Программное содержание: продолжать знакомство с числом и цифрой 6, с символикой числа в животном мире – насекомыми. Познакомить с символом числа в мире растений – цветком с 6 лепестками (лилией); закрепить навыки счета до 10 и более в игровой ситуации, знания о геометрических фигурах; упражнять в различении геометрических форм путем нахождения предметов по их схематическому изображению, проведения геометрической аналогии, в умении выкладывать последовательно картинки (сериация) – дерево в разное время года, а также дорожки по величине в порядке возрастания (от короткой к длинной); развивать двигательную активность, стимулируя их мыслительную деятельность, логическое мышление, мелкую моторику рук, самостоятельность, инициативу, умение работать коллективно, помогая друг другу.
Материалы и оборудование: Математический картонный театр; фигура Царевны числа 6; картинки на занавесе с изображением насекомых, шестиугольники, цветы с 6 лепестками; игрушки насекомые и картинки с изображением муравья, божьей коровки, жука, бабочки; карточки с цифрами от 1 до 6; картинки с изображением травы, листьев, цветов; геометрические формы из цветного картона; обручи красного, зеленого, желтого цветов; цветные веревочки (для лабиринта); силуэтные изображения насекомых из различных геометрических фигур; картинки с изображением дерева в разное время года, приметы весны; цветные дорожки из картона, разные по величине, изображения жуков такого же цвета, что и дорожки; бабочки, цветы из цветного картона; лист ватмана, изображения насекомых с 6 лапами, цветов с 6 лепестками, цифры 6, шестиугольники; рабочие тетради – пособие по математике «Знакомимся с числами» на каждого ребёнка; фломастеры на каждого ребенка.
Ход занятия
Двигательный и развивающий компоненты
Методические указания
I часть.
1. Игра на внимание «Покажи следующую цифру». (П)
Детям раздаются карточки с цифрами от 1 до 6. Им необходимо выстроить последовательный ряд из чисел, показывая и называя число, которое больше того, что показал воспитатель, на 1.
Дети по сигналу воспитателя (показ цифры) должны показать карточку с числом, следующим за данным, и назвать его. Те дети, в чьих руках нужная карточка, выполняют дополнительно задание:
– обежать «галопом» детей по кругу;
– выполнить прыжки на одной ноге;
– выполнить ходьбу мелким быстрым шагом;
– выполнить боковой «галоп»;
– выполнить ходьбу на пятках, на высоких четвереньках.
Развивается внимание, быстрота реакции и ловкость движений, умение действовать по сигналу.
Обратить внимание детей на то, что смену движений необходимо осуществлять, не наталкиваясь друг на друга, счёт производить, не пропуская идущие по порядку числа.
2. Игровая мотивация. (П, ФК)
Появление математического театра, Царевны числа 6 – на занавесе – насекомые, геометрические фигуры – правильные шестиугольники, цифры 6 и цветы с шестью лепестками. Царевна напоминает детям о символике числа 6 в мире животных – насекомых, рассказывая о том, что это её друзья.
Вопрос: почему насекомые являются друзьями Царевны числа 6? (У них по 6 лапок. )
Далее Царевна предлагает детям вспомнить, какие бывают насекомые, и поиграть с ней в игру.
Продолжение табл.
а) Подвижно-дидактическая игра «Летает, ползает».
При назывании летающих насекомых дети выполняют пластические взмахи руками из положения стоя; ползающих насекомых – приседают на корточки.
Развивается внимание, быстрота реакции, умение действовать по сигналу.
Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания – по сигналу (слово воспи- тателя).
б) Дидактическая игра «Где чей домик? ».
Детям необходимо расселить насекомых согласно заданию (на слух):
стрекоза сидит не на цветке, не на листке;
кузнечик – не на травке, не на цветке;
божья коровка – не на листке, не на травке.
Вопрос: кто где (на чём) сидит?
Далее Царевна повествует о том, что с приходом весны все её друзья проснулись, а первые цветы ещё не расцвели. Насекомым нечем питаться (нет пыльцы). Царевна просит детей собрать все приметы весны, что бы цветы скорей расцвели. А сопровождать детей в дороге будет верный труженик страны Муравии – муравьишка Мурашик.
Дети змейкой обегают 3 обруча и помещают насекомых в их домики: на травку, листик, цветочек.
Развивается внимание, быстрота реакции, умение действовать по сигналу (на слух) и оценивать правильно свои действия и действия других детей, самостоятельность (инициатива).
Обратить внимание детей на то, что при беге нужно стараться не мешать друг другу. В ходе задания побуждать детей делать свои умозаключения и проверять правильность выполнения задания.
II часть.
1. Подвижно-дидактическая игра «Найди насекомых, похожих на силуэты из геометрических фигур».
Мурашик предлагает детям карточки с силуэтами геометрических фигур, дети должны найти изображение насекомого, которое соответствует данному силуэту, а затем изобразить это насекомое движением.
Со словами «Раз, два, три – насекомых отыщи» дети перемещаются по пространству группы, выбирают изображение насекомого, по предложенному силуэту.
Произнося слова «Четыре, пять, шесть – оживи, их движеньем покажи», игроки выполняют
Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: все движения осуществлять по сигналу, не мешая друг другу, смену движений
Продолжение табл.
ритмичные танцевальные движения, изображая насекомых.
Развивается внимание, быстрота реакции, умение действовать по сигналу, воображение.
производить быстро.
2. Подвижно-дидактическая игра «Что происходит с деревом в разное время года? ».
Мурашик предлагает детям отправиться в гости к насе-комому, в изображении которого нет углов.
Вопрос: кто это? (Божья коровка. )
Дети, отправляясь по лабиринту из 3 цветных дорожек (проползая по красной дорожке), попадают к Божьей Коровке. Божья Коровка, в свою очередь, соглашается помочь детям найти две приметы весны (сияние солнца и распускание почек на деревьях), если дети соберут последовательно картинки с изображением дерева в разное время года и назовут весенние изменения.
Вопросы:
– Когда распускаются почки на деревьях?
– Что для этого нужно?
Дети проползают по лабиринту, и собирают последовательно картинки. Затем изображают движениями дерево в разное время года:
зима – стойка руки вверх, потянуться на носках;
весна – из исходного положения сидя на корточках выполнять различные пластические движения;
лето – из исходного положения руки в стороны вверх выполнять наклоны туловища в сто-роны;
осень – пластические движения туловища и рук, вращения плечами (изображая ветки дерева с плодами).
Развивается внимание, быстрота реакции и координация движений, умение оценивать правильно свои действия и действия других детей, фантазия и воображение.
Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания, картинки должны быть выложены последовательно. Побуждать детей в ходе задания проверять правильность его выполнения. Поощрять детскую фантазию при передаче образа дерева.
Продолжение табл.
Подвижно-дидактическая игра «Выложи цветные дорожки жучкам».
Мурашик рассказывает детям о том, что хозяин не может их встретить, так как у жучков переполох – кто-то перепутал цветные дорожки к их домикам. Нужно помочь жучкам выложить дорожки к их домикам (соответственно их цвету) и узнать, кто первым (быстрее) доберется до своего домика.
Например: красный жучок приползёт первым, так как его дорожка – короткая.
Вопрос: сколько дорожек вы выложили? (Ровно столько, сколько жучков – 6. )
Майский жук отдаёт детям ещё 2 приметы весны (картинки с прилетающими птицами и проталинками).
Дети, проползая по желтому лабиринту, оказываются в гостях у насекомого, имеющего шестиугольную форму (жук), выкладывают на ковре цветные дорожки по величине (от короткой к длинной), а затем выкладывают жучков соответственно дорожкам (по цвету) и проползают по дорожкам вместе с жучками, делают выводы.
Развивается внимание, быстрота реакции, умение действовать соответственно заданию, самостоятельность, инициатива.
Обратить внимание детей на правильность выполнения задания. Побуждать быстро и самостоятельно делать выводы в ходе вы-полнения задания, оценивая свои действия и действия других детей
Подвижно-дидактическая игра «Цветок – бабочка».
Проползая лабиринт зелёного цвета, дети попадают к бабочке, которая обещает отдать им ещё две приметы весны, если они поиграют с ней и её друзьями бабочками: помогут найти, кому из друзей не хватило цветка:
Спал цветок, да вдруг проснулся.
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел.
1, 2, 3, 4, 5 – стал в воздухе друзей считать,
Посчитали до 6 и присели на цветы.
Дети с бабочками выполняют пластические танцевальные движения, далее бегают змейкой вокруг цветочков, лежащих на полу, и по сигналу должны быстро сориентиро- ваться – присесть на корточки рядом с цветком, положив на него бабочку.
Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: действовать согласно стихотворной форме, приземление на корточки и бег вокруг
Окончание табл.
Кто из детей не успел занять цветок – отгадывает при-меты весны, изображенные на картинке.
Развивается внимание, зрительная ориентировка, ловкость, быстрота и координация движений, чувство ритма, пантомимическая выразительность, фантазия и воображение.
цветочков осуществлять быстро, не мешая друг другу, и не наталкиваясь друг на друга.
3. Фронтальная работа. (ХТ, П)
1) Работа в пособии (рабочей тетради) «Моя математика» – «Знакомимся с числами»:
а) «Посчитай насекомых и соедини их с соответствующей цифрой»: дети, объединяя насекомых в группы, считают их и соединяют с цифрой, соответствующей их количеству. Затем сравнивают: каких насекомых больше и на сколько?
б) Создание странички числового фриза с числом 6, на которую нужно помещать всё, что относится к этому числу и цифре: цветы с 6 лепестками, 6 примет весны, цифры 6 в различном изображении, насекомых с 6 лапками.
Дети выполняют задания, сидя за столами. А затем, перемещаясь между столами и моль-бертом, создают страничку числового фриза, выбирая и приклеивая картинки, ассоциирующиеся с числом 6.
Развивается внимание, мелкая моторика рук, ассоциативное мышление
Обратить внимание детей на правильность выполнения задания: осуществляя счет, сравнивая насекомых, стараться не пропускать идущие по порядку числа
III часть.
Итог занятия.
Вопросы:
– С кем (чем) познакомились?
– К кому ходили в гости?
– Назовите фигуры, на которые похожи наши друзья