность выполнения задания: во время бега стараться не наталкиваться друг друга; считая предметы, не пропускать идущие по порядку числа. В ходе игры побуждать детей обращать вни-
Продолжение табл.
– На сколько медуз меньше, чем ракушек? (На 1. )
– На сколько ракушек меньше, чем рыб? (На 1. )
– На сколько рыб меньше, чем водорослей? (На 1. )
– Сколько всего морских звёзд, медуз вы собрали? (5; 1. )
мание на внешнее сходство морских обитателей и быстро находить им место в том или ином обруче, проверять правильность выполнения задания другими детьми.
Подвижно-дидактическая игра «Медузка, соберись».
У педагога в руках «медузка» с «щупальцами» (цветными палочками). Воспитатель предлагает детям выбрать палочку любого цвета и, представив себя разноцветной медузой, поиграть.
Дети с разноцветными палочками в руках передвигаются по группе бегом с подскоками в различных направлениях. По сигналу воспи-тателя «Медузки поплыли! », игроки ложатся на пол, вытянув руки и ноги, и выполняют перекатывание направо и налево. По сигналу «Медузка, соберись! » – встают и соединяются попарно с игроками, у которых палочки-щу-пальцы того же цвета или оттенков одного цвета (красного оттенка – с палочками красного, розового цветов; синего оттенка – с палочками голубого, фиолетового цветов; зеленого оттенка – с палочками светло- и тёмно-зеленого цветов).
Развивается внимание, быстрота реакции, умение действовать по сигналу, оценивая правильно свои действия и действия других детей, самостоятельность (инициатива).
Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: быстро выполнять смену движений по сигналу, проверять правильность выполнения задания; при перекатывании руки и ноги не сгибать, движения выполнять одновременно; при сравнении отпечатков делать свои умозаключения.
Продолжение табл.
Подвижно-дидактическая игра «Сравни ладошки по отпечатку».
Морской Царь предлагает детям сравнить ладошки по отпечатку и назвать, кому они принадлежат.
Дети, сравнив отпечатки, выясняют, что они принад- лежат Варваре-Красе, Ваниной маме.
Дети выполняют серию упражнений: прыжки ноги вместе – ноги врозь вдоль по дорожке («следам» из ткани), приставной шаг и приземление на высокие четвереньки в обруч, срав- нение своих ладошек и отпечаток ладошек.
Развивается внимание (зрительная ориенти-ровка), умение сравнивать предметы по вели-чине, фантазия и воображение.
Обратить внимание детей на то, что во время выпол-нения задания необходимо сохранять равновесие и ста-раться точно наступать на отпечатки стоп и ладошек на дорожке.
2. Дидактическая игра «Расколдуй Варвару-красу». (П)
Морской Царь собирает детей вокруг стола и обещает детям отпустить Ванину маму – Варвару-красу, если они распознают ее среди других красавиц. Для этого детям предлагаются изображения красавиц, среди которых они должны найти Варвару-красу по цвету глаз (их выразительности), а также цвету одежды (рисунку), отличному от других.
Развивается внимание, логика мышления.
Побуждать детей, рассматривая изображения, выявлять отличия (отмечая цвет глаз, рисунок на одежде, ее цвет).
3. Физкультминутка «Изобрази морскую звезду» (модификация игры «Море волнуется…»). (ФК, З)
Детям предлагается уже знакомая игра, где на сигнал «Морская фигура, замри! » они вначале изображают любых морских обитателей, а затем, используя обруч, – морскую звезду.
Дети изображают морских обитателей:
– рыб – складывая ладони вместе, выполняют плавные движения, а затем, лежа на животе, выполняют касание рук и ног над головой;
– ракушек – приземляются на корточки, обхватывая себя руками;
Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: дви- жения осуществлять согласно стихотворной форме, не мешая друг другу.
Окончание табл.
– медуз – прыгают, плавно приземляясь, выполняя ритмичные движения ногами;
– морскую звезду – держатся за обруч вытяну-тыми в стороны руками.
Развивается внимание, ловкость, быстрота и координация движений, чувство ритма, пантомимическая выразительность, фантазия и воображение.
Поощрять детскую фантазию при передаче образов морских обитателей.
4. Фронтальная работа. (ХТ)
1) «Морское домино»: детям предлагается выложить цепочку по порядку из карточек с изображением морских обитателей и соответствующих им цифр (точек).
Дети выстраиваются в шеренгу с карточками (по порядку), выявляя и продолжая закономерность.
Развивается внимание, мелкая моторика рук, логическое мышление (при выявлении и продолжении закономерности).
Побуждать детей, выкладывая цепочку из морских обитателей, продолжать её соответственно количеству животных и счёту (по по-рядку).
2) Создание коллажа «Ладошки на память» и написание цифры 5: дети, прислоняя свою ладошку к листу ватмана, обводят её по контуру фломастером, а затем печатают цифру 5.
Дети по одному, стоя у мольберта, обводят свои ладошки, а затем внутри ладошек печа- тают цифру 5, предварительно «написав» её в воздухе
Нацелить детей при обведении ладошек и написании цифры 5 правильно держать фломастер, не делая сильного нажима
III часть.
Итог занятия.
Вопросы:
– С кем (чем) познакомились? Где побывали?
– На что похожи «медузки»?