Программное содержание: ознакомить с числом и цифрой 8, понятием «четные числа»; дать представление о числе как явлении окружающего мира; закрепить навыки счета до 10 и более (в игровой ситуации), количественного и порядкового счёта, умение выкладывать количество предметов соответственно цифре (числу), соединяя их пары; учить решать математические задачки на слух; развивать логическое и ассоциативное мышление, двигательную и умственную активность детей, чувство ритма, фантазию и воображение, мелкую моторику рук, умение действовать самостоятельно (проявляя инициативу) и вместе, осуществляя взаимопомощь и взаимопроверку.
Материалы и оборудование: Математический картонный театр; фигуры Царевны числа 8, Царицы числа 2, Принцесс чисел 4, 6; на занавесе цифры 8 в различных изображениях, картинка с изображением рождественской звезды, восьмиугольники; цифра 8 на большом бордовом круге; карточки-ассоциации; предметные картинки для количественного счёта; 4 мяча; наряды для Принцесс – короны, накидки; дорожки – гимнастические палочки; обручи; цветные кружки из самоклеющейся бумаги (по 5 шт. ) с изображенными на них цифрами 2, 4, 6, 8 серебряного, зелёного, желтого, бордового цветов соответственно; карточки с цифрами от 1 до 8 (на каждого ребёнка); рабочие тетради – пособие по математике «Знакомимся с числами» на каждого ребёнка; цветные карандаши (фломастеры) на каждого ребёнка; музыка для танца; лист ватмана, клей, цифры 8 в различном изображении.
Ход занятия
Двигательный и развивающий компоненты
Методические указания
I часть.
1. Игра на внимание и ассоциативное мышление «Что было раньше (позже)? ». (П)
Педагог раздаёт детям карточки с изображенными на них парами предметов. Детям необходимо рассмот-
Развивается внимание, быстрота и логика мышления, самостоятельность (инициатива).
Обратить внимание детей на правильность и быстро-
Продолжение табл.
реть внимательно пары и определить что было раньше, а что позже:
– яйцо или курица;
– икринка или рыба;
– головастик или лягушка;
– цветы или плоды;
– нитки или одежда;
– дерево или мебель;
– зерно или колосок;
– гусеница или бабочка, и т. д.
ту выполнения задания: по сигналу воспитателя.
Побуждать самостоятельно находить ответ на вопрос.
2. Игровая мотивация.
Педагог приглашает детей в Математический театр. Появляется Математический театр, Царица числа 2, Принцессы чисел 4 и 6, Царевна числа 8, на занавесе – число 8 в различном его изображении, восьмиугольники, рождественская звезда. Царица числа 2 и две её дочери знакомят детей с самой младшей сестрой и дочерью:
1) У цифры 8 два кольца, без начала и конца.
2) К этой цифре ты привык – эта цифра – снеговик.
3) Цифра 8 – так вкусна, из двух бубликов она.
4) Цифра 8 плюс крючки, получаются очки.
Познакомившись с детьми, Царевна числа 8 предлагает им игру «На что похожа цифра 8»:
Я так мила, я так кругла
И состою из 2 кружков.
После прослушивания четверостишия дети, перемещаясь по пространству группы, находят предметы, похожие на цифру 8 (неваляшка, матрешка, гриб, груша, мишка и др. ).
Обратить внимание детей на правильность, быстроту и самостоятельность выполнения задания: перемеще-ния по группе осуществлять,
Продолжение табл.
Как я рада, что нашла,
Себе таких же вот дружков.
Царевна числа 8, показывая свою любимую форму – восьмиугольник, рассказывает о любимом празднике – Рождестве, его символе – рождественской звезде. Рассматривая звезду, дети считают у нее углы и выяс- няют, что их 8.
Показывая свою цифру Царевна числа 8, называет её чётной, приглашает всех на бал Чётных Чисел, объясняет, как их узнать (они делятся на пары).
Вопрос: сколько в паре предметов? (2. )
– Если вы все предметы, количество которых соответствует числу, разложите на пары и каждому предмету пара найдётся, то это число – чётное. А того, кто быстрее справится с заданием, Царевна числа 8 пригласит на бал Чётных Чисел и превратит в настоящих принцесс, как в Математическом театре.
Развивается внимание, быстрота и логика мышления, самостоятельность (инициатива).
не наталкиваясь друг на друга; при счёте углов не пропускать идущие по порядку числа.
II часть.
1. Дидактическая игра «Найди пары»:
а) Детям предлагается разделиться на группы вокруг карточек с цифрами (от 1 до 8), лежащих в обруче на полу, и выложить предметные картинки согласно карточке с цифрой, проверить счётом правильность выполнения задания.
б) Выполнив счёт, дети соединяют картинки попарно (выявляют чётные).
Развивается внимание, быстрота реакции, умение оценивать правильно свои действия и действия других детей, логика мышления.
Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: выкладывать картинки соответст-венно цифре (числу), проверять правильность выполнения задания.
Продолжение табл.
Вопросы:
– Назовите цифры, в которых не все предметы соединились в пары. (1, 3, 5, 7. )
– Назовите цифры (числа), в которых предметы по количеству соединились в пары. (2, 4, 6, 8. )
– Сколько пар у цифры 2, 4, 6, 8?
– По сколько предметов было у каждой из этих цифр? (Поровну. )
2. Подвижно-дидактическая игра «Сравни длину дорожек к залу Принцесс».
Царевна, напоминая детям чётные числа, выбирает из девочек Принцесс (надевая на них короны и накидки), всем остальным раздаёт карточки с цифрами.
По ходу игры детям предлагается ответить на вопрос: если дорожки по длине одинаковы (то есть расстояние не менялось), почему же количество движений вы выполняли разное?
Вывод: чем меньше шаги, тем больше их количество.
Дети делятся на группы согласно цифрам и строят дорожки из гимнастических палочек к каждой Принцессе.
Построив дорожки, участники игры становятся в колонну по одному напротив Принцесс с карточкой-числом, соответствующим каж-дой из Принцесс, и выполняют поочередно задание:
1) дойти до Принцессы числа 2 двумя широкими шагами;
2) дойти до Принцессы числа 4 четырьмя прыжками;
3) добраться до Царевны числа 6 шестью под-скоками;
4) добраться до Царевны числа 8 восемью приставными или «муравьиными» шагами.
Обратить внимание детей на быстроту и точность выполнения задания: осуществляя построение, быстро находить свое место в колонне (согласно цифре), не мешая друг другу, проверять правильность выполнения задания; движения выполнять поочерёдно и точно.
Нацелить детей при выполнении задания делать выводы, отвечая на вопрос.
Продолжение табл.
Развивается внимание, быстрота реакции и координация движений, умение оценивать правильно свои действия и действия других детей.
Подвижно-дидактическая игра «Играем с Принцессами». (ФК, П)
Детям предлагается поиграть в игру с мячом «Вопрос – ответ».
Вопросы:
На число и цифру 2:
– Что на свете бывает по 2?
– Какой любимый металл числа 2?
– Сколько предметов в паре?
На число и цифру 4:
– Сколько времён года?
– Сколько ног у животных?
– Назовите любимую форму числа 4.
На число и цифру 6:
– Сколько ног у насекомых?
– На какую фигуру похожи соты пчелы?
– Что значит «правильный шестиугольник»?
На число и цифру 8:
– Назовите любимый праздник цифры 8.
– На что похожа цифра?
– Назовите любимую фигуру цифры 8.
Дети по команде воспитателя строятся за Принцессами Чётных Чисел в колонну по одному.
Воспитатель бросает детям мяч и задает вопросы.
Дети, отвечая на вопросы, возвращают мяч воспитателю и становятся в колонне послед- ними.
Развивается внимание, быстрота реакции и координация движений, умение оценивать правильно свои действия и действия других детей, ассоциативное мышление.
Обратить внимание детей на очередность выполнения задания: по команде; осуществляя построение, стараться не мешать друг другу. Побуждать детей в ходе задания делать свои умозаключения, отвечать на вопросы и быстро находить свое место в колонне, проверять правильность ответов.
Продолжение табл.
Подвижно-дидактическая игра «Закономерности».
Перед началом игры, необходимо напомнить детям закономерность расположения чисел (в порядке увели-чения).
Дети получают карточки с цифрами 2, 4, 6, 8 и разбегаются с ними по пространству группы. По сигналу (показ воспитателем карточки с цифрами: 2, 4, 6, 8) им необходимо постро-иться в последовательную цепочку из чётных чисел, по порядку их следования (в порядке возрастания).
Развивается внимание, быстрота и координация движений, логическое мышление, умение оценивать правильно свои действия и действия других детей.
Обратить внимание детей на правильность выполнения задания: смену движений осуществлять, не наталкиваясь друг на друга.
Побуждать детей быстро находить место в цепочке, проверять правильность выполнения задания (исправляя ошибки).
3. Физкультминутка «Танцуем на балу». (З)
Принцессы приглашают детей на танец, выбирая себе пару из мальчиков.
Дети под музыкальное сопровождение (счет 2/4 или 4/4) выполняют ритмичные танцевальные движения в парах:
1–4 – ходьба в парах по кругу, держась за руки (4 шага), поворот друг к другу;
5–8 – хлопки в ладоши в парах (поочередно то левой, то правой рукой), на счет «8» – поменяться в парах местами;
1–4 – мальчики, стоят на колене, а девочки выполняют подскоки вокруг них с хлопками в ладоши;
5–8 – мальчики, встают с коленей, подходят к девочкам, дети берутся за руки;
Обратить внимание детей на точность выполнения задания: на 4 счета; смену движений осуществлять, не наталкиваясь друг на друга.
Окончание табл.
1–8 – ходьба по кругу приставными шагами, руки в стороны (лодочка);
1–8 – ходьба змейкой, дети выстраиваются цифрой 8.
Развивается внимание, координация движений и чувство ритма.
4. Фронтальная работа. (ХТ)
Работа в тетради сидя за столом и у мольберта:
а) «Сосчитай группы и соедини с соответствующей цифрой».
б) «Нарисуй 8, не отрывая руки».
в) Создание странички числового фриза с цифрой 8: дети рисуют и приклеивают цифру 8, помещают картинки, соответствующие этому числу – изображение Царевны числа 8, восьмиугольники и восьмиконечную звезду.
Развивается внимание, мелкая моторика рук, логика мышления
Обратить внимание детей на то, что, сосчитав группы предметов необходимо их соединить с соответствующей количеству цифрой; при рисовании цифры соблюдать нужную силу нажима на карандаш. Закрепить навыки работы с клеем
III часть.
Итог занятия.
Вопросы:
– С кем (чем) познакомились?
– С Принцессами каких чисел играли?