Занятие 1 ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ МАТЕМАТИКЕ (итоговое)
Программное содержание: упорядочить знания о числах; закрепить представления о числах как явлении окружающего мира, навыки счета до 10 и более (в игровой ситуации), количественного и порядкового (прямого и обратного) счёта в пределах 9, умения выкладывать количество предметов соответственно цифре (числу), ориентироваться в пространстве; упражнять в решении математических задачек на слух; развивать логическое и ассоциативное мышление, упражняя в различении основных цветов и цветовых оттенков, двигательную и умственную активность, чувство ритма, фантазию и воображение, мелкую моторику рук, умение действовать самостоятельно и в коллективе сверстников, помогая друг другу.
Материалы и оборудование: Математический картонный театр; фигура Царя Единицы; на занавесе цифры от 1 до 9, картинки-ассоциации для каждого числа (по 1 шт. ); «Конструктор цифр» – силуэтное изображение домика и окошек с цифрами; цветные палочки основных цветов и их оттенков (по 2 шт. ); предметные картинки с изображением животных для количественного счёта; изображение цифр от 1 до 9 на разноцветных картонных кругах; стульчики; картинка с изображением животных в виде цифр от 1 до 9; карточки с числовым рядом (с пропущенными цифрами) на каждого ребёнка; цветные карандаши (фломастеры) на каждого ребенка; мяч.
Ход занятия
Двигательный и развивающий компоненты
Методические указания
I часть.
1. Игровая мотивация.
Перед детьми появляется Математический театр и Царь Единица.
Развивается интерес к беседе, самостоятельность, инициатива, смекалка, чувство взаимо-помощи.
Вовлечь детей в беседу по знакомому, усвоенному материалу. Нацелить детей
Продолжение табл.
Царь Единица интересуется у детей, любят ли они математику, почему? Как называют жителей его страны? Всё ли дети помнят о числах, цифрах?
Царь повествует детям о том, что в его стране чисел переполох. Он просит детей, выполнив различные математические задания, навести порядок в его царстве, а для этого нужно помирить его жителей, выстроив общий домик для чисел, чтобы все его цифры разместились по порядку.
на проявление смекалки при ответах на вопросы, вызвать желание помогать и делать добро.
II часть.
1. Подвижно-дидактическая игра «Наведите порядок». (П, ФК)
Случай странный! Случай редкий!
Цифры в ссоре! Вот те на!
Со своею жить соседкой
Не желает ни одна!
Детям предлагается выполнить задания:
1) убрать палочки так, чтобы получилась цифра, обозначающая число, которое больше самого маленького на 1;
2) убрать палочки так, чтобы получилась цифра, обозначающая число, которое часто встречается в сказках, где исполняются желания;
3) убрать палочки так, чтобы получилась цифра, обозначающая число, которое любят наши четвероногие друзья;
Дети строятся парами вокруг домика, в окошках которого расположены палочки разных цветовых оттенков.
Для выполнения задания каждой паре, услышав вопрос, необходимо обежать силуэтное изображение цифры, убрать определенное количество цветных палочек так, чтобы получить изображение нужной цифры.
Развивается внимание, зрительная ориентировка, память, быстрота реакции, логическое мышление.
Обратить внимание детей на быстроту и точность выполнения задания. Побуждать детей выкладывать цифру по памяти, проверять правильность выполнения задания.
Продолжение табл.
4) убрать палочки так, чтобы получилась цифра, обозначающая число, которое любят жители подводного царства – морские звёзды;
5) убрать палочки так, чтобы получилась цифра, обозначающая число, которое любят насекомые – пчелы;
6) убрать палочки так, чтобы получилась цифра, обозначающая число, любимый праздник которого – Рож- дество;
7) убрать палочки так, чтобы получилась цифра, обозначающая число, которое замыкает числовой ряд и является символом начала и конца пути, отваги, благородства, успеха.
Вопросы:
– Какого цвета (оттенка) палочку вы убрали?
– Сколько палочек вы убрали, чтобы получить свою цифру?
– Проверьте, все ли цифры оказались в домике? (Нет, не хватает цифр 1, 7. )
Развивается внимание, быстрота реакции, самостоятельность (инициативу), логика мышления.
2. Подвижно-дидактическая игра «Поиграем с числом 1».
Педагог предлагает детям поиграть с недостающей цифрой (числом) в математические задачи (показав задачу и ответ на неё движением), чтобы она вернулась в домик на своё место.
Вопросы:
– Что на свете бывает только одно?
Развивается внимание, быстрота реакции, самостоятельность, инициатива, логическое мышление.
Продолжение табл.
– Какое число начинает счёт (с какой цифры начинается числовой ряд)?
– Любимый металл числа 1?
Пять малышек медвежат,
Мама уложила спать.
Четверым никак не спится.
Скольким сон хороший снится?
Пять детей изображают медвежат: шагают на внешней стороне стопы, Четверо детей- медвежат ложатся на пол и выполняют перекатывания с одного бока на другой, один ребенок-медвежонок присаживается на корточки, наклоняет голову и соединяет ладони под головой («спит»).
Обратить внимание детей на то, что, импровизируя, нужно стараться более точно передавать образ животных и их повадки.
Вопрос: какое число медвежат спало? На сколько число 5 больше 4? (На 1. )
У домика утром два зайца сидели,
И дружно весёлую песенку пели.
Один убежал, другой – вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит?
Двое детей изображают зайцев: руки перед грудью, согнуты в кистях.
Один ребенок прыжками с продвижением вперёд «убегает».
Нацелить детей на проявление смекалки при ответе на вопрос.
Вопрос: какое число меньше 2 на 1? (1. )
Ёжик по лесу тихонько бежал.
Себе на обед грибы он искал:
Один – под берёзкой,
Листок у осины.
Сколько грибочков стало в корзине?
Все дети изображают ежиков: передвигаясь быстрым мелким шагом в приседе, собирают в корзинку грибы, выбирая их среди ягод, листьев, шишек.
Вопрос: почему вы считаете что 1? (Листик не является грибом. )
Продолжение табл.
3. Дидактическая игра «Дни недели».
Педагог предлагает назвать дни недели по порядку, а затем, прослушав стихотворение сказать, в какой день недели все звери сели на карусели:
Носорог все дни недели,
Проводил на карусели.
И смеялся носорог,
И сиял от счастья рог.
Но в последний день недели,
Вдруг сломались карусели,
Потому, что вместе сели:
Крокодил, жираф, олень,
Слон, слониха и тюлень,
Словом, дюжина зверей
Да обжора муравей.
Дети выполняют задание, сидя на ковре по кругу.
4. Игра-физкультминутка «Карусели». (З)
Педагог рассказывает детям, что все цифры в сборе, и от радости они расшалились, превратившись в зверей, заняли место на карусели. Детям показывается картинка с животными в виде цифр.
Вопрос: на какие цифры похожи наши животные? (Ответ детей. )
Еле-еле, еле-еле,
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Детям раздаются карточки с нарисованным на них разным количеством одинаковых зверей и предлагается, произнося речитатив, занять место в «карусели» с номером, соот-
Обратить внимание детей на быстроту и правиль-ность выполнения задания: действовать в соответствии
Продолжение табл.
Тише, дети, не спешите,
Карусель остановите.
Остановка – раз, два.
Вот и кончилась игра.
ветствующим количеству зверей на карточке.
Произнося слова, дети выполняют бег вокруг стульчиков, ускоряя темп, под текст стихо- творения. По окончании слов дети занимают место на стульях, выбрав цифру, соответствующую количеству зверей на карточке.
Развивается внимание, ориентировка в пространстве, быстрота реакции, память.
с текстом, бег осуществлять, не наталкиваясь друг на друга.
5. Фронтальная работа (выполняется сидя за сто- лами).
Царь благодарит детей за помощь в наведении порядка в его стране и просит напоследок вспомнить, как выглядят его цифры, выполнив следующее задание: «Впиши недостающую цифру в цифровой ряд» – работа на индивидуальных карточках.
Развивается внимание, мелкая моторика рук, память.
Обратить внимание детей на правильность выполнения задания: отследив цифровой ряд, написать правильно нужную цифру.
III часть.
Итог занятия.
Дидактическая игра «Ассоциации». (П, К)
Педагог предлагает детям игру «Вопрос – ответ» с мячом на закрепление символики чисел.
Вопросы:
– Какое число любит только круглые формы и пред- меты? Назовите эти формы и предметы.
– Что на свете бывает по 2?
Участники игры становятся в круг. В середине – водящий. Он бросает мяч поочередно всем игрокам и задает вопросы о особенностях тех чисел (цифр), которые дети учили, в порядке их следования.
Участник, ответив на вопрос, отдает мяч водящему.
Побуждать детей самостоятельно задавать вопросы, делать свои умозаключения, отвечая на вопросы, проверять правильность выполнения задания.
Окончание табл.
– Сколько предметов в паре?
– В каких сказках встречается число 3?
– Назовите любимую форму числа 3.
– Сколько времён года в природе?
– Сколько пальцев на руке, ноге?
– Сколько углов у звезды?
– Сколько лапок у насекомых?
– На какую фигуру похожи соты пчелы?
– Сколько цветов у радуги? Назови их.
– Какие сказки знаете с числом 7?
– На что похожа цифра 8?
– Назовите любимую фигуру цифры 8.
– Какое число является самым таинственным?
– Какое царство-государство встречается в сказках?
Итоговые вопросы воспитателя:
– Где побывали? С кем играли?
Если участник игры затрудняется ответить на вопрос, он возвращает мяч водящему, который передает этот вопрос другому игроку.
Развивается внимание, память, быстрота реакции и ловкость, умение оценивать пра-вильно свои действия и действия других детей, ассоциативное мышление
Смена водящего осуществляется после того, как он задаст 4–5 вопросов
Литература
1. Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4–7 лет / Е. А. Алябьева. – М. : Сфера, 2005.
2. Безруких, М. Здоровье детей и школьные факторы риска / М. Безруких. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
3. Белошистая, А. В. Занятия по развитию математических способностей детей 4–5 лет / А. В. Белошистая. – М. : ВЛАДОС, 2008.
4. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. – Ростов н/Д. : Издательство РГПУ, 2000.
5. Вавилова, Е. Н. Развитие основных движений у детей 3–4 лет / Е. Н. Вавилова. – М. : Скрипторий, 2003.
6. Вавилова, Е. Н. Укрепление здоровья детей / Е. Н. Вавилова. – М. : Просвещение, 1986.
7. Виноградова, Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей / Н. Ф. Виноградова. – М. : Просвещение, 1989.
8. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает! / О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1991.
9. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии / В. И. Ковалько. – М. : ВАКО, 2004.
10. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З. А. Михайлова. – М. : Просвещение, 1985.
11. Петерсон, Л. Г. Игралочка / Л. Г. Петерсон. – М. : Баласс, 1995.
12. Смирнова, Н. Игровое сообщество дошкольников / Н. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 1.
13. Соловьёва, Е. В. Моя математика. Развивающая книга для детей среднего дошкольного возраста / Е. В. Соловьёва. – М. : Просвещение, 2008.
14. Столяр, А. А. Давайте поиграем / А. А. Столяр. – М. : Просвещение, 1991.
15. Сухарев, А. Т. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения / А. Т. Сухарев. – М. : Знание: Медицина, 1976.
16. Федосеева, П. Т. Игровая деятельность на занятиях по математике / П. Т. Федосеева. – Волгоград: Корифей, 2009.
17. Фидлер, М. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / М. Фидлер. – М. : Просвещение, 1981.
18. Фомина, Н. А. Физкультурно-оздоровительные системы и технологии: учебное пособие / Н. А. Фомина. – Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2007.