Программное содержание: продолжать знакомить с числом и цифрой 5, с ее символом в растительном мире – цветами с 5 лепестками; закрепить представления о числе как существенном признаке явления окружающего мира, навык счета до 5 (в игровой ситуации), знания о геометрических формах; ознакомить с правильным пятиугольником; упражнять в выкладывании фигур образовывая новые, в умении выкладывать последовательно картинки (соответственно цифре и количеству предметов); развивать логическое мышление, конструктивные навыки, мелкую моторику рук, самостоятельность (инициативу), двигательную активность, умение работать вместе, помогая друг другу, оценивая свои действия и действия товарищей.
Материалы и оборудование: Математический картонный театр; фигура Принца числа 5; на занавесе картинки с изображением цифры 5 в различных шрифтах, пятиугольники, картинки цветов с 5 лепестками; картинки с предметами в количестве от 1 до 5; чёрные квадраты, разрезанные на геометрические фигуры, в состав которых входят пятиугольники; белые и чёрные квадраты; ватман, вырезанные цветные картонные геометрические фигуры – пятиугольники (на каждого ребёнка).
Ход занятия
Двигательный и развивающий компоненты
Методические указания
I часть.
1. Игра на внимание «Что к какой цифре отно- сится? ». (П)
Педагог раздаёт нескольким детям картинки с изображенными на них предметами от 1 до 5 и, показывая цифры, предлагает построиться в ряд, показывая остальным детям картинки, относящиеся к этой цифре.
Дети, с карточками в руках, выполняют задание: выстраиваются в шеренгу по сигналу (показ карточки с цифрой от 1 до 5) и показы- вают картинки с 1, 2, 3, 4, 5 предметами (соответственно цифре).
Развивается внимание, самостоятельность, умение действовать по зрительному сигналу
Обратить внимание детей на быстроту и точность выполнения задания: действовать по сигналу воспитателя (карточки с цифрой), строиться быстро; отыскивая свое место
Продолжение табл.
Дети проверяют выполнение задания и объясняют, почему эти картинки относятся к той или иной цифре.
(карточка), оценивать правильно свои действия и действия других детей, логика мышления.
в строю, не толкаться.
2. Игровая мотивация.
Появление Математического театра, Принца числа 5. Принц рассказывает детям о своих любимых фигурах (пятиугольниках) и цветах с пятью лепестками, которые встречаются в природе – незабудка, клубника. Далее Принц повествует детям о том, что стены и полы его королевства украшены правильными пятиугольниками. Принц хотел бы подарить детям свою любимую игру из правильных пятиугольников, из которых можно составить чудесные цветы и узоры.
Но Шахматная Королева забрала все фигуры, чтобы из них строить своё шахматное поле из чёрных и белых квадратов.
Принц просит помочь ему вернуть пятиугольники и найти среди них правильные: у этих фигур по 5 углов и все стороны равны.
II часть.
1. Подвижно-дидактическое упражнение «Это фокусник Пятерка».
Чтобы попасть в Королевство, детям необходимо вы-полнить движения в соответствии с текстом стихотво-рения о цифре 5.
Чтоб в королевство нам попасть,
Считалку надо сосчитать.
Дети выполняют движения, согласно тексту:
– показ кистей рук, поочередно сгибая пальцы;
Обратить внимание детей на быстроту и правильность
Продолжение табл.
Сколько пальцев на руке? (Счёт до 5. )
Сколько пальцев на ноге? (Счёт до 5. )
Что идёт после четверки? (5. )
К 4 прибавим 1 и получим мы опять
Ну конечно цифру… (5).
Налитая, симпатичная,
Эта цифра самая отличная!
Это фокусник Пятерка.
Вы за ней следите зорко.
Кувыркнется раз и два –
Обернётся цифрой 2.
Кто так может закружиться,
Кто так может танцевать,
Кто так может прокатиться?
Ну конечно цифра 5.
– поочерёдное вытягивание ног вперёд, вы- полняя вращательные движения ступней;
– вытягивание рук вперёд, показ пальцев на руках (четырех и первого);
– перекат в правую сторону из положения стоя на четвереньках (согнув руки, ноги в коленях), сгруппироваться, вернуться в исходное поло-жение – показать цифру 2 движением;
– повороты вокруг себя вправо (влево);
– боковой галоп.
Развивается внимание, быстрота реакции и координация движений.
выполнения задания: сменять движения по ходу текста, при смене движений не наталкиваться друг на друга.
2. Подвижно-дидактическая игра «Собери квадраты». (ФК, П)
Попав в Шахматное Королевство, дети встречаются с Королевой, которая просит их восстановить разрушенную шахматную доску, выстроив пять рядов квадратов, чередуя фигуры белого и чёрного цвета. Но сначала надо восстановить пять чёрных квадратов из разных геометрических фигур, только тогда Королева отдаст разноцветные любимые фигуры Принца числа 5.
Дети восстанавливают квадраты, подбирая геометри-ческие фигуры.
Вопрос: из каких фигур построили квадрат?
Дети перемещаются между квадратами, расположенными на полу, выбирают фигуры для построения квадратов согласно подходящему изображению.
Развивается внимание, быстрота и логика мышления, конструктивные навыки, координация движений, умение оценивать правильно свои действия и действия других детей.
Обратить внимание детей на то, что осуществляя перемещения, нужно стараться не мешать друг другу. Побуждать детей в ходе выполнения задания быстро находить место той или иной геометрической фигуре, восстанавливая из них квадраты. Нацеливать детей проверять правильность выполнения задания.
Продолжение табл.
Подвижно-дидактическая игра «Построй шахматную доску».
Детям предлагаются черные и белые квадраты, их нужно построить в ряд, друг за другом.
Вопросы:
– Нет ли ошибок в чередовании фигур?
– Сколько рядов мы построили?
Дети делятся на две команды и выполняют бег на скорость, передавая эстафету. По сигналу воспитателя первый ребенок выбирает квадрат черного или белого цвета и, добежав до полосы, укладывает его, произнося «один»; второй ребенок выбирает квадрат другого цвета, кладёт его, произнося «два» и т. д., пока не выстроятся пять рядов шахматной доски.
Развивается внимание, быстрота реакции, логика мышления, умение оценивать правильно свои действия и действия других детей, само-стоятельность (инициатива).
Побуждать детей быстро оценивать ситуацию с выбором того или иного цвета (проверяя правильность выполнения задания), осуществляя счет рядов, не пропускать идущие по порядку числа.
Подвижно-дидактическая игра «Играем в шашки».
Шахматная Королева расставляет на доске шашки и предлагает детям поиграть, перепрыгивая через шашки только по чёрным квадратам.
После выполнения задания Королева отдает детям цветные фигуры.
Дети выполняют прыжки через шашки в раз-личные стороны только по черным квадратам.
Развивается внимание (зрительная ориенти-ровка), ловкость, быстрота и координация движений.
Обратить внимание детей на то, что при выполнении прыжков и смене направления нужно сохранять равновесие.
3. Физкультминутка «Лабиринты». (З)
Детям предлагается стать с цифрами до пяти на отметки, обозначенные воспитателем, в форме звезды. Пер- вому из детей даётся шнур, игрок выполняет задание по словесному указанию:
1) Обойти цифру 1, 4, 2, 5, 3, протянуть за собой шнур.
Вопросы:
– Назовите образованную фигуру.
– Сколько у нее углов?
Дети выполняют задания, обходя круги (кольца) с цифрами, образовывая геометрические фигуры.
Развивается внимание, быстрота реакции, чувство ритма, мышление.
Обратить внимание детей на точность выполнения заданий. Побуждать детей внимательно слушать задание и точно его выполнять, делая впоследствии свои умозаключения.
Окончание табл.
– К какой цифре относится?
2) Обойти цифры 1, 2, 3, 4, 5.
Вопросы:
– Какая фигура получилась?
– Сколько углов?
3) Обойти цифры 2, 5, 4, 3.
Вопросы:
– Что за фигура?
– Сколько углов?
– К какой цифре относится?
4) Обойти цифры 4, 1, 3.
Вопросы:
– Угадай фигуру?
– Почему её так называют?
4. Фронтальная работа (выполняется за столом и у мольберта). (ХТ)
1) «Исследуй фигуру»: детям предлагается обследовать с помощью условной мерки правильный пятиугольник.
2) «Чудо-цветок»: дети выполняют панно «Чудесный цветок» из геометрических фигур – правильных пяти-угольников.
Развивается внимание, мелкая моторика рук, логическое мышление, конструктивные навыки
Обратить внимание детей на правильность выполнения заданий при выкладывании правильного пятиугольника и чудесных цветов.
Поощрять умелое обращение с клеем
III часть.
Итог занятия. (К)
Вопросы:
– С кем (чем) познакомились?
– С какими геометрическими фигурами играли?