Занятие 1 ЧИСЛО 7. ЦИФРА 7. 7 ЦВЕТОВ РАДУГИ. ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК
Программное содержание: ознакомить с числом и цифрой 7; дать представление о символике числа в окружающем мире (радуга); закрепить навыки счета до 10 и более в игровой ситуации, прямого и обратного счёта (в пределах 7), знания о геометрических фигурах, умения ориентироваться в пространстве, используя в речи слова (предлоги и наречия), выражающие пространственное расположение предметов; упражнять в различении геометрических форм путем сборки вазочки по её силуэтному изображению, проведения геометрической аналогии; развивать логическое мышление, при собирании чудо-цветиков и предметов (игрушек) из них, двигательную и умственную активность, чувство ритма, фантазию и воображение, мыслительную деятельность, мелкую моторику рук при закрашивании радуги, умение действовать самостоятельно (проявляя инициативу) и вместе, осуществляя взаимопомощь и взаимопроверку.
Материалы и оборудование: Математический картонный театр; фигура Принца числа 7; на занавесе картинка с изображением радуги; цветок с семью лепестками по цветовому спектру («семицветик»); цифра 7 на большом спектральном круге; пирамидки с 7 кольцами (по цветам радуги); силуэтное изображение вазы на листе А3, геометрические формы из цветного картона – треугольник, ромб, пятиконечная звезда, квадрат, прямоугольник, трапеция, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, круг, овал; карточки с последовательным рядом чисел; напольный цветок, лепестки всех цветов радуги; обручи красного, синего, зелёного, жёлтого цветов; рабочие тетради – пособие по математике «Знакомимся с числами» на каждого ребёнка; цветные карандаши на каждого ребенка.
Ход занятия
Двигательный и развивающий компоненты
Методические указания
I часть.
1. Игра на внимание «Найди, какие цифры пропу- щены». (П)
Педагог раздаёт детям карточки, на которых изображен ряд последовательных чисел от 1 до 6, при этом на каждой карточке одна из цифр пропущена. Детям необходимо рассмотреть внимательно цифровой ряд, определив, какой цифры (числа) нет, а затем выполнить определенное количество движений в соответствии с пропущенной цифрой.
Дети, получив карточки, сначала внимательно рассматривают их и называют пропущенное число, а затем по команде педагога показывают, какая цифра пропущена (выполняют упражнение необходимое количество раз): прыжки на одной, двух ногах; повороты туловища; приседания; наклоны вперёд-назад, вправо-влево.
Развивается внимание, быстрота реакции и ловкость движений, умение действовать по сигналу (слово воспитателя).
Обратить внимание детей на точность выполнения задания: движения осуществлять, не наталкиваясь друг на друга и внимательно считая количество повторений.
2. Игровая мотивация.
Дети отдают карточки – это их билет (пропуск) в театр.
Появление Математического театра, Принца числа 7, на занавесе – изображение числа 7, радуги, цветика- семицветика.
Принц показывает детям свою цифру и предлагает рассмотреть его необычный наряд, рассказывает детям о символике числа, поясняет, что этот наряд выбран не случайно (по цветам радуги, которых тоже 7).
Вопрос: когда в природе можно увидеть радугу? (Когда одновременно идет дождик и светит солнце. )
Далее Принц числа 7 показывает детям сказочный цветок, с которым он пришёл, и просит их назвать и запомнить цвета его лепестков с помощью фразы «Каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (жёлтый) знать
Продолжение табл.
(зелёный), где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый)». Принц повествует детям о сказке, где встречается цветик-семицветик и предлагает отправиться в эту сказку и помочь девочке Жене осуществлять только добрые её желания.
II часть.
1. Подвижно-дидактическая игра «Собери связку баранок». (П, ФК)
а) Дети, попав в сказку, ищут рассыпанные баранки, предварительно отгадав загадки об их местонахождении. Педагог подсказывает детям, где находятся пред- меты, с помощью предлогов, выражающих пространственное расположение предметов: «над», «под», «около», «за», «в», а также наречий: «справа», «сзади», «слева» и т. д.
Дети передвигаются по пространству группы, наклоняются, пролезают, подпрыгивают, чтобы достать необходимый предмет. Предметы подбираются по цвету.
Развивается внимание, быстрота реакции, умение действовать по сигналу, абстрактное мышление (ориентировка в пространстве).
Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: внимательно слушать подсказки воспитателя.
б) Собрать найденные баранки в связку: отрывая по одному лепестку от цветка, встать с баранками в определенном порядке, ориентируясь на их цвет, по инструкции воспитателя:
1) красная;
2) жёлтая;
3) далее, между красной и жёлтой баранкой, как вы думаете, какой цвет?
4) зелёная;
5) за ней – синяя;
Дети строятся в шеренгу с разноцветными баранками в руках. Слушая задание воспитателя, выходят с цветными баранками вперед и строят новую шеренгу в соответствии с порядком цветов радуги.
Развивается внимание, быстрота реакции и координация движений, умение оценивать правильно свои действия и действия других детей, абстрактное мышление (ориентировка в пространстве).
Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: движения выполнять после отрывания лепестка; осуществляя построение, стараться не наталкиваться друг на друга. Побуждать детей делать свои умозаключения, выстраивая цепочку по цветам (радуги), быстро нахо-
Продолжение табл.
6) встаньте с баранкой того цвета, который должен быть между зелёным и синим;
7) угадайте цвет последней баранки.
дить свое место в шеренге, проверять правильность выполнения задания.
2. Дидактическая игра «Склей осколки вазочки». (П, С)
Девочка Женя захотела подарить цветы маме. Но ваза для цветов выпадает у неё из рук и рассыпается на осколки, в виде цветных геометрических форм. Дети, помогая Жене, собирают осколки вазочки, называя, на что они похожи (проводят геометрическую аналогию – флажок, соты, зеркальце, лодочка и т. д. ), а затем находят их место на силуэте вазы (картине).
Вопрос: из скольких осколков собрали вазочку?
Дети, сидя и лежа на ковре, выбирают из геометрических форм только те, на которые указывает воспитатель, называют их форму и на что она похожа.
Развивается внимание, быстрота реакции, самостоятельность (инициатива), абстрактное мышление, геометрическая аналогия, ориентировка в пространстве на листе бумаги.
Побуждать детей быстро выполнять задание: подбирать необходимую форму, делая свои умозаключения, проверяя правильность его выполнения.
3. Подвижное упражнение «Тайна чудо-цветиков». (ФК)
Дети, собрав вазочку, отправляются на полянку чудо-цветиков, чтобы набрать цветов для Жениной мамы. Но прежде им нужно разгадать тайну чудо-цветиков:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы на полянке появился цветок:
1) с 1 лепестком-глазком голубого цвета, 2 глазиками красного цвета, 3 – желтого, 4 – синего цвета;
Дети согласно тексту стихотворения выполняют круговые движения туловищем, приседают на корточки, берут по одному лепестку и после слов «Вели, чтобы на полянке появился цветок с…» быстро кладут лепестки в той последовательности, которую назвал воспитатель.
Развивается внимание (зрительная ориентировка), быстрота реакции и координация движений, логика мышления.
Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: действовать согласно тексту стихотворения; приседания на корточки выполнять, не мешая друг другу. Побуждать детей проверять правильность выполнения задания.
Продолжение табл.
2) 1 глазком оранжевого цвета, 5 – фиолетового, 4 – зелёного;
3) 7 глазиками красного цвета, 3 – голубого.
Вопрос:
– Сколько глазков у каждого цветка?
– Какого цвета одноглазка, двухглазка, трехглазка, четырехглазка, пятиглазка, семиглазка?
4. Подвижно-дидактическая игра «Подарки для друга».
Педагог поясняет детям, что эти чудо-цветики можно превратить во что угодно, например, в замечательные игрушки, которые Женя хотела бы подарить своему другу. А для этого необходимо собрать эти игрушки-подарки из лепестков чудо-цветиков:
Ты чудо-цветики в руки возьми,
И не зевая в обруч клади,
Там, на ковре ты их поверни,
В игрушки для друга тотчас преврати.
Дети собирают из лепестков бабочек, птичек, самолет, рыбку, лошадку, зайчика, пароход, гусеничку, а затем изображают их движением.
Собрав лепестки на ковре, дети встают и выполняют ритмичные, пластические движения, изображая игрушки. После слов «Любая игрушка, на месте замри», останавливаются и замирают в том положении, в котором их застали последние слова стихотворения.
Развивается зрительное внимание, быстрота и координация движений, мелкая моторика рук, умение ориентироваться в пространстве, фантазия и воображение.
Обратить внимание детей на точность выполнения заданий: при изображении игрушек стараться не повторяться и не наталкиваться друг на друга.
5. Физкультминутка «Разминка». (З)
Педагог предлагает детям исполнить желание Жени и сделать так, чтобы её друг Витя стал ходить. А для этого необходимо выполнить зарядку:
Дети стоя в кругу, выполняют следующие движения:
наклоны в стороны;
повороты туловища;
Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения заданий: дви-жения выполнять чётко
Окончание табл.
Дружно встали на разминку:
На 1, 2 – сгибаем спинку,
3, 4 – повороты,
5, 6, 7 – у нас полеты.
А теперь наоборот:
7, 6, 5 – наклон вперёд,
4, 3 – стоим на месте,
2, 1 – прыжки все вместе.
Вот закончилась зарядка.
Мы идём все по порядку.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 –
Мы вращаем телом всем.
7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 –
Счёт закончен, мы сидим.
бег прямо с вытянутыми в стороны руками;
наклоны назад-вперёд;
стойка смирно, прыжки на месте на одной и двух ногах;
упражнения на дыхание;
вращения туловищем;
приседания на корточки.
Развивается внимание, быстрота реакции, координация и ловкость движений, чувство ритма.
на счёт; при смене движе-ний, стараться не мешать друг другу и не наталкиваться друг на друга.
6. Фронтальная работа.
«Закрась цвета радуги по порядку»: детям дается задание нарисовать красивую радугу.
Дети выполняют задание, сидя за столами.
Развивается внимание, мелкая моторика рук
Обратить внимание детей на соблюдение последовательности в расположении цветов
III часть.
Итог занятия. (К)
Вопросы:
– С кем (чем) познакомились?
– Чьи и какие желания мы исполняли?
– Назовите любимый цветок девочки Жени