Лабораторная и инструментальная диагностика.
Диагностика заболеваний печени основывается на систематическом и тщательном обследовании больного, включающем: 1. субъективные и объективные методы исследования, 2. лабораторные и инструментальные методы исследования. В процессе диагностического поиска используется синдромальный принцип, элементы дифференциального и интегрального подходов к клиническому материалу, что способствует формированию врачебного мышления у студента. Новая информация усваивается на основе базовых знаний, полученных на кафедрах нормальной и патологической анатомии, физиологии, биологии, биохимии. Дальнейшее совершенствование теоретической и практической подготовки врача продолжается на старших курсах в клиниках факультетской и госпитальной терапии.
2. Учебные цели: Овладение студентами методики расспроса, общего и специального осмотра больного с патологией печени. Распознавать основные патологические синдромы.
В результате освоения темы занятия студенты должны уметь: - Правильно собрать анамнез путем тщательного опроса больного, подметить особенности образа жизни, характера питания, профессиональных воздействий гепатотоксической направленности, учесть отягощенную наследственность. инфекционные заболевания в прошлом, предшествующие заболевания пищеварительного тракта. - Выделить основные опорные жалобы, детализировать их и сгруппировать в синдромы, - Провести общий осмотр больного по схеме (техника, последовательность, форма записи информации). - Провести осмотр кожных покровов и слизистых оболочек на предмет раннего выявления желтухи, геморрагии, расчесов, «сосудистых звездочек», пальмарной эритемы, провести осмотр, пальпацию и перкуссию живота на предмет выявления гепатомегалии асцита, «головы медузы» и других печеночных знаков.
- Определить размеры печени по Курлову; пальпацию и перкуссию селезенки. Клинически оценить полученную информацию, обосновать выделение ведущих синдромов. - Сформулировать предварительный синдромальный диагноз. Определить необходимый минимум лабораторных и инструментальных исследований. - Оценить результаты дополнительных методов исследования.
Для формирования умения студент должен знать: - Анатомофизиологические особенности гепатобилиарной системы, ее взаимосвязь с соседними органами. - Значение характера питания, роль вредных привычек (алкоголь, наркотики), токсического воздействия некоторых лекарственных препаратов, ядов растительного, животного и промышленного происхождения в развитии заболеваний печени. - Значение вирусов, простейших и глистных инвазий в повреждении печени. - Механизм развития основных синдромов: а) диспепсического синдрома. б) паренхиматозной желтухи. в) геморрагического синдрома. г) портальной гипертензии. д) отечно-асцитического. е) печеночной недостаточности. - Особенности психотерапевтического подхода к больному, принципы деонтологии. - Диагностическое значение расспроса и осмотра больного. - Диагностическое значение функциональных проб печени, лабораторные критерии нарушения основных функций печени по анализам крови, мочи, кала. - Информативность и диагностическую значимость основных инструментальных методов исследования (УЗИ, КТ, сканирование, РГГ, лапароскопия, пункционная биопсия печени).
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки:
а) синдром паренхиматозной желтухи,
б) диспепсический синдром, в) синдром печеночно-клеточной недостаточности, г) синдром портальной гипертензии, д) гепатолиенальный синдром е) отечно-асцитический синдром, ж) гепатолиенальный синдром, з) анемический синдром, и) геморрагический синдром, к) гепаторенальный синдром.
4. Вид занятия: практическое занятие. 5. Продолжительность аудиторной СРС: 80 минут. 6.1 Дидактический материал: кино- и видеофильмы, тренинговые и контролирующие компьютерные программы, мультимедийные атласы, унифицированная схема истории болезни (для каждого студента); клинические истории болезни, больные по теме (1 больной на 2 студентов), таблицы, рисунки, алгоритмы, анализы крови, мочи, кала, сканограммы, рентгенограммы.); 6.2. ТСО (компьютеры, видеодвойка, мультимедийные проекторы и др.)
Содержание занятия. 7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений. Задания для самоконтроля: Приложение 1.
7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия: Этиология, патогенез, симптоматология, порядок, правила и техника обследования больного, необходимый диагностический набор дополнительных методов исследования и их значение, классификация, тактика лечения гепатитов и циррозов.
7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме: Преподаватель в присутствии всей группы проводит всестороннее исследование больного c гепатитом с применением всех основных методов (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия и интерпретацию полученных данных. Затем анализирует результаты дополнительных методов исследования по истории болезни, указывает их диагностическое значение. Проводит заключительное обобщение, формулирует синдромальный диагноз.
7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя. Задание 1. Студенты самостоятельно обследуют больных с гепатитами и циррозами. Каждые два студента получают больного, у которого проводят опрос, пальпацию, перкуссию и аускультацию. Полученные данные студентами записываются в тетрадь для практических занятий. Задание 2. По истории болезни больных анализируют и интерпретируют результаты лабораторно-инструментальных методов обследования. Выставляют и формулируют диагноз. Разрабатывают тактику лечения. Полученные при курации данные, результаты обследования, диагноз и план лечения оформляют картой микрокурации больного. 7.5 Разбор проведенной курации. Выборочно, по указанию преподавателя, студенты докладывают курируемых больных, определяя диагностическое значение выявленных при обследовании изменений. Преподаватель оценивает результат проведенной работы, акцентируя внимание на пропедевтических ошибках и недостатках.
6.6 Контроль освоения студентами темы занятия. Ситуационные задачи, тесты (с эталонами ответов). Приложение 1,2. Место проведения самоподготовки: Учебная комната для самоподготовки студентов, палаты больных, кабинеты функциональной диагностики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|