Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 4 число 9. Цифра 9. Нечётные числа. Создание странички числового фриза




Программное содержание: ознакомить с числом и цифрой 9, с понятием «нечетные числа»; дать представление о числе как явлении окружающего мира; закрепить навыки счета до 10 и более (в игровой ситуации), количественного и порядкового (прямого и обратного) счёта в пределах 9, умение выкладывать количество предметов соответственно цифре (числу), соединяя их пары (четность), обобщающие понятия, умение ориентироваться в пространстве, используя в речи слова (предлоги и наречия), выражающие пространственное расположение предметов; учить решать математические задачи на слух, развивая логическое и ассоциативное мышление; упражнять в различении основных цветов и цветовых оттенков, закрепляя знания о том, какие цветовые оттенки образовываются при смешивании тех или иных основных цветов; развивать двигательную и умственную активность детей, чувство ритма, фантазию и воображение, мелкую моторику рук, умение действовать самостоятельно (проявляя инициативу) и группе сверстников, помогая друг другу.

Материалы и оборудование: Математический картонный театр; фигуры Принца числа 9, Царя Единицы, Принца-воина числа 3, Принцев чисел 5, 7; на занавесе цифры 9 в различном изображении, картинки с венками из роз, репродукция картины Айвазовского «Девятый вал»; цифра 9 на большом синем круге; карточки с числовым рядом (с пропущенными цифрами); предметные картинки для количественного счёта; 5 мячей; картинки на обобщающие понятия; цветные лепестки (по 2 шт. ) основных цветов и их оттенков; карточки с цифрами от 1 до 9 на каждого ребёнка; рабочие тетради – пособие по математике «Знакомимся с числами» на каждого ребёнка; цветные карандаши (фломастеры) на каждого ребенка; лист ватмана с фигурой Принца числа 9, клей, цифры в различном изображении.


 

Ход занятия Двигательный и развивающий компоненты Методические указания
I часть. 1. Игра на внимание «Найди, какие цифры пропу- щены». Педагог раздаёт детям карточки с изображенным на них рядом последовательных чисел от 1 до 8. Детям необходимо рассмотреть внимательно ряд, определить, какие цифры пропущены, назвать их и показать движениями.   Участники игры стоят вокруг воспитателя и по команде выполняют движения: – прыжки на 1, 2 ногах; – повороты туловища; – приседания; – наклоны вперёд-назад, вправо-влево. Развивается внимание, быстрота реакции и ловкость, умение действовать по словесному сигналу.   Обратить внимание детей на точность выполнения команды воспитателя на то, что движения нужно выполнять, не наталкиваясь друг на друга и в соответствии с пропущенным числом.
2. Игровая мотивация. Вопрос: как вы думаете, почему числовой ряд на карточках был только до 8? (Потому что со следующим числом мы ещё не знакомы. ) Педагог приглашает детей в Математический Театр. Появляется Математический театр: Царь Единица, Принцы чисел 3, 5 и 7, Принц числа 9 (в черном плаще и маске), на занавесе – число 9 в различном его изображении (например, картина Айвазовского «Девятый вал»). Царь Единица и трое его сыновей предлагают детям познакомиться с самым младшим сыном – Принцем числа 9. Принц, показывая детям цифру 9, предлагает рассмотреть свой таинственный наряд, рассказывает о своём числе, которое также окутано тайной: число 9 – нечёт-    

Продолжение табл.

ное, является символом начала и конца пути, отваги, благородства, успеха. Принц повествует детям о том, где встречается число 9: сказках – «тридевятое царство-государство», картинах – «Девятый вал» (для моряков – он самый трудный). Далее Принц числа 9 приглашает детей совершить путешествие по стране Математике, от её начала (цифрового – числового ряда) до конца, выполняя различные задания, играя, решая математи-ческие задачки.    
II часть. 1. Дидактическая игра «Собери пары». (П) а) Выложить необходимое количество предметных картинок согласно числу (карточке). Далее всем вместе необходимо проверить счётом правильность выполнения задания. б) Выполнив счёт, детям необходимо соединить кар- тинки попарно, вспоминая чётные числа, выявляя нечетные. Вопросы: – Назовите цифры (числа), в которых предметы по количеству соединились в пары. (2, 4, 6, 8. ) – Как называются эти числа? – Назовите цифры, в которых не все предметы соединились в пары. (1, 3, 5, 7, 9. ) – Как вы думаете, как они называются?     Развивается внимание, быстрота реакции, умение оценивать правильно свои действия и действия других детей, логическое мыш- ление.     Задание выполняется за столами или на ковре. Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания. Побуждать детей выкладывать картинки соответственно цифре (числу), проверять правильность выполнения задания.

Продолжение табл.

2. Подвижно-дидактическая игра «Вопрос – ответ». (П, ФК) Педагог выбирает из числа мальчиков тех, кто желает стать Принцами Нечётных Чисел, надевает на них головные уборы с цифрами, а остальным детям раздаёт карточки с нечётными цифрами (числами) и предлагает поиграть в игру с мячом. Вопросы: Ÿ На число и цифру 1: – Что на свете бывает 1? – Какое число начинает счёт (с какой цифры начинается числовой ряд)? – Какой любимый металл числа 1? Ÿ На число и цифру 3: – В каких сказках встречается число 3? – Какой металл самый любимый? – Назовите любимую форму числа 3. Ÿ На число и цифру 5: – Сколько пальцев на руке, ноге? – Сколько углов у звезды? – Где ещё встречаются звёзды? Ÿ На число и цифру 7: – Сколько дней в неделе? Назовите их. – Сколько цветов у радуги? Назовите их. – Какие сказки знаете с числом 7? Ÿ На число и цифру 9: – Каким числом заканчивается числовой ряд? – Какое царство-государство встречается в сказках?     Дети (по одному) с цифрами (карточками), выстраиваются в колонну за Принцами, которые, поворачиваясь к детям лицом, бросают им по очереди (в порядке следования нечетных чисел) мяч и задают вопрос на соответст-вующее число. Дети ловят мяч, отвечают на вопрос, передают мяч обратно и становятся последними в своей колонне. Развивается внимание, быстрота реакции и координация движений, умение оценивать правильно свои действия и действия других детей, ассоциативное мышление.     Обратить внимание детей на то, что задание необходимо выполнять только после команды воспитателя, выполняя построение, стараться не мешать и не толкать друг друга. Побуждать детей, отвечая на вопросы, быстро находить свое место в конце колонны.

Продолжение табл.

3. Подвижно-дидактическое задание «Волшебные задачи с числом 1». (П, К) Воспитатель предлагает детям разыграть спектакль и показать движениями действия героев стихотворений, а затем назвать число, которое больше или меньше данного на 1. Дети стоят в кругу (это зрители). Из них выбираются актеры для инсценировок, которые показывают действия. Все остальные внимательно слушают и смотрят, решают в уме задачи, а ответы показывают движениями.

Обратить внимание детей на то, что во время чтения стихов движения показывают только дети-актеры,
а отвечают на вопрос дети-зрители; импровизируя,
необходимо стараться точно передавать образ животных и их повадки.

Побуждать детей решать
задачи в уме и показывать ответ только движениями.

Пять малышек медвежат, Мама уложила спать. Одному никак не спится. Скольким сон хороший снится?   Пять детей выполняют ходьбу на внешней стороне стопы. Четыре ребенка приседают, наклонив голову, соединяя ладони под головой. Один ребенок-медвежонок продолжает ходьбу.
Вопрос: какое число меньше 5 на 1? (4. ) Зрители хлопают в ладоши нужное количество раз (4).
У домика утром три зайца сидели И дружно весёлую песенку пели. Один убежал, а два – вслед глядят. Сколько у домика зайцев сидят? Два ребенка изображают зайцев: подпрыгивают на двух ногах на месте. Один «заяц» прыжками с продвижением вперед убегает.
Вопрос: какое число меньше 3 на 1? (2. ) Зрители топают ногами нужное количество раз (2).
Цапля по воде шагала, Лягушат себе искала. Два спрятались в траве, А один – за кочку. Сколько лягушат спаслось, Знаем очень точно? Один ребенок – цапля, он шагает, высоко поднимая колени, а трое детей изображают лягушат – прыгают из исходного положения сидя на корточках. Двое детей-лягушат поднимают руки над головой, изображая траву, и замирают.

Продолжение табл.

  Один «лягушонок» обхватывает колени руками, прижимает голову к коленям и замирает.  
Вопрос: какое число больше 2 на 1? (3. ) Зрители подпрыгивают на месте нужное число раз (3). Развивается внимание, быстрота реакции, самостоятельность, логическое мышление.  
4. Подвижно-дидактическая игра «Неразлучная тройка» («Третий – лишний? »). По ходу игры воспитатель задает вопросы тем детям, которые затрудняются при решении данной задачи, и отмечает тех участников игры, которые выполнят задания правильно и быстро. Педагог предлагает детям встать в тройки друг да другом по кругу. Каждой тройке раздаются карточки (на обобщающие понятия). Но в двух тройках карточки перепутаны. По сигналу «Какой предмет лишний? », детям в тройках необходимо посмотреть на свои карточки и выбрать лишнюю. Участники игры, в чьих руках лишняя карточка, должны обежать всех по кругу с внешней стороны и, просмотрев картинки, встать в ту группу, где их карточки не будут лишними. Развивается внимание (зрительная ориентировка), быстрота реакции и координация движений, логическое мышление. Обратить внимание детей на то, что необходимо начинать игру по сигналу, обегая детей не толкать их.
Подвижно-дидактическая игра «Я знаю 5 названий…» Воспитатель предлагает детям встать в круг, а сам становится в центр с мячом. Отбивая мяч о пол, педагог просит детей закончить его фразу. Я знаю 5 названий:     Дети строятся в круг. Воспитатель, стоя в центре круга, ударяет мячом о пол и произносит фразу, которую детям необходимо закончить. Задав вопрос, воспитатель бросает мяч одному     Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения заданий: бросать мяч чётко в руки, назы-

Продолжение табл.

– овощей, – фруктов, – предметов мебели, – растений, – животных, – транспорта и др. Воспитатель бросает мяч любому из детей, тот называет 5 названий предметов, относящихся к данной группе, а остальные дети ведут счёт этим предметам. из участников игры, тот, называя предметы из нужной группы, отдает мяч обратно веду- щему. Если ребенок затрудняется назвать все пять предметов, то продолжить может другой участник игры, на которого укажет воспитатель. Развивается внимание, быстрота реакции, логическое мышление. вая предмет на заданное обобщающее понятие.
Подвижно-дидактическая игра «Смешиваем краски». Вопрос: сколько цветовых оттенков у нас получилось? Детям раздаются разноцветные лепестки основных цветов и их оттенков. Получив лепестки, участники игры под музыку передвигаются с ними по группе. По сигналу (остановка музыкальной композиции) дети с лепестками основных цветов становятся в круг, а остальные – между теми лепестками основных цветов, при смешивании которых получается их цветовой оттенок, образуя пары, а затем и тройки – две основные краски и один цветовой оттенок. Развивается внимание, память, логическое мышление, быстрота и координация движений. Обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения заданий: осуществляя движения, стараться не наталкиваться друг на друга. В ходе задания побуждать детей присоединяться только к той паре, в руках которой лепестки таких цветов, при смешивании которых получается его цветовой оттенок.
Подвижно-дидактическая игра «Построй цифровой ряд». (ФК, П) Детям раздаются карточки с цифрами и предлагается построить ряд чётных чисел в порядке возрастания, а остальные дети должны выполнить следующее Дети с четными цифрами в руках строятся в одну шеренгу в порядке возрастания номеров. Участники игры, в руках которых карточки с нечетными цифрами, становятся в произ-вольном порядке напротив них. Обратить внимание детей на то, что нужно искать свое место в строю, не на-талкиваясь друг на друга.

Окончание табл.

задание: 1) Найти своё место должна та цифра (ребёнок с цифрой), которая стоит перед цифрой 4. 2) Найти своё место должна та цифра, с которой начи-нается числовой ряд. 3) Найти своё место должна та цифра, которая стоит между 6 и 8. 4) Найти своё место должна та цифра, которая стоит после 8 и заканчивает счёт. 5) Дети должны разбежаться по группе и собраться по сигналу в порядке убывания чисел от 9 до 1. Остальные участники игры, зрители-контролеры, располагаются произвольно в группе. Выполняя задания, дети с нечетными цифрами ищут свое место в строю, а зрители-контролеры проверяют правильность выполнения. Если задание выполнено правильно, они аплодисментами отмечают это. Если нет – подсказывают правильный ответ. Развивается внимание, быстрота движений, логическое мышление, умение ориентироваться в пространстве.  
5. Фронтальная работа. (ХТ) Дети работают, сидя за столом (в тетради) и у моль- берта: а) «Закрась количество предметов, согласно цифре». б) «Напиши (обведи) и закрась цифру 9». в) Создание странички числового фриза с цифрой 9: дети рисуют и приклеивают цифру 9, помещают кар- тинки, соответствующие этому числу, – изображения Принца числа 9 в маске, венков из роз, картины с изображением моря «Девятый вал». Развивается внимание, мелкая моторика рук, логическое мышление Обратить внимание детей на то, что закрашивать необходимо только то количество предметов, которое соответствует цифре; при закрашивании и обведении цифры, соблюдать нужную силу нажима. Закреплять навыки работы с клеем
III часть. Итог занятия. Вопросы: – С кем (чем) познакомились? – С Принцами каких чисел играли?    
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...