Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лабораторная и инструментальная диагностика.




 

Диагностика заболеваний печени основывается на систематическом и тщательном обследовании больного, включающем:

1. субъективные и объективные методы исследования,

2. лабораторные и инструментальные методы исследования.

В процессе диагностического поиска используется синдромальный принцип, элементы дифференциального и интегрального подходов к клиническому материалу, что способствует формированию врачебного мышления у студента.

Новая информация усваивается на основе базовых знаний, полученных на кафедрах нормальной и патологической анатомии, физиологии, биологии, биохимии.

Дальнейшее совершенствование теоретической и практической подготовки врача продолжается на старших курсах в клиниках факультетской и госпитальной терапии.

 

2. Учебные цели:

Овладение студентами методики расспроса, общего и специального осмотра больного с патологией печени. Распознавать основные патологические синдромы.

 

В результате освоения темы занятия студенты должны уметь:

- Правильно собрать анамнез путем тщательного опроса больного, подметить особенности образа жизни, характера питания, профессиональных воздейст­вий гепатотоксической направленности, учесть отягощенную наследствен­ность. инфекционные заболевания в прошлом, предшествующие заболева­ния пищеварительного тракта.

- Выделить основные опорные жалобы, детализировать их и сгруппировать в синдромы,

- Провести общий осмотр больного по схеме (техника, последовательность, форма записи информации).

- Провести осмотр кожных покровов и слизистых оболочек на предмет ранне­го выявления желтухи, геморрагии, расчесов, «сосудистых звездочек», пальмарной эритемы, провести осмотр, пальпацию и перкуссию живота на предмет выявления гепатомегалии асцита, «головы медузы» и других пече­ночных знаков.

- Определить размеры печени по Курлову; пальпацию и перкуссию селезенки. Клинически оценить полученную информацию, обосновать выделение ве­дущих синдромов.

- Сформулировать предварительный синдромальный диагноз. Определить необходимый минимум лабораторных и инструментальных ис­следований.

- Оценить результаты дополнительных методов исследования.

 

Для формирования умения студент должен знать:

- Анатомофизиологические особенности гепатобилиарной системы, ее взаи­мосвязь с соседними органами.

- Значение характера питания, роль вредных привычек (алкоголь, наркотики), токсического воздействия некоторых лекарственных препаратов, ядов рас­тительного, животного и промышленного происхождения в развитии забо­леваний печени.

- Значение вирусов, простейших и глистных инвазий в повреждении печени.

- Механизм развития основных синдромов:

а) диспепсического синдрома.

б) паренхиматозной желтухи.

в) геморрагического синдрома.

г) портальной гипертензии.

д) отечно-асцитического.

е) печеночной недостаточности.

- Особенности психотерапевтического подхода к больному, принципы деон­тологии.

- Диагностическое значение расспроса и осмотра больного.

- Диагностическое значение функциональных проб печени, лабораторные критерии нарушения основных функций печени по анализам крови, мочи, кала.

- Информативность и диагностическую значимость основных инструментальных методов исследования (УЗИ, КТ, сканирование, РГГ, лапароскопия, пункционная биопсия печени).

 

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

  1. определение терминов «гепатит», «цирроз печени».
  2. этиологические факторы развития гепатитов, циррозов печени. Значение характера питания, роль вредных привычек (алкоголь, наркотики), токсического воздействия некоторых лекарственных препаратов, ядов растительного, животного и промышленного происхождения в развитии гепатитов, циррозов печени. Значение вирусов, простейших и глистных инвазий в повреждении печени.
  3. Какую роль в развитии заболеваний печени играет наследственность? наличие обменных нарушений?
  4. клиническая характеристика основных синдромов, развивающихся при гепатитах и циррозах:

а) синдром паренхиматозной желтухи,

б) диспепсический синдром,

в) синдром печеночно-клеточной недостаточности,

г) синдром портальной гипертензии,

д) гепатолиенальный синдром

е) отечно-асцитический синдром,

ж) гепатолиенальный синдром,

з) анемический синдром,

и) геморрагический синдром,

к) гепаторенальный синдром.

  1. Клинико-лабораторнаядифдиагностика различных видов желтух (надпеченочной, печеночной, подпеченочной).
  2. Симптоматология гепатитов, циррозов печени.
  3. Что такое «печеночные знаки»?
  4. Методики определения симптомов воспаления печени и желчного пузыря (симптомы Кера, френикус-симптом, Ортнера, Образцова-Мерфи, Василенко, Люпене, Курвуазье).
  5. Какие из лабораторно-инструментальных методов позволяют верифицировать диагноз гепатита? цирроза печени?
  6. Диагностическая ценность функциональных проб печени.
  7. Характеристика лабораторных синдромов поражения печени: цитолитический синдром, мезенхимально-воспалительный синдром, холестатический синдром, гепатодепрессивный синдром.
  8. Какие из лабораторных синдромов поражения печени выявляются при гепатитах? циррозах печени?

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность аудиторной СРС: 80 минут.

6.1 Дидактический материал: кино- и видеофильмы, тренинговые и контролирующие компьютерные программы, мультимедийные атласы, унифицированная схема истории болезни (для каждого студента); клинические истории болезни, больные по теме (1 больной на 2 студентов), таблицы, рисунки, алгоритмы, анализы крови, мочи, кала, сканограммы, рентгенограммы.);

6.2. ТСО (компьютеры, видеодвойка, мультимедийные проекторы и др.)

 

Содержание занятия.

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Задания для самоконтроля: Приложение 1.

 

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия:

Этиология, патогенез, симптоматология, порядок, правила и техника обследования больного, необходимый диагностический набор дополнительных методов исследования и их значение, классификация, тактика лечения гепатитов и циррозов.

 

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме:

Преподаватель в присутствии всей группы проводит всестороннее исследование больного c гепатитом с применением всех основных методов (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия и интерпретацию полученных данных. Затем анализирует результаты дополнительных методов исследования по истории болезни, указывает их диагностическое значение. Проводит заключительное обобщение, формулирует синдромальный диагноз.

 

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.

Задание 1. Студенты самостоятельно обследуют больных с гепатитами и циррозами. Каждые два студента получают больного, у которого проводят опрос, пальпацию, перкуссию и аускультацию. Полученные данные студентами записываются в тетрадь для практических занятий.

Задание 2. По истории болезни больных анализируют и интерпретируют результаты лабораторно-инструментальных методов обследования. Выставляют и формулируют диагноз. Разрабатывают тактику лечения. Полученные при курации данные, результаты обследования, диагноз и план лечения оформляют картой микрокурации больного.

7.5 Разбор проведенной курации.

Выборочно, по указанию преподавателя, студенты докладывают курируемых больных, определяя диагностическое значение выявленных при обследовании изменений. Преподаватель оценивает результат проведенной работы, акцентируя внимание на пропедевтических ошибках и недостатках.

 

6.6 Контроль освоения студентами темы занятия.

Ситуационные задачи, тесты (с эталонами ответов). Приложение 1,2.

Место проведения самоподготовки:

Учебная комната для самоподготовки студентов, палаты больных, кабинеты функциональной диагностики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...