Приложение 2. Ситуационные задачи
Ситуационная задача 1 Больная П., 56 лет, жалуется на чувство тяжести и тошноты в подложечной области через 2-3 часа после приема пищи, отрыжку воздухом. Аппетит понижен. При объективном обследовании обнаружено вздутие в подложечной области, особенно после еды, когда начинается контурироваться желудок. При пальпации определяется шум плеска в области желудка, спустя 6 -7 часов после приема пищи. Какую патологию можно заподозрить у данного больного? Какие дополнительные исследования следует провести для уточнения диагноза?
Ситуационная задача 2 Больной Г., 50 лет жалуется на упорный понос, обычно по утрам, ложные позывы, в кале наличие крови и слизи, чувство распирания в животе. Тошнота, плохой аппетит, неприятный вкус во рту. При пальпации обнаруживается болезненность по ходу толстых кишок, урчание, шум плеска. Какое заболевание может заподозрить врач на основании описанной картины? Чем это может быть вызвано? Какие исследования необходимо провести для уточнения диагноза?
Ситуационная задача 3 Больного П., 45 лет, беспокоит отрыжка воздухом, иногда - тухлыми яйцами, тошнота, ощущение тяжести в подложечной области. Объективно: в области желудка разлитая нерезкая болезненность. При фракционном исследовании желудочного сока обнаружено отсутствие свободной соляной кислоты во всех порциях, резко понижена общая кислотность. После введения гистамина кислотность не увеличилась. Секреторная функция желудка понижена (реакция с дифениламином увеличена). О каком заболевании мог подумать врач? Какие еще исследования можно провести для уточнения диагноза?
Ситуационная задача 4 Больная Н., 27 лет, страдает язвенной болезнью желудка в течение 5 лет. За последние 2 месяца состояние изменилось, появились схваткообразные боли в подложечной области, появляющиеся после еды и по ночам, особенно лежа, сопровождающиеся вздутием в подложечной области. На высоте боли появляется рвота съеденной пищей, а часто съеденной накануне. Боли прекращаются после рвоты. При обследовании обнаружено вздутие в эпигастральной области, четко контурируется желудок в виде антиперистальтики. При пальпации определяется уплотнение желудка. Какое осложнение язвенной болезни можно предполагать у больной? Какие дополнительные исследования нужно провести?
Ситуационная задача 5 Больного Г., 32 года, беспокоит боль в эпигастральной области, приступообразная, появляющаяся через 2-3 часа после приема пищи или натощак. Боли сопровождаются тошнотой, рвотой, после рвоты они исчезают. При пальпации живота определяется болезненность в области пупка справа. При исследовании желудочного сока обнаруживается резкое повышение секреторной и кислотообразующей функции желудка и нарушение эвакуации. Какие заболевания можно предполагать у больного, и какие дополнительные исследования можно провести?
Ситуационная задача 6 Больной 27 лет жалуется на боли подложечной области, которые возникают после приема пищи, особенно острой и грубой. Боли отдают в грудную клетку, сопровождаются тошнотой и рвотой, вскоре после приема пищи. Рвота облегчает состояние больного. Кроме этого, больного беспокоят вздутие живота, метеоризм и отрыжка кислым. Объективно: Брюшная стенка слабо участвует в акте дыхания, напряжена в эпигастральной области, резко болезненна ниже мечевидного отростка. При исследовании желудочного сока обнаружено повышение секреторной и кислотообразующей функции желудка. О каком заболевании можно подумать, и какие исследования необходимо провести для окончательного диагноза?
Ситуационная задача 7 У больного А. 30 лет, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки. Периодически бывает черный кал. В крови отмечается уменьшение количества эритроцитов и гемоглобина. О чем должен подумать врач и какое исследование следует провести для уточнения диагноза? Какие симптомы обострения заболевания можно выявить методом пальпации? Эталоны ответов к задачам: Ответ к задаче №1. У данного больного можно заподозрить стеноз привратника – осложнение язвенной болезни (язва пилорического отдела желудка) Для уточнения диагноза необходимо назначить исследование секреторной функции желудка: натощакового и базального объема секреции, кислотности, с помощью пробных раздражителей, внутрижелудочной pH – метрии, определение пепсина в желудочном соке; исследование кала на скрытую кровь наряду с клиническими анализами крови и мочи; а также Фиброгастродуоденоскопию (ФГДС) с прицельной биопсией и рентгеноскопию желудка.
Ответ к задаче №2. На основании описанной картины врач может заподозрить колит, наиболее частыми причинами которого являются инфекции (дизентерия, салмонеллёз), паразиты (глисты, простейшие). Для уточнения диагноза необходимо провести: исследование кала, рентгенологическое, ректороманоскопическое, колоноскопическое исследование толстого кишечника.
Ответ к задаче №3. Врач должен подумать об атрофическом гастрите в фазе обострения. Для подтверждения диагноза необходимо провести фиброгастроскопию с биопсией.
Ответ к задаче №4. На основании описанной симптоматики врач может заподозрить у больной язвенную болезнь желудка с локализацией язвы в области привратника, осложнённую пилоростенозом, или длительным пилороспазмом. С целью дополнительного исследования больной необходимо провести рентгенологическое исследование желудка.
Ответ к задаче №5. В данном случае можно предположить наличие у больного язвенной болезни желудка антрального отдела и пилорического канала с осложнением пилородуоденальным стенозом. Для уточнения диагноза целесообразно проведение ФГС и рентгеноскопии желудка. Ответ к задаче №6 Врач должен подумать о язвенной болезни желудка. Для уточнения диагноза больному необходимо провести фиброгастроскопию.
Ответ к задаче №7 Врач, прежде всего, должен подумать об осложнении язвенной болезни – кровотечении. В обязательном порядке больному должна быть проведена ургентная ФГС с диагностической и возможно лечебной целью. При пальпации можно выявить локальную болезненность в эпигастрии больше справа, локальное защитное напряжение передней брюшной стенки, перкуторная болезненность – симптом Менделя.
Тема и ее актуальность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|